Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Предмет: Русский язык
Класс: 4, УМК «Школа России»
Тема: Фразеологизмы
Ресурсы:
- Учебник: Русский язык, 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1/В. П. Канакина В. Г. Горецкий – (УМК «Школа России»)
- Презентация
- Мультимедиа проектор
- Рабочая тетрадь
- Картинки животных для физкультминутки, для работы в парах
- Карточки для групповой работы
- фразеологические словари
- наборы (победа) по количеству пар
Методы обучения: проблемный, наглядный, практический, частично - поисковый
Цели: создание условий для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствование умения находить и объяснять значения фразеологических оборотов; способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи фразеологические обороты; развитие связной речи обучающихся и коррекции речевых нарушений; соблюдение культуры учебного труда на уроке.
Задачи:
Образовательные: познакомить с термином «фразеологизмы», учить использовать их в речи; способствовать развитию связной речи учащихся, обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
- усвоить понятие «фразеологизмы»; - объяснять значения фразеологических оборотов; - употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; - орфографически грамотно оформлять письменные работы; - пользоваться словарями; - развивать связную речь, корректировать речевые ошибки. | - определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; корректировать действия после проверки и оценки работы, исходя из допущенных ошибок; - вести диалог, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах или группах; развивать умение сотрудничать; - ориентироваться в своей системе знаний (знаю – не знаю); отличать новое от уже известного; добывать новые знания , используя различную учебную информацию. . | - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - дружно работать в группе, прислушиваясь к мнению каждого члена группы; - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и своим ошибкам, другому мнению, проявлять готовность к их обсуждению. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-
Мотивация к учебной деятельности | - Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на успешное овладение знаниями и умениями. - Каким вы себе представляете сегодняшний урок? Сегодня необычный урок. Вам следует быть предельно внимательными и при ответах опираться на те знания и умения, которыми вы владеете, которые часто слышите от ваших родителей и старших людей. - В конце урока мы выявим победителя, а их может быть не один. Все зависит от вашего старания. Я желаю всем вам удачной работы Наш сегодняшний урок Будет вам, ребята, впрок. Слушайте внимательно, Работайте дружно и старательно. | - Приветствуют учителя; проверяют свою готовность к уроку самостоятельно. - Получают установку на успех . |
-
Орфографическая минутка слайд 1 | 1. Откройте рабочие тетради, положите их правильно, проверьте посадку и оформите число, классная работа. 2. Соберите из букв слова (фразеологизмы) слова, запишите их. - Какие слова вы сложили из букв? - Есть ли в них орфограммы? Подчеркните. - Кто составил слово из всех букв? Прочитайте это слово. | - Выполняют задание самостоятельно. - Составляют слова, записывают их в тетрадь и читают полученные слово. - Отвечают на вопрос, подчеркивают и объясняют орфограммы. - Читают составленное слово - фразеологизмы |
-
Самоопределение к деятельности слайд 2 слайд 3 | - Как это слово связано с темой нашего урока? (выслушивает ответы детей) - Прочитайте стихотворение. (на доске) - Замолчи, Петрусь! – говорят, - Прикуси язык! – говорят. Он язык прикусил И сильней заголосил. - Что произошло с мальчиком? - Что имели в виду родители, когда давали сыну такой совет? - А как понял выражение «прикуси язык» Петрусь? - А в каком смысле выражение «прикуси язык» употребили родители? - Можно ли слово язык в этом выражении заменить другим словом? - Почему? - Какую цель мы поставим перед собой? - Мы должны ответить на вопросы: ( на доске запись) 1. Что такое фразеологизмы? 2. Где можно узнать значение и происхождение фразеологизмов? 3. Как правильно употреблять в речи фразеологизмы и что они обозначают? 