СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                 Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку  составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования  и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

     Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе начальной школы рассчитано на 5 часов  в неделю, что составляет 170 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 класс

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССов

Плотниковой М.В.







































2013 г.



Содержание рабочей программы:

1.Пояснительная записка.

2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.

3.Учебно-тематическое планирование.

4.Календарно-тематическое планирование.

5.Учебно-методическое обеспечение











































1.Пояснительная записка.


Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе начальной школы рассчитано на 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год.

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи, решаемые при изучении предмета:

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма.

В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).

Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ), тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.


Письменное развитие речи включает в себя:


1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Изложение

2

2

3

3

Сочинение

2

2

2

2





Количество часов

I полугодие

II полугодие

год

Общее кол-во часов

80

90

170

Кол-во часов в неделю

5

5


к/р

6

7

13























2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся


К концу 3 класса учащиеся должны знать:

Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Учащиеся должны уметь:

- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изученные орфоргаммы;

-проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

-производить звуковой и звуко- буквенный разбор слова;

- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

-распознавать части речи и их грамматические признаки;

-интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;

-вычленять в предложении основу и словосочетания;

-производить элементарный синтаксический разбор предложений;

-определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;

-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

- писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.




























Объём письменных работ в 3 классе


Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

1 полугодие - 10 -15 слов

2 полугодие – 12 – 15слов

Контрольные диктанты

1 полугодие – 45 – 55 слов

1 полугодие – 55 -60 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие – 50 – 60 слов

2 полугодие – 60 – 65 слов

Связность письма равна 2 - 3 (4) буквам. Скорость письма в конце года - 35 – 45 букв в минуту.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки


Ошибки:

  1. Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;

  3. Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  4. Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  5. Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  6. Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

  7. Употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)


Недочёты

  1. Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  2. Отсутствие «красной строки»;

  3. Неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

  4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков


(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

1 ошибка приравнивается к 2 недочётам.


Оценка « – полное отсутствие ошибок. Допускается 1 недочёт. Логичность и полнота изложения.


Оценка «4» – уровень выполнения выше «удовлетворительного». Наличие 2 -3 ошибок или 4 – 6 недочётов по новому материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; нерациональный приём решения учебной задачи; незначительные нарушения логики изложения.


Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу. Отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.


Оценка «2»– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Допускается более 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушена логика изложения, ошибочность основных положений вопроса.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы», в которую входит аккуратность, каллиграфичность выполнения работы, выполнение исправлений в соответствии с требованиями учителя, соблюдение единого орфографического режима. В ходе оценивания письменных работ учащихся выставляются две отметки. Отметка в числителе – за правильность выполнения учебной задачи. Отметка в знаменателе – за общее впечатление от работы.
















3.Учебно-тематическое планирование.



п/п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

1

Наша речь и наш язык

2

2

Текст

2

3

Предложение

15

4

Слово и его лексическое значение

6

5

Части речи

5

6

Однокоренные слова

2

7

Слово и слог.

Звуки и буквы.


6

8

Состав слова.

16

9

Правописание

частей слова.


26

10

Имя существительное.

32

11

Имя прилагательное.

19

12

Местоимение

5

13

Глагол.

22

14

Повторение.

12

Итого


170





















4.Календарно-тематическое планирование.



№ урока

№ урока в теме

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата/примечание

Общее количество

Теория

Практика



Наша речь и наш язык.

2

1

1


1

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.


1


2

2

Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации.



1




Текст.

2

2



3

1

Текст как единица языка и речи.


1



4

2

Текст. Типы текстов.


1





Предложение.

15

12

3


5

1

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.


1



6

2

Виды предложений по цели высказывания.


1



7

3

Входной диктант с грамматическим заданием.


1


8

4

Работа над ошибками. Виды предложений по интонации.


1



9

5

Обобщение знаний о видах предложений.


1



10

6

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1



11

7

Главные и второстепенные члены предложения.


1



12

8

Изложение текста со свободной передачей его содержания.



