СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 3 класс Тема: Творительный падеж имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предлагается с использованием инновационных технологий учителям начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс Тема: Творительный падеж имён существительных.»

Русский язык. 3 класс

Тема: Творительный падеж имён существительных.

Цельспособствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного

            в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и

            предлогу.

Задачи:

Обучающие: 

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

  • дать представление о творительном падеже имён существительных;

Развивающие: 

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:  

Учащиеся  научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  • карточки, карточки - эталон;

  • сигнальные карточки;

  • учебник «Русский  язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);

  • учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 2 (Л.Ф.Климанова).  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к  учебной деятельности.


  1. Мотивация к учебной деятельности   

- Давайте встанем! Настроимся на работу!  Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Личностные результаты: 

1.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Развитие этических чувств (доброжелательности).

ΙΙ. Актуализация знаний.


  1. Проверка домашнего задания.

У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении?

У: Почему?

Д: конь – существительное  м.р., имеет одинаковое окончание в  р.п. и  в.п.

У: Что вам помогло распознать падеж?

Д: помогло существительное ж.р. лошадка

У: Проверьте задание по эталону.

  1. Минутка чистописания.

  1. Запись строчной буквы п 

У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки буквуп и  новое словарное слово пятница

3.Словарная работа

Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание).

У: Ребята, у нас  сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница.

У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница?

     У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?

Д: Слышится звук [э].

У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

 Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.

        Как вы понимаете смысл?  О ком так говорят?

Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.

4.Мозговой штурм. Что мы знаем об имени существительном?    

- За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова. 

  • Что…  ( называется именем существительным?  Что такое падеж?)

  • Сколько… ( падежей в русском языке?)

  • Как … ( изменяются имена существительные?)

  • На какие …( вопросы отвечают имена существительные?   вопросы отвечают существительные в …падеже?)

  • Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)

  • Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)

5.Определи падеж по признакам.  

Вопросы: кто? что?

Предлоги:  нет

Член предложения: подлежащее

Вопросы: кого? что?

Предлоги: за, через, про

Член предложения: второстепенный

Вопросы: кого? чего?

Предлоги: от, до, без, из

Член предложения: второстепенный

Построили теремок  …

Пришёл волк  …

Выглянул из окошка  …

Подошёл к волку  …

Регулятивные УУД:

1.Принимать и сохранять в памяти учебную задачу.

2.Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

3.В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

1.Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя).

2.Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты).

Коммуникативные УУД: 

1.Слушать собеседника и понимать речь других.

2.Высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ІІІ.Формулирование темы и постановка учебной задачи.


  1. Введение в тему урока.

К праз_нику, без в_ды,  от со_нца, учас нику,  

под  лес_ницей, у тр_пинки.

У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?

Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.

У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне,  2 группе   – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными

  • А  ещё по какому признаку можно группировать эти существительные?

Д: по падежам.

У.: Как определим падеж у имён существительных?

Д.: по вопросу и по предлогу

У.: На какие группы разделили существительные  по падежам?

Д.: на Р.п  и В.п.

Проверка.

У.: Что заметили?

Д.: под лестницей не относится к этим падежам

У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Д.:         Творительный  падеж имён

                    существительных.

У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

Д.: расширить знания об особенностях  творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…

У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении).

Регулятивные УУД:

1.Прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу.

Коммуникативные УУД:

1.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1.Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя).

2.Развитие умения извлекать информацию из текста.

3.На основе анализа объектов делать выводы.

IV. Построение проекта учебных действий.


1. Фронтальная работа с классом


У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?

Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении)

2.Упр.94, с.52

  • Поставьте вопросы к выделенным именам существительным  от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.

  • С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

  • Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.

  • 4-ое предложение разберите по членам:

Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)

Сделайте вывод.

 Продолжите предложение:

Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.

Физкультминутка.

Регулятивные УУД:

1.Планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Развитие  умения высказывать своё предположе-ние на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1.Развитие умения слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.

Познавательные УУД:

1.Выявлять сущность, особенности объектов.

2.На основе анализа объектов делать выводы.

3.Обобщать и классифици-ровать по признакам.

V.Первичное закрепление с проговариванием.

  1. Фронтальная работа.

Упр. 96 (устно)

– Назовите имена существительные в творительном падеже?

– Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении? 

2. Работа в парах с проверкой

а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.

б) Выделите окончания существительных

Присмотреть за (сестра), остановился перед (зеброй), повстречался с (друг), зашла за  (подруга),    пролетели над (голова).


                                               

     

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения.

Регулятивные УУД:

1.Выполнять действия по намеченному плану.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: 

1.Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

2.Слушать собеседника и понимать речь других.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Игра «Да – нетка».

Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):

Смириться с неволей, клевал шишку, кружить под потолком, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила, гордиться дочерью.

Познавательные УУД:

1.Пользоваться знаками для решения учебных и практичес-ких задач.

2.Обосновать свой выбор.

VII. Обобщение знаний о творительном падеже.

У.: Ребята, давайте сделаем вывод. Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.

Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер. В учебнике «Литературное чтение) найти и записать предложение, в котором встечается имя существительное в Т.п.

Коммуникативные УУД: 

1.Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

2.Слушать собеседника и понимать речь других.

VIII. Рефлексия

  • Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?

  • Как вы думаете, достигли мы цели?

  • Как можно определить падеж имён существительных?

– Всё ли  получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

Регулятивные УУД:

1.Осуществлять познава-тельную и личностную рефлексию.

2.Оценивать совместно с учителем результат своих действий.

3.Понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.

Домашнее задание

Упр. 95, с.53, правило.