СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 4 класс "Склонение имён прилагательных во множественном числе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспектива".Урок проблемный,содержит творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс "Склонение имён прилагательных во множественном числе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа №19»


Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен прилагательных во множественном числе»


Дата проведения:

Цели
деятельности
педагога

Создание условий для применения знаний о склонении имен прилагательных во множественном числе

Решаемые учебные задачи

1. формировать умение применять полученные знания о склонении имен прилагательных в измененной ситуации;

2. учить грамматически верно использовать имена прилагательные в речи;

3. расширять словарный запас учащихся.

Тип урока

Закрепление изученного материала

методы
обучения

Проблемный

Образовательные
ресурсы

Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.2/ Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Просвещение.

М.Р. Львов. Словарик синонимов и антонимов. Издательство «Дидакт», Москва, 1994. (для работы в группах представлены распечатки некоторых статей из пособия стр. 8, 23, 38, 73)

Р. Моррис «Тайны живой природы», Москва «РОСМЭН», 1997

Сайт Учи.ру: https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_kanakina/4-klass/quarter-186_3-chetvert/lesson-4627_sklonenie-imyon-prilagatelnykh-vo-mnozhestvennom-chisle/

Наглядно-демонстрационный
материал

Мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: определять род и падеж имен прилагательных в единственном и во множественном числе; грамматически верно использовать имена прилагательные в речи.

Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; анализировать и использовать информацию, представленную в тексте; находить и уточнять информацию в учебнике; вести диалог для решения поставленных задач; высказывать свою точку зрения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы; познавать окружающий мир через различные источники информации.



Ход учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

1.Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку, обращает внимание на эпиграф к уроку: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». (К. Паустовский.)

2. Задает вопросы: Как понимаете смысл данного высказывания?

Можно ли имена прилагательные назвать «драгоценными камнями»?

Обобщает ответы учащихся и желает детям успехов в изучении русского языка, расширения словарного запаса, умения точно использовать имена прилагательные в речи.

3. Просит записать в тетрадь число 26 февраля и «Классная работа».

4. Задает критерии самооценивания результатов выполнения работ на уроке:

2 балла – нет ошибок;

1 балл – допущены 1 или 2 ошибки;

0 баллов – допущено больше 2 ошибок.

(баллы проставляются на полях тетради простым карандашом)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, читают эпиграф, объясняют, как понимают высказывания

К. Паустовского

2. Актуализация знаний

2. Организует «Интеллектуальную разминку».

- Рассмотрите рабочие листы на сайте Учи. ру и сформулируйте задание к ней, выполните на планшетах в парах.


https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_kanakina/4-klass/quarter-186_3-chetvert/lesson-4627_sklonenie-imyon-prilagatelnykh-vo-mnozhestvennom-chisle/worksheets-35757

2.Учитель задаёт вопросы.

- Как определить написание безударного окончания у имени существительного во множественном числе?

- Как определить число, падеж имён прилагательных во множественном числе?

Назовите алгоритм действий.


3. Организует самопроверку выполненной работы по образцу на слайде по заданным критериям.



Дети читают на слайде записи, придумывают и формулируют задания. Выполняют его в парах на планшетах.

Ответы ребят:

- Надо к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.












2.Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают алгоритм написания безударных окончаний у имён прилагательных. Предлагают определить число, падеж имён прилагательных во множественном числе. Повторяют алгоритм определения числа и падежа имён прилагательных. Вспоминают, что род у имён прилагательных во множественном числе не определяется.

Самостоятельная работа в тетрадях.

На хоккейных полях (П. п).

За медленными танцами (Т.п.).

Около металлических труб (Р. п).

3. Целеполагание

Просит открыть учебник на стр. 61, найти упр. 106 (смотри ниже Приложение № 2) внимательно изучить упражнение и задание к нему, сформулировать тему урока и его задачи.

1.Задает проблемные вопросы:

- Как вы думаете, в текстах, какого жанра имена прилагательные используются наиболее часто и играют в них важную роль?

2. Предлагает сформулировать тему урока.

Принимают участие в обсуждении вопроса, формулируют тему урока «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Задачи урока:

-определять число, падеж, род имен прилагательных в единственном числе и число, падеж во множественном числе;

- определять тип текста;

- понаблюдать над текстами разных жанров.

4. Первичное закрепление в знакомой и измененной ситуации

1. Организует наблюдение над использованием прилагательных в художественной речи – упр. 106.

Задание для работы в парах: выписать имена прилагательные вместе с существительными, обозначающими растения, указать число, падеж и, если возможно, род каждого имени прилагательного.

Самопроверка по образцу на слайде.

2. Организует проблемную беседу по вопросам:

- Перечислите, какие типы текстов вы знаете?

- Определите тип текста из упр. 106.

3. Предлагает детям два текста (на отдельных распечатанных листах):

Текст № 1. Ромашка.
Это травянистое растение. Высота его может достигать 60 сантиметров. Растёт ромашка повсюду: на обочинах дорог, около жилища человека, на полях. Листья и цветы ромашки имеют сильный запах. Цветёт ромашка всё лето – с мая по сентябрь. Цветок имеет жёлтую серединку и белые продолговатые лепестки. На месте цветка затем образуются коробочки с семенами. После созревания семена падают на землю, давая жизнь новым цветам.


