СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс Школа России»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рассмотрена

на заседании ШМО

учителей начальной школы

Протокол заседания

от «30» августа 2021 г.

№ 1

Рекомендована к утверждению

Протокол заседания педагогического совета МБОУ Пролетарской СОШ

от «31» августа 2021г.

№ 1

Утверждаю

Директор МБОУ

Пролетарской СОШ

________________

Т.С. Серикова

Приказ от «31» августа 2021г.

№ 127



по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


начальное общее образование (2 класс)


Количество часов в неделю 4, за год 135


Учебный год 2021-2022


Учитель –Войнова Анастасия Павловна












Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса МБОУ Пролетарской СОШ составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основании программы авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г.,Дементьева, М.Н.,Стефаненко, Н.А.,Бойкина М.В.

УМК «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Москва. Просвещение.2011. Руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.

Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Пролетарской СОШ на 2021-2022 учебный год, данная программа будет реализована в объёме 135 часов. Для прохождения программы в полном объёме считаю целесообразным объединить материал уроков №135 (Повторение и закрепление. Выполнение упражнений) и №136 (Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс).


Авторская программа В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 2015 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты

учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Планируемые результаты рабочей программы

Личностные результаты

Обучающийся научится: понимать значимость речи для процесса общения;

  • испытывать чувство гордости за родной язык;

  • осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

  • уважительно относиться к языку и его традициям;

  • осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

  • применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

  • развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);

  • испытывать потребность в общении;

  • осмыслить значение общения;

  • понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

  • осознавать необходимость писать грамотно;

  • сформировать интерес к изучению истории русского языка;

  • понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

  • стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

  • развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

  • проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

  • научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

  • создавать собственные словесные произведения по образцу;

  • понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

  • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

  • добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;

  • усвоить уважительное отношение семейным ценностям;

  • осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

  • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

  • научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

  • научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

  • расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

  • сформировать интерес и любовь к живой природе;

  • сформировать гуманное отношение к домашним животным;

  • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

  • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

  • понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).



Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

  • работать с моделями слова, звуковыми схемами;

  • пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

  • контролировать свою речь в процессе общения.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);

  • сравнивать языковые единицы по разным критериям;

  • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);

  • развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

  • классифицировать языковые единицы по различным критериям;

  • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

  • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

  • работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

  • развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);

  • развивать внимание (например, нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);

  • понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

  • понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

  • понимать обучающую задачу дидактических игр;

  • принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

  • применять полученные знания для решения практических задач.


Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

  • различать устные и письменные формы общения;

  • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

  • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

  • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

  • понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

  • писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросам , проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;

  • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

  • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

  • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

  • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).


Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • понимать преимущества звукобуквенного письма;

  • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

  • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

  • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

  • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

  • передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью буква, о, э, у, ы);

  • разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;

  • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;

  • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

  • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;

  • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

  • переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

  • правилам употребления прописной буквы;

  • правильно писать слова с удвоенными согласными;

  • правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

  • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

  • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

  • понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

  • особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;

  • иметь представление о единообразном написании слова.


Лексика

Обучающийся научится:

  • формировать ценностное отношение к слову;

  • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

  • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

  • составлять двусторонние модели слов;

  • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

  • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.


Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

  • научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

  • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

  • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

  • научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

  • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • называть части слова;

  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

  • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

  • различать предлоги и приставки;

  • находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

  • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

  • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

  • понимать принцип единообразного написания морфем;

  • составлять слова с предложенными морфемами.


Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

  • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.


Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

  • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.


Имя существительное

Обучающийся научится:

  • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

  • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

  • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

  • определять число имён существительных.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).


Глагол

Обучающийся научится:

  • находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

  • определять число глаголов.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • на практическом уровне изменять глаголы по временам.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;

  • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;

  • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

  • образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

    • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

    • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;

  • составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

  • озаглавливать текст;

  • определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

  • составлять план текста на основе памяток, образцов;

  • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).



Содержание учебного предмета


Наша речь (4 ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.


Текст (4 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (9 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.


Слова, слова, слова…(14 ч).

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (29 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (24 ч).

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.


Части речи (41 ч).

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи. Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование . Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.


Повторение изученного за год (11 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.







Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Сроки

1

Наша речь

4

1.03-7.09

2

Текст

4

8.09 – 14.09

3

Предложение

9

15.09 -29.09

4

Слова,слова,слова…

14

30.09 – 25.10

5

Звуки и буквы

29

26.10 – 21.12

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

24

22.12 – 9.02

7

Части речи

41

10.02 – 5.05

8

Повторение

11

11.05 – 26.05


Итого:

136 часов




Годовой календарный график текущего контроля


№к/р

Вид контроля

Дата проведения

1.

Контрольное списывание №1. Входной контроль .

7.09

2.

Контрольный диктант №2 «Пушок» по теме «Предложение».

29.09

3.

Контрольный диктант №3 «Как красив лес осенью» по теме «Слова…слова…слова…».

11.10

4.

Контрольный диктант №4 «Зимой в лесу» по теме «Слова…слова…слова…».

25.10

5.

Контрольный диктант №5 «Друзья» по теме «Звуки и буквы».

10.11

6.

Контрольный диктант №6 «В роще» по теме «Звуки и буквы».

24.11

7.

Контрольный диктант №7 «С неба падал» по теме «Звуки и буквы».

16.12

8.

Контрольный диктант №8 «В лесу» по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

28.12

9.

Контрольный диктант №9 «Зяблик» по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

27.01

10.

Контрольное списывание № 10 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

3.02

11.

Контрольный диктант №11 «Главный город» по теме «Части речи»

2.03

12.

Контрольный диктант №12 «Друзья» по теме «Части речи».

14.03

13.

Контрольный диктант №13 «Дети в лесу» по теме «Части речи».

20.04

14.

Контрольный диктант №14 «Гроза» по теме «Части речи».

28.04

15.

Контрольное списывание №15 по теме «Повторение».

19.05

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ в теме

Название разделов и тем.

Кол-во часов

Виды контроля

Дата (по плану)

Дата (факт)


Наша речь (4 ч.)

1.

1.

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

текущий

1.09


2.

2.

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

текущий

2.09


3.

3

Как отличить диалог от монолога?

1

текущий

6.09


4.

4

Контрольное списывание №1. Входной контроль .

1

Контр.списывание№1

7.09


5.

Текст (4 ч.)

5.

1.

Что такое текст?

1

текущий

8.09


6.

2.

Что такое тема и главная мысль текста?

1

текущий

9.09


7.

3.

Части текста.

1

текущий

13.09


8.

4.

Обобщение по теме»Текст»

1

текущий

14.09



Предложение (9 ч.)

9.

1.

Работа над ошибками. Что такое предложение?

1

текущий

15.09


10.

2.

Как из слов составить предложение?

1

текущий

16.09


11.

3.

Что такое главные члены предложения?

1

текущий

20.09


12.

4.

Что такое второстепенные члены предложения?

1

текущий

21.09


13.

5.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

текущий

22.09


14.

6.

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1

текущий

23.09


15.

7.

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

1

Творческое задание

27.09


16.

8.

Анализ сочинений. Как установить связь слов в предложении?

1


28.09


17.

9.

Контрольный диктант №2 «Пушок» по теме «Предложение».

1

Контрольная работа №2

29.09


18.

Слова, слова, слова. (14 ч)

18.

1.

Работа над ошибками. Что такое лексическое значение слова?

1


30.09


19.

2.

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

текущий

4.10


20.

3.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

текущий

5.10


21.

4.

Что такое синонимы?

1

текущий

6.10


22.

5.

Что такое антонимы?

1

текущий

7.10


23.

6.

Контрольный диктант №3 «Как красив лес осенью» по теме «Слова…слова…слова…».

1

К.р.№3

11.10


24.

7.

Работа над ошибками. Что такое родственные слова?

1

самоконтроль

12.10


25.

8.

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

текущий

13.10


26.

9.

Какие бывают слоги?

1

текущий

14.10


27.

10.

Как определить ударный слог?

1


18.10


28.

11.

Обучающее сочинение по серии картинок «Спасение зайца»

1

Творч.раб.

19.10


29.

12.

Работа над ошибками. Как переносить слова с одной строки на другую?

1

самоконтроль

20.10


30.

13.

Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный диктант.

1

текущий

21.10


31.

14.

Контрольный диктант №4 «Зимой в лесу» по теме «Слова…слова…слова…».

1

К.р.№4

25.10



Звуки и буквы ( 29 ч.)

32.

1.

Работа над ошибками. Как различать звуки и буквы?

1

самоконтроль

26.10


33.

2.

Как мы используем алфавит?

1

текущий

27.10


34.

3.

Как мы используем алфавит? Закрепление.

1


28.10


35.

4.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

текущий

8.11


36.

5.

Как определить гласные звуки?

1

текущий

9.11


37.

6.

Контрольный диктант №5 «Друзья» по теме «Звуки и буквы».

1

К.р.№5

10.11


38.

7.

Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

текущий

11.11


39.

8.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1


15.11


40.

9.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление.

1

текущий

16.11


41.

10.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

11

текущий

17.11


42.

11.

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине «Зима пришла. Детство»

1

Творч.раб.

18.11


43.

12.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

текущий

22.11


44.

13.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

текущий

23.11


45.

14.

Контрольный диктант №6 «В роще» по теме «Звуки и буквы».

1

К.р.№6

24.11


46.

15.

Работа над ошибками. Как определить согласные звуки?

1

текущий

25.11


47.

16.

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

текущий

29.11


48.

17.

Согласный звук [Й] и буква И краткое. Закрепление.

1


30.11


49.

18.

Слова с удвоенными согласными.

1

текущий

1.12


50.

19.

Развитие речи.

Работа с деформированным текстом

1

Твор.раб.

2.12


51.

20.

Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

1

Творч.раб.

6.12


52.

21.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

текущий

7.12


53.

22.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

текущий

8.12


54.

23.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

текущий

9.12


55.

24.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Закрепление.

1


13.12


56.

25.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

текущий

14.12


57.

26.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

текущий

15.12


58.

27.

Контрольный диктант №7 «С неба падал» по теме «Звуки и буквы».

1

Контр.раб. №7

16.12


59.

28.

Работа над ошибками. Проверочная работа «Согласные звуки и буквы»

1


20.12


60.

29.

Наши проекты. Пишем письмо.

1

Творч.раб.

21.12



Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (24 ч.)

61.

1.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

текущий

22.12


62.

2.

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Творч.раб.

23.12


63.

3.

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

текущий

27.12


64.

4.

Контрольный диктант №8 «В лесу» по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

1

К.р.№8

28.12


65.

5.

Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма.

1

текущий

29.12


66.

6.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1


10.01


67.

7.

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

1

текущий

11.01


68.

8.

Проверь себя. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1


12.01


69.

9.

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1

текущий

13.01


70.

10.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласными

1

текущий

17.01


71.

11.

Правописание парных согласных в корне слова.

1

текущий

18.01


72.

12.

Проверка парных согласных в корне слова. Закрепление

1

текущий

19.01


73.

13.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

текущий

20.01


74.

14.

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

1

текущий

24.01


75.

15.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

текущий

25.01


76.

16.

Проверка знаний. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1


26.01


77.

17.

Контрольный диктант №9 «Зяблик» по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

1

К.р. №9

27.01


78.

18.

Работа над ошибками . Обобщение изученного материала.

1


31.01


79.

19.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

текущий

1.02


80.

20.

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Выполнение упражнений.

1

текущий

2.02


81.

21.

Контрольное списывание № 10 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

1

К.р.№10

3.02


82.

22.

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

текущий

7.02


83.

23.

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

Творч.раб.

8.02


84.

24.

Проверка знаний. Обобщение изученного материала.

1


9.02



Части речи ( 41 ч)

85.

1.

Что такое части речи?

1

текущий

10.02


86.

2.

Что такое части речи? Закрепление.

1


14.02


87.

3.

Что такое имя существительное?

1

текущий

15.02


88.

4.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1


16.02


89.

5.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

текущий

17.02


90.

6.

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

1

текущий

21.02


91.

7.

Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.

1

текущий

22.02


92.

8.

Заглавная буква в географических названиях.

1

текущий

24.02


93.

9.

Обучающее изложение «Люлька»

1

Творч.раб.

28.02


94.

10.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

текущий

1.03


95.

11.

Контрольный диктант №11 «Главный город» по теме «Части речи»

1

К.р.№11

2.03


96.

12.

Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных.

1


3.03


97.

13.

Единственное и множественное число имён существительных.

1

текущий

5.03


98.

14.

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Творч.раб.

9.03


99.

15.

Проверка знаний. Обобщение.

1


10.03


100.

16.

Контрольный диктант №12 «Друзья» по теме «Части речи».