1


13

9

Анализ изложений. Упражнение в выделение основы предложения.


1



14

10

Словосочетание.


1



15

11

Словосочетание и предложение. Обобщение знаний.


1



16

12

Простое и сложное предложение (общее понятие).


1



17

13

Союзы в сложном предложении.


1



18

14

Составление сложных предложений из двух простых.

Обобщение знаний о предложении.


1



19

15

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»


1




Слово и его лексическое значение

6

5

1


20

1

Анализ сочинений. Слово и его лексическое значение.


1



21

2

Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи.


1



22

3

Омонимы.


1



23

4

Слово и словосочетание.


1



24

5

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).


1



25

6

Подробное изложение с языковым анализом текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».



1


.Части речи.

5

4

1


26

1

Анализ изложений. Части речи.


1



27

2

Части речи. Имя существительное.

Местоимение.


1


28

3

Части речи. Имя прилагательное.


1



29

4

Части речи. Глагол.


1



30

5

Имя числительное как часть речи. Словарный диктант.



1




Однокоренные слова

2

1

1


31

1

Однокоренные слова.


1



32

2

Контрольный диктант с грамматическим заданием.



1




Слово и слог. Звуки и буквы.

6

5

1


33

1

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.


1



34

2

Правописание безударных гласных в корне слов. Интегрированный урок с литературным чтением.


1



35

3

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.


1



36

4

Сочинение по материалам экскурсии в парк.



1


37

5

Анализ сочинений. Разделительный мягкий знак.


1



38

6

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.


1





Состав слова.

16

14

2


39

1

Однокоренные слова. Корень слова.


1



40

2

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов.


1



41

3

Диктант с грамматическим заданием.



1


42

4

Работа над ошибками. Сложные слова.


1



43

5

Формы слова. Окончание.


1



44

6

Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении.


1



45

7

Обобщение знаний о корне и окончании как значимых частях слова. Составление предложений и текста по данным словам.


1



46

8

Приставка. Общее понятие.


1



47

9

Приставка – значимая часть слова.


1


48

10

Подробное изложение на основе зрительного восприятия и языкового анализа повествовательного текста.


1


49

11

Анализ изложений. Обобщение знаний о роли приставок в слове.


1



50

12

Суффикс. Общее понятие.


1



51

13

Суффикс - значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффикса.


1



52

14

Образование слов с помощью суффиксов.


1



53

15

Упражнение в разборе слов по составу.


1



54

16

Обобщение и систематизация знаний о составе слова.


1





Правописание частей слова.

26

19

7


55

1

Общее представление о право- писании частей слова.


1



56

2

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.


1



57

3

Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста.



1


58

4

Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.


1



59

5

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант.



1


60

6

Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-,-оро- -оло-.


1



61

7

Контрольный

диктант грамматическим заданием.



1


62

8

Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.


1



63

9

Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне.


1



64

10

Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне.


1



65

11

Проверочная работа. Сочинение по сюжетному рисунку.



1


66

12

Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.


1



67

13

Правописание слов с непроизносимыми согласными.


1



68

14

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.


1



69

15

Сопоставление правил о правописании корня


1



70

16

Контрольный диктант с грамматическим заданием.



1


71

17

Работа над ошибками. Двойные согласные.


1



72

18

Правописание слов с двойными согласными.


1



73

19

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».



1


74

20

Анализ сочинений. Правописание суффиксов и приставок.


1



75

21

Упражнение в правописании суффиксов.


1



76

22

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.


1



77

23

Разделительный твёрдый знак


1



78

24

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.


1



79

25

Контрольный диктант за 2 четверть.



1


80

26

Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.


1





Имя существительное.

32

25

7


81

1

Части речи.


1



82

2

Контрольное списывание.


1


83

3

Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи.


1



84

4

Имя существительное.


1



85

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Начальная форма.


1



86

6

Обучающее подробное изложение повествовательного текста.



1


87

7

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные


1



88

8

Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам


1



89

9

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.


