СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Русские народные песни

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки»

Конспект урока литературного чтения

Тема: Русские народные песни

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские

народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь

выразительно читать тексты русских песен.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие

представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных

народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским

узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение пословиц о трудолюбии, подобранных к этому уроку.

(Несколько ответов.)

III. Речевая разминка

– Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Колыбельная.)

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни –

Сон придет веселый,

Куклы – малые они

И не ходят в школу.

– Прочитайте медленно.

– Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

– Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

– Прочитайте скороговоркой.

– Прочитайте выразительно.

IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

– На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Прочитать только русские буквы.)

– Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские

буквы).

SУWСТNIНОЕ НWISАРLОDДНISОЕ

VТSВОLРЧSЕСSWIТВHОS.

(Дети читают, учитель записывает ниже или выставляет карточки со словами: «Устное народное творчество».)

– Это название раздела учебника, который мы будем сегодня

изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

– Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)

V. Работа по теме урока

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На зем-

30 Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс

ном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы,

итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть

свое устное народное творчество. Со многими сказками разных

народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.

– Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было

самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые

и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла

глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую

по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

– Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер,

град.)

VI. Физкультминутка

(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им

весело, они скачут.)

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Дети показывают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал –

Зайка прыг – и убежал.

(Дети садятся.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение песен о солнышке, весне

1. Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

Урок 7. Русские народные песни 31

2. Весна-красна,

На чем пришла?

– На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

– А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

3. Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

4. Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

2. Знакомство с песнями в учебнике

(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)

– Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.

– Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной

форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

– Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте

свою радость и восхищение.

– Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18–19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)

– Кто из вас помнит, какие песни пели вам?

– Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были

в колыбельных песнях? Найдите их.

3. Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите иллюстрации на с. 16–20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как

игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах – мастерских – за длинными столами.

Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом

пели песни.

VIII. Рефлексия

– Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

32 Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс

IX. Подведение итогов урока

– С какими жанрами народного творчества познакомились

на уроке?

– В какие времена пели эти песни?

– Какая из них вам особенно понравилась?

Домашнее задание

1. Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать

иллюстрацию.

2. Попробовать сочинить колыбельную песню.