Мотивация к учебной деятельности | - Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на успешное овладение знаниями и умениями. - Каким вы себе представляете сегодняшний урок? Сегодня необычный урок. Вам следует быть предельно внимательными и при ответах опираться на те знания и умения, которыми вы владеете, которые часто слышите от ваших родителей и старших людей. - В конце урока мы выявим победителя, а их может быть не один. Все зависит от вашего старания. Я желаю всем вам удачной работы Наш сегодняшний урок Будет вам, ребята, впрок. Слушайте внимательно, Работайте дружно и старательно. | - Приветствуют учителя; проверяют свою готовность к уроку самостоятельно. - Получают установку на успех . |
Орфографическая минутка слайд 1 | 1. Откройте рабочие тетради, положите их правильно, проверьте посадку и оформите число, классная работа. 2. Соберите из букв слова (фразеологизмы) слова, запишите их. - Какие слова вы сложили из букв? - Есть ли в них орфограммы? Подчеркните. - Кто составил слово из всех букв? Прочитайте это слово. | - Выполняют задание самостоятельно. - Составляют слова, записывают их в тетрадь и читают полученные слово. - Отвечают на вопрос, подчеркивают и объясняют орфограммы. - Читают составленное слово - фразеологизмы |
Самоопределение к деятельности слайд 2 слайд 3 | - Как это слово связано с темой нашего урока? (выслушивает ответы детей) - Прочитайте стихотворение. (на доске) - Замолчи, Петрусь! – говорят, - Прикуси язык! – говорят. Он язык прикусил И сильней заголосил. - Что произошло с мальчиком? - Что имели в виду родители, когда давали сыну такой совет? - А как понял выражение «прикуси язык» Петрусь? - А в каком смысле выражение «прикуси язык» употребили родители? - Можно ли слово язык в этом выражении заменить другим словом? - Почему? - Какую цель мы поставим перед собой? - Мы должны ответить на вопросы: ( на доске запись) 1. Что такое фразеологизмы? 2. Где можно узнать значение и происхождение фразеологизмов? 3. Как правильно употреблять в речи фразеологизмы и что они обозначают? 4. Для чего мы используем фразеологизмы в речи? - Это и будет план нашего урока. Нам надо ответить на эти вопросы. Вы готовы найти на них ответы? - Самые активные из вас получат необычные жетоны, из которых в конце урока мы сможем узнать победителей. И так, в путь! | - Высказывают свои предположения. - Читают стихотворение, отвечают на поставленный вопрос. - Он прикусил язык. - Родители попросили сына замолчать. - Он понял это выражение в прямом смысле. - Конечно, в переносном смысле. «Прикусить язык» - значит, замолчать. - Нет, нельзя. - Меняется смысл выражения. - Формулируют цель урока (Узнать, что такое фразеологизмы.) Учащиеся читают план урока. Принимают условия работы и приступают к работе. |
Формирование новых знаний слайд 4 слайд 5 | Чтобы ответить на первый вопрос, надо поработать с информацией на карточке №1 (см. Приложение 1). Работать надо в паре. Внимательно прочитайте запись и постарайтесь ответить на первый вопрос. - Мы ответили на первый вопрос? 2. Кто знает ответы на оставшиеся вопросы? - На какой вопрос не смогли дать ответ? - Ваши предположения, где найти ответ на вопрос. - Учитель знакомит ребят с фразеологическим словарем и учит пользоваться им. - Назовите фразеологизм и объясните его значение 3. Прочитайте фразеологизм. Подумайте, что он обозначает? Когда так говорят? Еще конь не валялся. - Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово и составь звуковую схему . - Какое это слово? Запомните его!!! 4. Откройте учебник на стр. 48, прочитайте словарное слово и запомните его. Прочитайте информацию о фразеологизмах. упр. 74 – выполнить устно Ребята, а кто из вас может привести пример фразеологизма, который вы слышали от взрослых в свой адрес. И что он обозначает? | Читают информацию, помечают важные детали и делают вывод. ( Фразеологизмы – это устойчивые выражения, неделимые по смыслу.) - Да, ответили. Ребята читают вопросы и отвечают на них. - Если таковой есть, читают его. - Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения. - Рассматривают словари и знакомятся с их содержанием. - Приводят примеры из словаря. - Объясняют значение фразеологизма. - 1 ученик работает у доски, все самостоятельно в тетрадях. Проверка - Работают самостоятельно. - Читают задания и объясняют значение устойчивого выражения. - Приводят примеры фразеологизмов с объяснением значения |