1



90

10

Упражнение в развитии связной речи. Род имён существительных.


1



91

11

Род имён существительных.


1



92

12

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.


1



93

13

Имена существительные общего рода.


1



94

14

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих


1



95

15

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.


1



96

16

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


1


97

17

Работа над ошибками. Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.


1


98

18

Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».



1


99

19

Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам.


1



100

20

Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные.


1



101

21

Именительный падеж имён существительных.


1



102

22

Родительный падеж имён существительных.


1



103

23

Дательный падеж имён существительных.


1



104

24

Винительный падеж имён существительных.





105

25

Подробное изложение повествовательного текста.



1


106

26

Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных.


1



107

27

Творительный падеж имён существительных.


1



108

28

Предложный падеж имён существительных.


1



109

29

Обобщение знаний о падежах имён существительных.


1



110

30

Контрольное списывание.



1


111

31

Сочинение по репродукции картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень»


1


112

32

Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения.


1




Имя прилагательное.

19

16

3


113

1

Понятие об имени прилагательном как части речи.


1



114

2

Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление).


1



115

3

Художественное и научное описание (общее знакомство).


1



116

4

Составление научного (или художественного) текста – описания растения.


1



117

5

Изменение имён прилагательных по родам.


1



118

6

Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


1


119

7

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


1


120

8

Правописание родовых окончаний имён прилагатель-ных. Изменение имён прилагательных по числам.


1



121

9

Изменение имён прилагательных по числам.


1



122

10

Правописание имён прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.


1



123

11

Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление).


1


124

12

Упражнение в определении падежа имён прилагательных.


1


125

13

Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи. Словарный диктант.



1


126

14

Контрольный диктант.



1


127

15

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.


1


128

16

Обобщение знаний об имени прилагательном.


1


129

17

Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».



1


130

18

Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании сочинения.


1


131

19

Составление пригласительного письма.


1





Местоимение.

5

4

1


132

1

Личные местоимения (общее представление).


1



133

2

Личные местоимения третьего лица.


1



134

3

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.


1



135

4

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


1


136

5

Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма.


1





Глагол.

22

17

5


137

1

Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.


1



138

2

Упражнение в определении лексического значения глагола.


1



139

3

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.


1



140

4

Подробное изложение повествовательного текста.



1


141

5

Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме.


1



142

6

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.


1



143

7

Сочинение по серии сюжетных картинок.



1


144

8

Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.


1



145

9

Изменение глаголов по числам.


1



146

10

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.


1



147

11

Изменение глаголов по временам.


1



148

12

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.



1


149

13

Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении


1



150

14

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений


1



151

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


1


152

16

Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола.


1



153

17

Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа.


1



154

18

Частица не с глаголами.


1



155

19

Правописание не с глаголами.


1



156

20

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.


1



157

21

Контрольное изложение.



1


158

22

Анализ изложений. Обобщение и систематизация знаний о глаголе.


1





Повторение.

12

9

3


159

1

. Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант.



1


160

2

Простое и сложное предложения.


1



161

3

. Слово и его лексическое значение. Словосочетание.


1



162

4

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.



1


163

5

Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу.


1



164

6

Основа предложения. Сложное предложение.


1



165

7

Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных.


1



166

8

Части речи: самостоятельные и служебные.


1



167

9

. Упражнение в разборе слов как части речи.


1



168

10

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.


1



169

11

Грамматические признаки глаголов. Обобщение знаний.


1



170

12

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».


1




5.Учебно-методическое обеспечение.

1. Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2007.

2. Канакина В.П. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х частях.ФГОС

3. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичёва М.:Просвещение, 2003.

4. Дидактический материал «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина М.:Просвещение, 1999.

5. «Радость познания в слове» В.П. Канакина М.: Просвещение, 1996.

6. «Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Орфограммы» Л.Л. Бодрягина М.:Ювента, 2005.

7. «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Н.Г. Кувашова Волгоград:Учитель,2004

8. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл»

О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. – М.:ООО АСТ, 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!