Текст № 2. Говорят, в каждом растении хранится частица солнышка. Это действительно так. А многие цветы очень похожи на его деток. Например, обыкновенная лекарственная ромашка, которую можно встретить везде: и на лугу, и на лесной поляне, и в саду возле дома. Ее белоснежные лепестки так напоминают солнечные лучики, собранные вокруг бархатной желтой серединки. Крепкий стебелек ромашки тянется к солнышку, подставляя лепестки-ладошки. Хотя цветочки у ромашки некрупные, их нельзя не заметить. Они выглядывают из высокой травы, как любопытные птенчики из гнезда. Особенно красива ромашка на рассвете, когда ее украшают бриллиантовые капельки росы, а насекомые кружат вокруг нее в танце.

Работая в группах, сравните оба текста. Чем они похожи, чем отличаются?

- Почему, описывая один и тот же цветок, мы по-разному воспринимаем эти тексты? Слова, какой части речи помогают нам лучше представить ромашку?

- Попробуйте объяснить, где будет уместен текст № 1, а где текст № 2?


Обобщая ответы детей, учитель рассказывает, что первый текст относится к публицистическому стилю, целью которого является сообщение сведений, информации, (жанр научно - популярный, используется чаще в энциклопедиях, научных статья) а второй текст относится к художественно-публицистическому стилю, цель которого оказать эмоционально-образное воздействие на читателя. В таком стиле написана книга Рика Морриса «Тайны живой природы», отрывок из которой представлен в упр. 106. Она написана живым эмоциональным языком, чтобы заинтересовать маленького читателя, дать ему более образно воспринять научную информацию.

1. выполняют работу в парах, осуществляют самопроверку по образцу, данному учителем, выставляют баллы по заданным критериям.




2. Отвечают на вопрос, что этот текст из упр. 106, можно отнести к тексту описания. Перечисляют типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Читают тексты, обсуждают, высказывают предположения, находят средства художественной выразительности в тексте, объясняют, где уместны будут эти тексты. Текст № 1можно встретить в энциклопедии, в научной статье, а текст № 2 в журнале, заметке, сочинении.


Физминутка.


Дети по лесу гуляли,

(Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали.

(Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели

(Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку».)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

(Машут руками.)

Дружно хлопаем,

(Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем!

(Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли,

(Маршируют, делают вдох- выдох.)

И немножечко устали!

(Дети садятся на свои места.) В. Ковалько.

Выполняют движения вслед за учителем.

5. Творческое применение знаний.

1. Предлагает детям побывать в роли писателя, переделать отрывок из статьи (Текст № 3) в энциклопедии, добавить в него прилагательные, сделать предложения более эмоциональными, образными.

Организует работу в парах, предлагает составить 1 – 2 предложения, используя слова для справок или словарик синонимов и антонимов (на партах у детей распечатки статей из «Словарика» М. Львова (смотри Приложение № 1), у прилагательных определяют грамматические признаки.

Текст № 3

Одуванчик. Высота растения от 10 до 30 см. Корень сильный, вертикально расположенный, белый в разрезе. Листья по форме рассеченные. Цветки желтого цвета, собраны в розетки. Основное цветение — в апреле-мае, может цвести до осени. Плоды состоят из семянки с хохолком, созревают в июне-июле.

Слова для справок: золотой, удивительный, солнечный, пушистый, прекрасный, изумрудный.

2. Организует чтение нескольких работ и их анализ.

1. Дети работают в парах, записывают предложения, определяют число, падеж, где возможно, род имен прилагательных.













2. По желанию зачитывают получившиеся предложения.

6. Контроль результатов

1. Организует самостоятельную работу по проверке умения определять род, число, падеж имен прилагательных. Дети работают на карточках.

Задание. Вставить окончания прилагательных, определить число, падеж, где возможно - род.

Прошл..м летом я жил в маленьк..м городке на одной из наших полноводн..х рек. Около этого городка сажали соснов.. леса.

В омуте у наших ног плавала необыкновенно зелёна… ряска. На чист..х местах цвёл водокрас.

(Отрывок из рассказа К. Паустовского «Заботливый цветок»)

2.После выполнения работы предлагает определить тип текста, жанр произведения.

Индивидуальная работа. Дети работают на отдельных карточках.

Проверку осуществляют по образцу на слайде по критериям, заданным в начале урока, определяют устно тип текста, его жанр.


7. Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить дома задание на выбор: 1 вариант - стр. 106 списать вставить пропущенные буквы.

2 вариант: написать художественный текст о любимом растении, определить род, число, падеж имен прилагательных.

По желанию для всех дополнительно: прочитать рассказ К. Паустовского «Заботливый цветок», подумать какую роль в этом рассказе играют имена прилагательные; познакомиться с книгой Р. Морриса «Тайны живой природы»


8. Рефлексия

Рефлексия результата:

1. Учитель организует подведение итога урока, задает вопрос:

- Как вы думаете, в текстах какого жанра имена прилагательные используются наиболее часто и играют в них важную роль?

2. Дети подсчитывают заработанные за урок баллы, выставляют отметку в соответствии с критериями:

6 баллов – отметка «5»

5- 4 баллов – отметка «4»

3 балла – отметка «3»

Менее 3 баллов – тема не усвоена, отметка в журнал не выставляется.

Рефлексия процесса:

1. «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи.

Дети подводят итог урока, приходят к выводу, что имена прилагательные наиболее часто используются в текстах – описания, придают тексту образно-эмоциональную окраску; оценивают успешность учебной деятельности, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи.