Русский язык 4 класс
Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»
Цели урока: формировать умение распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать и обосновывать выбор безударных окончания имён прилагательных и существительных; систематизировать знания об имени прилагательном, как части речи.
развивать эмоционально-волевую сферу (речь, произвольное внимание, мышление. воображение), орфографическую зоркость;
воспитывать интерес и уважение к русскому языку, умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка, умение вести конструктивный учебный диалог
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: медиапрезентация, записи на доске, учебник, карточки для формулировки цели урока
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у Вас я. Меня зовут Светлана Аркадьевна
Эмоциональный настрой.
-Мне бы хотелось, чтобы для вас девизом сегодняшнего урока стали слова древнего китайского мудреца Конфуция:
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». (слайд 1)
Я желаю всем удачи!
-Итак, мы начинаем урок, где будем изучать «…самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
- Слов какой части речи было особенно много в моём вступлении? (имён прилагательных)
-Я использовала афоризм писателя Константина Георгиевича Паустовского.
Актуализация знаний. Блиц – опрос.
- Какая же часть речи называется именем прилагательным? (имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (по родам и падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного? (найти существительное, к которому относится прилагательное, определить падеж существительного, по падежу существительного определить падеж имени прилагательного)
- Прилагательные, какого рода склоняются одинаково? (мужского и среднего)
Сообщение темы и учебной цели урока.
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске (1 ученик читает вслух)
под зимним солнцем о зимнем солнце
сильным морозом о сильном морозе
-Определите, в каком роде стоят эти имена прилагательные?
- А теперь внимательно посмотрите, в каком падеже стоят имена прилагательные в 1 столбике? ( в творительном)
-Во втором столбике? (в предложном)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных записанных словосочетаний, а поможет вам в этом подсказка на слайде (слайд …)
? и ? падежи имён прилагательных ……. и …….. рода. |
Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»
- Откройте учебник на странице 14 и прочитайте, совпадает ли названная вами тема с темой урока в учебнике.
- Давайте сформулируем цель урока: Чему мы должны научиться? (слова-помощники записаны на карточках и закреплены на магнитной доске, дети продолжают предложение)
Распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах Применять полученные знания на практике |
Работа по изучению нового материала.
Вступительная беседа.
- А как вы думаете, (для чего) почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имён прилагательных? (в безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи)
Работа с таблицей (слайд…)
Т. п каким? -ым, -им снежным днём, крепким морозом (муж. род) ясным утром, высоким деревом (ср. род) | П. п о каком? -ом, -ем о снежном дне, о зимнем дне (муж. род) о ясном утре, о зимнем утре (ср. род) |
- Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже? (каким?)
-Какие у них могут быть окончания в творительном падеже? (-ым, им)
- Прочитайте примеры на слайде. Приведите свои примеры имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.
-Приведите примеры прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже.
- Чему же мы научились на данном этапе урока? обращаю внимание на слово РАСПОЗНАВАТЬ, записанное на доске ( распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода)
Можно сделать вывод, что мы справились с первой задачей)
Переходим к следующему заданию.
Работа с текстом «Выбери словосочетание» (слайд… со снежинками)
Хорошо в зимн… лесу. Деревья стоят в серебрист… инее. Хороши ели в красив… бел… наряде. В морозн… воздухе слышен каждый звук. На вечерн… небе зажглись звёздочки. Они слабо горят зеленоват… светом. В вечерн… сумраке деревья кажутся страшн... чудовищем. |
- Ребята, прочитайте текст. (1 ученик читает вслух).
- Какое настроение сложилось у вас после чтения этого текста? (радостное, волшебное, загадочное) Почему?