1

К.р.№12

14.03


101.

17.

Работа над ошибками. Что такое глагол?

1


15.03


102.

18.

Единственное и множественное число глаголов.

1

текущий

16.03


103.

19.

Единственное и множественное число глаголов. Закрепление.

1


17.03


104.

20.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

текущий

21.03


105.

21.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

текущий

22.03


106.

22.

Что такое текст-повествование?

1


23.03


107.

23.

Проверка знаний.

1


24.03


108.

24.

Что такое имя прилагательное?

1

текущий

4.04


109.

25.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

текущий

5.04


110.

26.

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

текущий

6.04


111.

27.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

текущий

7.04


112.

28.

Что такое текст – описание?

1

текущий

11.04


113.

29.

Проверка знаний.

1


12.04


114.

30.

Общее понятие о предлоге.

1

текущий

13.04


115.

31.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

текущий

14.04


116.

32.

Восстановление предложений.

1

текущий

18.04


117.

33.

Проверка знаний.

1


19.04


118.

34.

Контрольный диктант №13 «Дети в лесу» по теме «Части речи».

1

К.р.№13

20.04


119.

35.

Работа над ошибками. Что такое местоимение?

1


21.04


120.

36.

Что такое местоимение?

1

текущий

25.04


121.

37.

Что такое текст – рассуждение?

1


26.04


122.

38.

Проверка знаний

1


27.04


123.

39.

Контрольный диктант №14 «Гроза» по теме «Части речи».

1

К.р.№14

28.04


124.

40.

Работа над ошибками. Повторение по теме «Текст».

1


4.05


125.

41.

Сочинение по картине.

1

Творч.раб.

5.05



Повторение ( 11 ч.)

126.

1.

Повторение по теме «Предложение».

1

текущий

11.05


127.

2.

Повторение по теме «Предложение». Закрепление

1

текущий

12.05


128.

3.

Повторение по теме «Слово и его значение».

1


16.05


129.

4.

Повторение по теме «Части речи».

1


17.05


130.

5.

Повторение по теме «Части речи». Закрепление

1

текущий

18.05


131.

6.

Контрольное списывание №15 по теме «Повторение».


1

Контр.раб № 15

19.05


132.

7.

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

текущий

23.05


133.

8.

Повторение по теме «Правила правописания».

1


24.05


134.

9.

Повторение и закрепление изученного материала.

1

текущий

25.05


135.

10.

Повторение и закрепление. Выполнение упражнений.

1



26.05


136.

11.

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

1





Итого

135



































































  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Учебно-методический комплект:


1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.


5.КИМы. Русский язык. 2 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2016. -80с

6.Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2016. – 368с.











































Контрольно-измерительные материалы

Диктанты 2 класс


Списывание .

Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.

На даче

Наступило лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

Грамматические задания

  1. В третьем предложении подчеркнуть гласные буквы.

  2. Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.


Контрольный диктант

Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Пушок

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматические задания

  1. В предложениях 4 и 5 подчеркнуть основу.

  2. Допишите одно – два предложения в конце текста.


Контрольный диктант

Цель: проверить навыки письма, умение правильно оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте орфограмма и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Как красив лес осенью!

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания

  1. Подчеркните основу : I вариант- 4 предложение; II вариант – 5 предложение.

  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.


Диктант

Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания

  1. Спишите первое предложение и разделите слова для переноса.

  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.

  3. Напишите антонимы к словам: тепло, сытно.


Диктант

Цель: проверить умение учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова с орфограммами. Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Друзья

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим принес мальчику палку.

Грамматические задания

  1. Подчеркните основу в первом предложении.

  2. Разделите слова для переноса второго предложения.


Диктант

Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, грамотно писать; строить сообщение в устной и письменной форме.

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Проверочная работа с. 111(Дети записывают только ответы)

  1. Иволга, аист

  2. Зима, зимой

  3. Трава- травы, пчела- пчелы, дождь – дожди, плита- плиты

  4. Лопата, ветер, ноябрь.


Диктант

Цель: повторить усвоение изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания

  1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

  2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.


Диктант

Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко – буквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звуко – буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Зяблик

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Слова для справок: много, целый.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

  2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов (I вариант – снег,II вариант - лед)



Списывание

Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; определять место орфограммы в слове; безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Кораблик

Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает частая капель. На клене надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеек. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.