4. Для чего мы используем фразеологизмы в речи? - Это и будет план нашего урока. Нам надо ответить на эти вопросы. Вы готовы найти на них ответы? - Самые активные из вас получат необычные жетоны, из которых в конце урока мы сможем узнать победителей. И так, в путь! | - Высказывают свои предположения. - Читают стихотворение, отвечают на поставленный вопрос. - Он прикусил язык. - Родители попросили сына замолчать. - Он понял это выражение в прямом смысле. - Конечно, в переносном смысле. «Прикусить язык» - значит, замолчать. - Нет, нельзя. - Меняется смысл выражения. - Формулируют цель урока (Узнать, что такое фразеологизмы.) Учащиеся читают план урока. Принимают условия работы и приступают к работе. |
-
Формирование новых знаний слайд 4 слайд 5 | -
Чтобы ответить на первый вопрос, надо поработать с информацией на карточке №1 (см. Приложение 1). Работать надо в паре. Внимательно прочитайте запись и постарайтесь ответить на первый вопрос. - Мы ответили на первый вопрос? 2. Кто знает ответы на оставшиеся вопросы? - На какой вопрос не смогли дать ответ? - Ваши предположения, где найти ответ на вопрос. - Учитель знакомит ребят с фразеологическим словарем и учит пользоваться им. - Назовите фразеологизм и объясните его значение 3. Прочитайте фразеологизм. Подумайте, что он обозначает? Когда так говорят? Еще конь не валялся. - Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово и составь звуковую схему . - Какое это слово? Запомните его!!! 4. Откройте учебник на стр. 48, прочитайте словарное слово и запомните его. Прочитайте информацию о фразеологизмах. упр. 74 – выполнить устно -
Ребята, а кто из вас может привести пример фразеологизма, который вы слышали от взрослых в свой адрес. И что он обозначает? | -
Читают информацию, помечают важные детали и делают вывод. ( Фразеологизмы – это устойчивые выражения, неделимые по смыслу.) - Да, ответили. Ребята читают вопросы и отвечают на них. - Если таковой есть, читают его. - Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения. - Рассматривают словари и знакомятся с их содержанием. - Приводят примеры из словаря. - Объясняют значение фразеологизма. - 1 ученик работает у доски, все самостоятельно в тетрадях. Проверка - Работают самостоятельно. - Читают задания и объясняют значение устойчивого выражения. - Приводят примеры фразеологизмов с объяснением значения |
-
Физминутка слайдт 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 | - А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец. Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его. (Презентация) Хитёр как… (лиса) Труслив как… (заяц) Голоден как…( волк) Здоров как.. (бык) Изворотлив как … (уж) Злой как …(собака) Надулся как … (мышь) на крупу Грязный как …(свинья, поросенок) | |
-
Закрепление материала слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 | -
Стр. 49 упр. 75 – прочитайте задание. Какое задание надо выполнить? -
А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает карточки с текстом. 1 группа- сильные ребята- Нужно составить фразеологический оборот. - При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного. Поработайте в группах и замените прочитанное предложение фразеологизмом. (5 фразеологизмов) 2 группа – аналогичная работа, но меньшая по размеру (4 фразеологизма) 3 группа – слабые ребята. Вам нужно найти и выписать только фразеологизмы из предложений. - Проверим работу и поможем тем, кто с ней не справился. - Справились с работой? МОЛОДЦЫ!( получают жетоны ) -
Давайте вспомним, для чего нужны фразеологизмы. ( Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях.) Работа в парах. Рассмотрите картинку и напишите к ней фразеологизм. Для тех, кто справился быстро, тренировочный модуль, дополнительные задания | - Самостоятельно читают задание к упражнению, выполняют его. Проверка . - Внимательно читают задания, выполняют его самостоятельно, записывают фразеологические обороты в карточку. 1 группа 1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки) 2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног) 3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды) 4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду) 5. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово (Слов на ветер не бросает). 2 группа -