-Какие словосочетания на ваш взгляд более яркие и помогают нам прочувствовать всю красоту зимнего леса? (серебристый иней, ярким светом)
- С чем мы сравниваем деревья в этом тексте? (со страшным чудовищем)
- А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание:
- из каждого предложения, выпишите словосочетания имя прилагательное + существительное, вставьте окончание прилагательного, выделите его; обозначьте род и падеж имени прилагательного. (Объём работы определите сами: с каким количеством словосочетаний вы успеете поработать)
- Давайте проверим себя , правильно ли мы справились с заданием? (слайд …)
Проверь себя! В серебристом инее (П.п., м. р), в красивом белом наряде (П.п., м.р), в морозном воздухе (П.п., м.р.), на вечернем небе (П.п., ср.р.), зеленоватым светом (Т.п., м.р.), в вечернем сумраке (П.п. м.р.), страшным чудовищем (Т.п., ср.р.). |
-Поднимите руки, кто записал все словосочетания и не допустил ни одной ошибки? (выставление оценок отлично)
-Кто записал меньше, но тоже не допустил ошибок? (выставление оценок хорошо)
- Молодцы, с этим заданием вы успешно справились!
- Чему же мы научились на этом этапе урока? (посмотрите, какую вторую задачу мы поставили в начале урока: Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах) Можно сделать вывод, что с этой задачей мы справились?
YI. Работа по выработке умений и навыков
Выполнение упр. 307 в учебнике
- А теперь откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
- Мы продолжаем наш урок и сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение № 307 в учебнике. Прочитаем задание самостоятельно.
-что же нужно нам сделать?
Давайте подготовимся к письму по памяти. В этом вам поможет памятка в учебнике на странице 151. (-------------)
(прочитайте стихотворение, вслух 1 ученик. Найдите непонятные слова, давайте вставим пропущенные орфограммы, обращаю внимание на цифру 5, объясните смысл слова ХЛЁСТКИЙ морозец (сильный, крепкий, как сейчас у нас на улице)
Прочитайте четверостишье ещё раз, попробуйте повторить его наизусть,
-Кто попробует это сделать вслух?
посмотрите ещё раз в учебник, начинаем писать
-Ребята, кто пока затрудняется написать стихотворение по памяти, может списать его из учебника.
- А теперь давайте найдём в этом стихотворении имена прилагательные, выделим в них окончания, определим род и падеж. Морозец хлёсткий
(И.п.), в белоснежном январе (П.п.)
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
Вот мы справились и с третьей задачей урока: научились применять полученные знания на практике, выполняя упражнение учебника)
Дополнительный материал
Задание «Запиши в указанном падеже» (слайд…)
А сейчас я буду диктовать (Диктовать или лучше на слайде сделать?) вам словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в именительном падеже, 1 вариант будет записывать эти словосочетания в творительном падеже, а 2 вариант – в предложном. Не забывайте выделять окончания!
Давайте пригласим для этой работы к доске…………………………………………………
ЗАПИШИ 1-вариант 2 вариант в творительном падеже в предложном падеже |
Зимний день, холодное утро, сказочное убранство, снежный пух, крепкий мороз, нарядное дерево, суровый февраль, сильный ветер.
-Давайте проверим работу у доски и в тетрадях (выставление оценок за работу у доски)
YII. Обобщение и систематизация знаний.
- А сейчас давайте подведём итог тому, что нового узнали сегодня на уроке.
- Я буду начинать предложение, а вы его продолжите.
1. Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают… (на вопрос КАКИМ?)
2. Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже имеют окончания… (-ЫМ, ИМ)
3. Приведите примеры.
4. Имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (О КАКОМ?)
5. Имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончания (-ОМ. ЕМ)
YIII. Рефлексия (слайд …)
Ребята, оцените свою работу на уроке, выберите из предложенных высказываний то, которое вам больше подходит.
Рефлексия Я научился распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильно записывать окончания. Могу научить другого. Я знаю, как задавать вопросы и распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода. Было трудно. |
IX. Итог урока. Задание на дом. (слайд…)
Задание на дом.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.: Выполнить Упр. 308 в учебнике, выучить таблицу на стр. 14.
Подведение итога.
- Наш урок подошёл к концу, и хочу напомнить вам девиз с которого мы его начали. (слайд повторить)
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
Пусть этот девиз всегда будет сопровождать вас в учебном труде.