Диктант

Цели: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Главный город

Москва- главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  2. В последнем предложении поставьте знак ударение над всеми словами.

  3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.


Диктант

Цели: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания; писать под диктовку; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Друзья

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания

1.Подчеркнутьимена собственные.

2. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

3.В пятом предложении обозначить имена существительные.

4. Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе


Диктант

Цели: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от других слов; применять правило правописания.

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладет.

Грамматические задания

  1. Выпишите предлоги.(I вариант – из первых трех предложений, II вариант – из последних трех предложений)

  2. К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.

  3. В первом предложении над словами надпишите части речи.


Диктант

Цели: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от других слов; применять правило правописания.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания

В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.


Списывание

Цели: проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.

Планируемые результаты: учащиеся научатся списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок; видеть орфограммы в слове; видеть и запоминать все предложения и его отдельные части; проверять написание текста.

Родина

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять ее, жить с ней одной жизнью.

Грамматические задания

В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Разделите слова для переноса холодные, лесные.



























Проверочная работа по теме «Предложение»


Цели:

Проверить сформированность представлений о различии предложения и словосочетания;

знание о том, что предложение может содержать сообще­ние, вопрос, побуждение к действию;

умение различать предложения, различные по цели выска­зывания и интонации;

владение терминами: повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложе­ние, восклицательная интонация, невосклицательная ин­тонация;

знание того, как одно предложение отделяется от другого в устной и письменной речи;

умение в сплошном тексте выделять предложения и офор­млять их на письме.


  1. Дополните высказывание


Предложение, которое содержит сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь, называется ... Предложение, которое содержит вопрос, назы­вается ... .

Предложение, которое содержит приказ, при­зыв к действию, просьбу, называется ...


Слова для справок: повествовательное, побудительное, воп­росительное.


Каждый правильный ответ — 1 балл, всего — 3 балла.


  1. Прочитайте текст, расставьте знаки препинания. Где надо, замените строчные буквы прописными.


Почему так тихо в лесу это наступил ноябрь подули студёные ветры лужицы промёрзли до дна скоро снег укроет землю помогите лесным жителям перезимовать


Каждое правильно оформленное предложение — 1 балл.
Всего — 6 баллов.


  1. Подчеркните в тексте задания № 2 слово, близкое по смыс­лу
    слову
    холодные. Если в тексте есть вопросительное пред­ложение,
    отметьте его знаком (+), а побудительное предложе­ние — знаком (
    v).


Правильный ответ — 3 балла.


  1. Прочитайте предложение. Подчеркните главные члены


В теплице цветут душистые лилии.


Правильный ответ — 3 балла.


  1. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставь­те знаки препинания.


Идёт весна | Метели и вьюги больше не гуля­ют по лесам и полям | Около муравейников хло­почут | Скоро распустятся подснежники |


Каждое выделенное и правильно оформленное предложе­ние
— 1 балл. Если словосочетание не называется — 1 балл.
Всего — 4 балла.


Рыжик. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы!


  1. Придумай и запиши по 2 слова с сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу.

  2. образуй от данных слов новые так, чтобы в них появились сочетания чк или чн


Проверочная работа по теме Звуки и буквы 19.12

Проверяемые знания, представления, умения:

представление о различии звука и буквы;

умение выделять ударные звуки в слове;

умение различать деление слова на слоги и для переноса.


  1. Прочитайте слова. Определите, сколько звуков и букв в каждом слове.


Коньки, портфель, мальчик, морковь, ель, ёж, тетрадь.

Выберите правильный ответ:

а) букв больше, чем звуков;

б) сколько звуков, столько и букв;

в) букв меньше, чем звуков.


Каждый правильно выбранный ответ — 2 балла. Всего – 14 баллов.


  1. Прочитайте слова. Поставьте в них ударение.


Магазин, портфель, арбуз, Москва.


Каждый правильный ответ — 1 балл. Всего 4 балла.


Если ко времени проведения теста обучающиеся будут зна­комы с данными словарными словами, можно усложнить зада­ние, пропустив в словах гласные буквы.


  1. Прочитайте слова. Если можно, запишите их с делени­ем для переноса.


Уроки, молния, лошадь, Оля, озеро, зайцы, пень, деревья, муравейник.


Каждый правильный ответ —1 балл. Всего - 9 баллов.


