СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 4 класс

 

Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»

 

Цели урока: формировать умение распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать и обосновывать выбор безударных окончания имён прилагательных и существительных; систематизировать знания об имени прилагательном, как части речи.

развивать эмоционально-волевую сферу (речь, произвольное внимание, мышление. воображение), орфографическую зоркость;

воспитывать интерес и уважение к русскому языку, умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка, умение вести конструктивный учебный диалог

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»»

Русский язык 4 класс


Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»


Цели урока: формировать умение распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать и обосновывать выбор безударных окончания имён прилагательных и существительных; систематизировать знания об имени прилагательном, как части речи.

развивать эмоционально-волевую сферу (речь, произвольное внимание, мышление. воображение), орфографическую зоркость;

воспитывать интерес и уважение к русскому языку, умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка, умение вести конструктивный учебный диалог


Тип урока: изучение нового материала


Оборудование: медиапрезентация, записи на доске, учебник, карточки для формулировки цели урока


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у Вас я. Меня зовут Светлана Аркадьевна


  1. Эмоциональный настрой.

-Мне бы хотелось, чтобы для вас девизом сегодняшнего урока стали слова древнего китайского мудреца Конфуция:

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». (слайд 1)

Я желаю всем удачи!


-Итак, мы начинаем урок, где будем изучать «…самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»


- Слов какой части речи было особенно много в моём вступлении? (имён прилагательных)

-Я использовала афоризм писателя Константина Георгиевича Паустовского.


  1. Актуализация знаний. Блиц – опрос.

- Какая же часть речи называется именем прилагательным? (имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)


- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (по родам и падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного? (найти существительное, к которому относится прилагательное, определить падеж существительного, по падежу существительного определить падеж имени прилагательного)

- Прилагательные, какого рода склоняются одинаково? (мужского и среднего)


  1. Сообщение темы и учебной цели урока.


- Прочитайте словосочетания, записанные на доске (1 ученик читает вслух)



под зимним солнцем о зимнем солнце

сильным морозом о сильном морозе


-Определите, в каком роде стоят эти имена прилагательные?

- А теперь внимательно посмотрите, в каком падеже стоят имена прилагательные в 1 столбике? ( в творительном)

-Во втором столбике? (в предложном)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных записанных словосочетаний, а поможет вам в этом подсказка на слайде (слайд …)



? и ? падежи имён прилагательных ……. и …….. рода.



Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»

- Откройте учебник на странице 14 и прочитайте, совпадает ли названная вами тема с темой урока в учебнике.

- Давайте сформулируем цель урока: Чему мы должны научиться? (слова-помощники записаны на карточках и закреплены на магнитной доске, дети продолжают предложение)



Распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Применять полученные знания на практике




  1. Работа по изучению нового материала.


  1. Вступительная беседа.

- А как вы думаете, (для чего) почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имён прилагательных? (в безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи)


  1. Работа с таблицей (слайд…)



Т. п

каким?

-ым, -им

снежным днём, крепким морозом (муж. род)

ясным утром, высоким деревом (ср. род)



П. п

о каком?

-ом, -ем

о снежном дне, о зимнем дне (муж. род)

о ясном утре, о зимнем утре (ср. род)



- Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже? (каким?)

-Какие у них могут быть окончания в творительном падеже? (-ым, им)

- Прочитайте примеры на слайде. Приведите свои примеры имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

-Приведите примеры прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже.


- Чему же мы научились на данном этапе урока? обращаю внимание на слово РАСПОЗНАВАТЬ, записанное на доске ( распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода)

Можно сделать вывод, что мы справились с первой задачей)


Переходим к следующему заданию.


  1. Работа с текстом «Выбери словосочетание» (слайд… со снежинками)



Хорошо в зимн… лесу. Деревья стоят в серебрист… инее. Хороши ели в красив… бел… наряде. В морозн… воздухе слышен каждый звук. На вечерн… небе зажглись звёздочки. Они слабо горят зеленоват… светом. В вечерн… сумраке деревья кажутся страшн... чудовищем.



- Ребята, прочитайте текст. (1 ученик читает вслух).

- Какое настроение сложилось у вас после чтения этого текста? (радостное, волшебное, загадочное) Почему?