Целый день мама трудилась: варила обед, стирала белье, полола грядки, укладывала Ваню спать, поливала цветы…. (Вертелась как белка в колесе) -
Миша с родителями приехал летом на море. Было очень жарко. Все пошли на пляж. Но там было очень много народа. Даже негде было прилечь. (Яблоку негде упасть) -
Сема и Тима – друзья. Они всегда вместе: живут в одном доме, учатся в одной школе, сидят за одной партой. И вообще они всегда вместе. (Водой не разольешь) -
Бабушка разбудила Милу и велела собираться в сад. Мила встала с неохотой, капризничала, хныкала, долго ворчала и со слезами вышла из дома. ( Встала с левой (не с той) ноги) 3 группа – читают текст и выписывают фразеологизмы У Миши есть младшая сестренка Оля. Она, конечно, сорви голова, но у неё золотое сердце. После уроков брат и сестра играют в ловишки. Оля так быстро бегает, что только пятки сверкают. Она такая умная и хитрая, что из любой неловкой ситуации находит выход. Поэтому папа всегда говорит, что малышка всегда выйдет сухой из воды, с неё как с гуся вода. Но дети любят друг друга и поэтому нас водой не разольёшь. - Каждая группа выбирает одного члена, который читает ответы. Все оценивают работу всей группы - Отвечают на вопрос. - Рассматривают картинку на слайде, обсуждают её в паре и записывают фразеологизм Считать ворон дрожит, как осиновый листок делать из мухи слона душа в пятки ушла два сапога - пара |
-
Итог урока | - Какую же тайну языка мы сегодня разгадали? - Что такое фразеологизмы? - Для чего их используют в речи? - А будете ли вы использовать в своей речи такие фразеологизмы :Бить баклуши, попасть впросак, точить лясы…- Почему? | - Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
-
Рефлексия слайд 22 | Оцените свою работу с помощью одного из фразеологизмов: -
Я переливал из пустого в порожнее -
Я устал и вышел из себя. -
Я работал, не покладая рук. -
Я устал, но взял себя в руки. -
Я смотрел на работу класса в оба глаза. -
Вывод: Вы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук, в поте лица, засучив рукава. Выполняя задания, шли рука об руку. И не было ни одного человека, который бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. - Спасибо, ребята, за работу. Предлагаю каждому из вас оценить свою работу в паре. Сложите из полученных жетонов слово. Что у вас получилось? Кто победитель? | - Читают , анализируют и оценивают свою работу, используя фразеологизмы - Складывают из букв слово, читают его. |
-
Домашнее задание слайд 23 | стр. 50 упр. 76 задание по выбору (1. К каждому рисунку составить и записать предложение с фразеологизмом. -
К одному из рисунков составить и записать мини – рассказ. -
Самостоятельно подобрать 2 фразеологизма, объяснить их, нарисовать рисунки | |
Приложение 1.
Фразеологизмы
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т. д. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.
Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.
Смысл фразеологических оборотов нельзя понимать буквально. Они имеют переносное значение. Фразеологизмы делают нашу речь ярче, выразительней.
Приложение 2.
4. Тренировочный модуль.
1). Соотнеси фразеологизмы и значения. (
Рукой подать | проблема, которая уже решена |
золотые руки | очень мало |
кот наплакал | близко |
черепашьим шагом | помощь, причиняющая только вред |
дело в шляпе | очень медленно |
медвежья услуга | руки трудолюбивого умельца |
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами и запишите предложения.
Когда дедушка уехал, Вася загрустил.
Маша весь урок была невнимательная.
Ребята после уроков очень долго ждали Диму.
Сегодня Шарик разбудил меня очень рано.
В автобусе подружки разговаривали не переставая.
Слова для справки: повесить нос, битый час, ни свет ни заря, трещали как две сороки, считать ворон
Вам нужно найти и выписать только фразеологизмы.
Голубые глаза, не вешать нос, синий нос, прикусить язык, курносый нос, клевать носом, больной язык, тянуть за язык, маленький язык, разбежались глаза, глаза на мокром месте, карие глаза.