4*. Прочитайте слова. Отметьте знаком (+) слова, в кото­рых произносится [ф].


Шкаф, волк, стол, фонарь, лев, класс, мор­ковь, покров (снежный).


Каждое правильно выбранное слово — 1 балл. Если слово
морковь не называется — 1 балл. Всего — 5 баллов.


От 28 до 32 – «5» (более 81%)

От 23 до 27– «4» (71 – 80%)

От 16 до 22 – «3» (50 – 70%)



Проверочная работа по теме «Имя существительное» 3.04


Цель: проверить знание лексико-грамматических признаков (значение и воп­рос) имени существительного, умение различать и называть имена существительные.


1. Имя существительное – это , которая называет и отвечает на вопросы .


2. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, называются . Они отвечают на вопрос .

остальные имена существительные называются .

Они отвечают на вопрос .


3. Имя существительное изменяется по .

Имена существительные, которые называют один предмет, - это существительные в числе.

Имена существительные, которые называют несколько одинаковых предметов, - это существительные во числе.


4. Имена, отчества, фамилии людей, географические названия – это .

Они пишутся .


5. Подчеркни имена существительные.

Стоит теплая погода. Светит яркое солнышко. Дует легкий ветерок. Журчит звонкий ручеек. Щебечут хлопотливые пташки.

Каждый правильный ответ – 1 балл. Наибольшее количество баллов – 18






Проверочная работа по теме «Глагол» 11.04

Цель: : проверить знание лексико-грамматических признаков (значение и воп­рос) глагола, умение различать и называть глаголы.

1. Глагол – это , которая называет и отвечает на вопросы .


2. Глаголы изменяются по .

Глаголы, которые называют действие одного предмета, - это глаголы в числе.

Глаголы, которые называют действия нескольких предметов, - это глаголы во числе.


3. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу глаголы:

Птицы , собака ,

трава , ветер ,

солнце , ручейки .


4. В задании № 3 подчеркни глаголы в единственном числе.


5 От имен существительных образуй глаголы:

бег , звон ,

свист , крик

стон , мороз .


Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» 17.04


Цель: проверить знание лексико-грамматических признаков (значение и воп­рос) имени прилагательного, умение различать и называть имена прилагательные.


1.Имя прилагательное – это , которая называет и отвечает на вопросы .


2. Имена прилагательные изменяются по .

Имена прилагательные, которые называют признак одного предмета, - это прилагательные в числе.

Имена прилагательные, которые называют признак нескольких предметов, - это прилагательные во числе.


3. Вставь в предложения подходящие по смыслу прилагательные, укажи у них число.

Стоит день. В воздухе кружатся снежинки. С ветки на ветку прыгают синички.

4. В задании № 3 подчеркни глаголы в единственном числе.


5 От имен существительных образуй имена прилагательные:

снег , звон ,

свет , холод ,

соль , мороз .



Проверочная работа по теме «Состав слова» 2.12

Проверяемые знания, представления, умения:

представление о корне слова и однокоренных словах;

владение терминами: корень слова, однокоренные слова, орфограмма;

умение подбирать однокоренные слова к данному слову;

умение подбирать проверочные слова к словам с гласными и согласными

орфограммами.

  1. Прочитайте текст. В выделенных словах отметьте в кор­не гласные орфограммы.


Понесла лиса петуха за тёмные леса. Закри­чал петух, стал звать кота на помощь.


Правильный ответ — 7 баллов.


  1. Прочитайте слова. Отметьте в корне слов согласные ор­фограммы.


Сапожки, резкий, сладкий, лапки, шапки, по­возки, берёзка, трубки, сторож, подружка, ого­род, шарф, тетрадь, коровка, рыбка.


Правильный ответ — 15 баллов.


3*. К данным словам подберите и запишите однокоренные слова. В каждой группе однокоренных слов отметьте орфо­грамму в корне слова и подчеркните проверочные слова.

Коза: Пруд:

Звезда: Часы:

Крик Вода

Берёзка Тетрадка

Каждая правильно оформленная группа однокоренных
слов —
1 балл. Всего — 8 баллов.

Проверочная работа по теме Связь слов в предложении


Цель: проверить умение устанавливать границы предложения, определять тип предложений по цели высказывания и по интонации, устанавливать связь слов в предложении, находить грамматическую основу предложения, выбирать словосочетания.