-Какие словосочетания на ваш взгляд более яркие и помогают нам прочувствовать всю красоту зимнего леса? (серебристый иней, ярким светом)

- С чем мы сравниваем деревья в этом тексте? (со страшным чудовищем)

- А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание:

- из каждого предложения, выпишите словосочетания имя прилагательное + существительное, вставьте окончание прилагательного, выделите его; обозначьте род и падеж имени прилагательного. (Объём работы определите сами: с каким количеством словосочетаний вы успеете поработать)


- Давайте проверим себя , правильно ли мы справились с заданием? (слайд …)


Проверь себя!

В серебристом инее (П.п., м. р), в красивом белом наряде (П.п., м.р), в морозном воздухе (П.п., м.р.), на вечернем небе (П.п., ср.р.), зеленоватым светом (Т.п., м.р.), в вечернем сумраке (П.п. м.р.), страшным чудовищем (Т.п., ср.р.).



-Поднимите руки, кто записал все словосочетания и не допустил ни одной ошибки? (выставление оценок отлично)

-Кто записал меньше, но тоже не допустил ошибок? (выставление оценок хорошо)

- Молодцы, с этим заданием вы успешно справились!

- Чему же мы научились на этом этапе урока? (посмотрите, какую вторую задачу мы поставили в начале урока: Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах) Можно сделать вывод, что с этой задачей мы справились?


YI. Работа по выработке умений и навыков


  1. Выполнение упр. 307 в учебнике


- А теперь откройте свои тетради и запишите число, классная работа.


- Мы продолжаем наш урок и сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение № 307 в учебнике. Прочитаем задание самостоятельно.


-что же нужно нам сделать?

Давайте подготовимся к письму по памяти. В этом вам поможет памятка в учебнике на странице 151. (-------------)

(прочитайте стихотворение, вслух 1 ученик. Найдите непонятные слова, давайте вставим пропущенные орфограммы, обращаю внимание на цифру 5, объясните смысл слова ХЛЁСТКИЙ морозец (сильный, крепкий, как сейчас у нас на улице)

Прочитайте четверостишье ещё раз, попробуйте повторить его наизусть,

-Кто попробует это сделать вслух?

посмотрите ещё раз в учебник, начинаем писать

-Ребята, кто пока затрудняется написать стихотворение по памяти, может списать его из учебника.

- А теперь давайте найдём в этом стихотворении имена прилагательные, выделим в них окончания, определим род и падеж. Морозец хлёсткий

(И.п.), в белоснежном январе (П.п.)


Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.


Вот мы справились и с третьей задачей урока: научились применять полученные знания на практике, выполняя упражнение учебника)


Дополнительный материал

Задание «Запиши в указанном падеже» (слайд…)


А сейчас я буду диктовать (Диктовать или лучше на слайде сделать?) вам словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в именительном падеже, 1 вариант будет записывать эти словосочетания в творительном падеже, а 2 вариант – в предложном. Не забывайте выделять окончания!

Давайте пригласим для этой работы к доске…………………………………………………




ЗАПИШИ

1-вариант 2 вариант

в творительном падеже в предложном падеже



Зимний день, холодное утро, сказочное убранство, снежный пух, крепкий мороз, нарядное дерево, суровый февраль, сильный ветер.


-Давайте проверим работу у доски и в тетрадях (выставление оценок за работу у доски)

YII. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас давайте подведём итог тому, что нового узнали сегодня на уроке.

- Я буду начинать предложение, а вы его продолжите.

1. Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают… (на вопрос КАКИМ?)

2. Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже имеют окончания… (-ЫМ, ИМ)

3. Приведите примеры.

4. Имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (О КАКОМ?)

5. Имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончания (-ОМ. ЕМ)

YIII. Рефлексия (слайд …)

Ребята, оцените свою работу на уроке, выберите из предложенных высказываний то, которое вам больше подходит.

Рефлексия

  1. Я научился распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильно записывать окончания. Могу научить другого.

  2. Я знаю, как задавать вопросы и распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.

  3. Было трудно.




IX. Итог урока. Задание на дом. (слайд…)

  1. Задание на дом.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.: Выполнить Упр. 308 в учебнике, выучить таблицу на стр. 14.


  1. Подведение итога.

- Наш урок подошёл к концу, и хочу напомнить вам девиз с которого мы его начали. (слайд повторить)

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

Пусть этот девиз всегда будет сопровождать вас в учебном труде.