Закрепление материала слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 | Стр. 49 упр. 75 – прочитайте задание. Какое задание надо выполнить? А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает карточки с текстом. 1 группа- сильные ребята- Нужно составить фразеологический оборот. - При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного. Поработайте в группах и замените прочитанное предложение фразеологизмом. (5 фразеологизмов) 2 группа – аналогичная работа, но меньшая по размеру (4 фразеологизма) 3 группа – слабые ребята. Вам нужно найти и выписать только фразеологизмы из предложений. - Проверим работу и поможем тем, кто с ней не справился. - Справились с работой? МОЛОДЦЫ!( получают жетоны ) Давайте вспомним, для чего нужны фразеологизмы. ( Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях.) Работа в парах. Рассмотрите картинку и напишите к ней фразеологизм. Для тех, кто справился быстро, тренировочный модуль, дополнительные задания | - Самостоятельно читают задание к упражнению, выполняют его. Проверка . - Внимательно читают задания, выполняют его самостоятельно, записывают фразеологические обороты в карточку. 1 группа 1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки) 2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног) 3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды) 4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду) 5. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово (Слов на ветер не бросает). 2 группа Целый день мама трудилась: варила обед, стирала белье, полола грядки, укладывала Ваню спать, поливала цветы…. (Вертелась как белка в колесе) Миша с родителями приехал летом на море. Было очень жарко. Все пошли на пляж. Но там было очень много народа. Даже негде было прилечь. (Яблоку негде упасть) Сема и Тима – друзья. Они всегда вместе: живут в одном доме, учатся в одной школе, сидят за одной партой. И вообще они всегда вместе. (Водой не разольешь) Бабушка разбудила Милу и велела собираться в сад. Мила встала с неохотой, капризничала, хныкала, долго ворчала и со слезами вышла из дома. ( Встала с левой (не с той) ноги) 3 группа – читают текст и выписывают фразеологизмы У Миши есть младшая сестренка Оля. Она, конечно, сорви голова, но у неё золотое сердце. После уроков брат и сестра играют в ловишки. Оля так быстро бегает, что только пятки сверкают. Она такая умная и хитрая, что из любой неловкой ситуации находит выход. Поэтому папа всегда говорит, что малышка всегда выйдет сухой из воды, с неё как с гуся вода. Но дети любят друг друга и поэтому нас водой не разольёшь. - Каждая группа выбирает одного члена, который читает ответы. Все оценивают работу всей группы - Отвечают на вопрос. - Рассматривают картинку на слайде, обсуждают её в паре и записывают фразеологизм Считать ворон дрожит, как осиновый листок делать из мухи слона душа в пятки ушла два сапога - пара |
Рефлексия слайд 22 | Оцените свою работу с помощью одного из фразеологизмов: Я переливал из пустого в порожнее Я устал и вышел из себя. Я работал, не покладая рук. Я устал, но взял себя в руки. Я смотрел на работу класса в оба глаза. Вывод: Вы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук, в поте лица, засучив рукава. Выполняя задания, шли рука об руку. И не было ни одного человека, который бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. - Спасибо, ребята, за работу. Предлагаю каждому из вас оценить свою работу в паре. Сложите из полученных жетонов слово. Что у вас получилось? Кто победитель? | - Читают , анализируют и оценивают свою работу, используя фразеологизмы - Складывают из букв слово, читают его. |