1. Составь предложения из каждой группы слов, запиши их:

Ярко, солнце, апрельское, светит

На, снег, тает, последний, полях

Пушистые, по, ветерок, облака, небу, гонит

2. Подчеркни главные члены предложения в предложениях задания № 1, укажи стрелками связь слов.Из третьего предложения выпиши словосочетания.

3. Расставь знаки препинания в тексте:

Почему так весело поют птицы сегодня первый день весны какая радость скоро все оживет после длинного зимнего сна.


4. Составь два предложения так, чтобы одно из них состояло только из главных членов, а другое включало и второстепенные члены предложения.


4 Составь по схеме предложение:

какие? что? что делают? где?

Итоговая контрольная работа 23.05


Цель: Проверить уровень сформированности грамматических знаний, умений, навыков за 2 класс.


1. Из данных слов выбери слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков, подчеркни их:

яма, ель, зерно, енот, письмо, якорь, барабан.


2. Раздели слова для переноса:

Лейка, яблоко, Яша, красивая, коньки, Россия.

3. Вставь в предложения нужные предлоги, вспомни, как пишутся предлоги с другими словами:

.. наших лесах живет зверек. Летом … нем шубка серая. … зиме он меняет ее …пушистую белую. Она спасает зверька … мороза. Жилья …бедняги нет.


4. Из группы слов вычеркни то слово, которое не будет родственным для остальных слов:

гора, горка, горе, горный, пригорок

лес, лесной, залез, лесник


5. Напиши проверочные слова к данным словам и вставь пропущенные безударные гласные:

- д…машний - к…тёнок

- сн…жинка - поб…жал

- зв…рёк - сл…ды


6. Напиши проверочные слова к данным словам и вставь пропущенные парные согласные:

- ло…ка - верблю…

- стол… - морко…ь

- ша…ка - ска…ка


7. Напиши по 3 слова разных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.






Примерное тематическое планирование

 


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

4

2

Текст

5

3

Предложение

12

4

Слова,слова,слова…

22

5

Звуки и буквы

34

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

7

Части речи

47

8

Повторение

17


Итого:

170 часов


Примерный график проведения контрольно-измерительных работ 

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45 часов

проверочная работа – 1

контрольных списываний – 1

диктантов – 4

диагностических работ - 1

2 четверть

35 часов

диктантов –3


3 четверть

50 часов

проверочные работы– 3

контрольных списываний – 1

диктантов – 3


4 четверть

40 часов

контрольных списываний – 1

диктантов – 2

проверочных работ – 4

Итого:

170 часов

(5 часов в неделю)

контрольных списываний – 3

диктантов – 12

проверочных работ – 8

диагностических работ - 1



Развитие речи

1 четверть

сочинений - 2

2 четверть

изложений - 1

сочинений - 1

3 четверть

изложений – 3

сочинение – 1

4 четверть

сочинение - 1

Итого:

изложений - 4

сочинений - 5


Проекты.

  1. «И в шутку и всерьез».

  2. «Пишем письмо».

  3. «Рифма».

  4. «В словари – за частями речи».


Планируемые результаты обучения

В результате работы по темам «Наша речь»,   «Текст», «Предложение» дети научатся:

-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;

-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

 

-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;

-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;

-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;

-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;

-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;

-письменно отвечать на вопросы к тексту;

-писать под диктовку;

-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;

-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение»  дети учатся:

-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

-составлять предложения, различные по цели высказывания;

-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;

-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);

-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;

-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;

-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;

-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;

-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;

-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);

-различать текст-пословицу и текст-загадку;

-писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

Слова, слова, слова… (27 часов)

Планируемые результаты обучения.

В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » дети научатся:

-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;

-выделять корень в однокоренных словах;

-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;

-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);

-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» дети учатся:

-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;

-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;

-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

Звуки и буквы (34 часа)

Планируемые результаты обучения.

В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:

-слушать, анализировать звучащее слово;

-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;

-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;

-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;

-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;

-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;

-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;

-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;

-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;

-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;

-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;

-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)

Планируемые результаты обучения.

В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:

-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;

-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

Части речи (47 часов)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;

-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;

-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;

-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;

-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);

-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);

-писать имена собственные по правилам;

-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;

-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;

-изменять имя прилагательное по числам;

-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);

-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);

-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;

-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;

-изменять глаголы по числам;

-писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;

-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;

-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);

-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);

-понимать значение предлогов в речи.






22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!