1. Организационный | 1.Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку, обращает внимание на эпиграф к уроку: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». (К. Паустовский.) 2. Задает вопросы: Как понимаете смысл данного высказывания? Можно ли имена прилагательные назвать «драгоценными камнями»? Обобщает ответы учащихся и желает детям успехов в изучении русского языка, расширения словарного запаса, умения точно использовать имена прилагательные в речи. 3. Просит записать в тетрадь число 26 февраля и «Классная работа». 4. Задает критерии самооценивания результатов выполнения работ на уроке: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущены 1 или 2 ошибки; 0 баллов – допущено больше 2 ошибок. (баллы проставляются на полях тетради простым карандашом) | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, читают эпиграф, объясняют, как понимают высказывания К. Паустовского |
2. Актуализация знаний | 2. Организует «Интеллектуальную разминку». - Рассмотрите рабочие листы на сайте Учи. ру и сформулируйте задание к ней, выполните на планшетах в парах. https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_kanakina/4-klass/quarter-186_3-chetvert/lesson-4627_sklonenie-imyon-prilagatelnykh-vo-mnozhestvennom-chisle/worksheets-35757 2.Учитель задаёт вопросы. - Как определить написание безударного окончания у имени существительного во множественном числе? - Как определить число, падеж имён прилагательных во множественном числе? Назовите алгоритм действий. 3. Организует самопроверку выполненной работы по образцу на слайде по заданным критериям. | Дети читают на слайде записи, придумывают и формулируют задания. Выполняют его в парах на планшетах. Ответы ребят: - Надо к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже. 2.Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают алгоритм написания безударных окончаний у имён прилагательных. Предлагают определить число, падеж имён прилагательных во множественном числе. Повторяют алгоритм определения числа и падежа имён прилагательных. Вспоминают, что род у имён прилагательных во множественном числе не определяется. Самостоятельная работа в тетрадях. На хоккейных полях (П. п). За медленными танцами (Т.п.). Около металлических труб (Р. п). |
3. Целеполагание | Просит открыть учебник на стр. 61, найти упр. 106 (смотри ниже Приложение № 2) внимательно изучить упражнение и задание к нему, сформулировать тему урока и его задачи. 1.Задает проблемные вопросы: - Как вы думаете, в текстах, какого жанра имена прилагательные используются наиболее часто и играют в них важную роль? 2. Предлагает сформулировать тему урока. | Принимают участие в обсуждении вопроса, формулируют тему урока «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Задачи урока: -определять число, падеж, род имен прилагательных в единственном числе и число, падеж во множественном числе; - определять тип текста; - понаблюдать над текстами разных жанров. |
4. Первичное закрепление в знакомой и измененной ситуации | 1. Организует наблюдение над использованием прилагательных в художественной речи – упр. 106. Задание для работы в парах: выписать имена прилагательные вместе с существительными, обозначающими растения, указать число, падеж и, если возможно, род каждого имени прилагательного. Самопроверка по образцу на слайде. 2. Организует проблемную беседу по вопросам: - Перечислите, какие типы текстов вы знаете? - Определите тип текста из упр. 106. 3. Предлагает детям два текста (на отдельных распечатанных листах): Текст № 1. Ромашка. Это травянистое растение. Высота его может достигать 60 сантиметров. Растёт ромашка повсюду: на обочинах дорог, около жилища человека, на полях. Листья и цветы ромашки имеют сильный запах. Цветёт ромашка всё лето – с мая по сентябрь. Цветок имеет жёлтую серединку и белые продолговатые лепестки. На месте цветка затем образуются коробочки с семенами. После созревания семена падают на землю, давая жизнь новым цветам. Текст № 2. Говорят, в каждом растении хранится частица солнышка. Это действительно так. А многие цветы очень похожи на его деток. Например, обыкновенная лекарственная ромашка, которую можно встретить везде: и на лугу, и на лесной поляне, и в саду возле дома. Ее белоснежные лепестки так напоминают солнечные лучики, собранные вокруг бархатной желтой серединки. Крепкий стебелек ромашки тянется к солнышку, подставляя лепестки-ладошки. Хотя цветочки у ромашки некрупные, их нельзя не заметить. Они выглядывают из высокой травы, как любопытные птенчики из гнезда. Особенно красива ромашка на рассвете, когда ее украшают бриллиантовые капельки росы, а насекомые кружат вокруг нее в танце. Работая в группах, сравните оба текста. Чем они похожи, чем отличаются? - Почему, описывая один и тот же цветок, мы по-разному воспринимаем эти тексты? Слова, какой части речи помогают нам лучше представить ромашку? - Попробуйте объяснить, где будет уместен текст № 1, а где текст № 2? Обобщая ответы детей, учитель рассказывает, что первый текст относится к публицистическому стилю, целью которого является сообщение сведений, информации, (жанр научно - популярный, используется чаще в энциклопедиях, научных статья) а второй текст относится к художественно-публицистическому стилю, цель которого оказать эмоционально-образное воздействие на читателя. В таком стиле написана книга Рика Морриса «Тайны живой природы», отрывок из которой представлен в упр. 106. Она написана живым эмоциональным языком, чтобы заинтересовать маленького читателя, дать ему более образно воспринять научную информацию. | 1. выполняют работу в парах, осуществляют самопроверку по образцу, данному учителем, выставляют баллы по заданным критериям. 2. Отвечают на вопрос, что этот текст из упр. 106, можно отнести к тексту описания. Перечисляют типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Читают тексты, обсуждают, высказывают предположения, находят средства художественной выразительности в тексте, объясняют, где уместны будут эти тексты. Текст № 1можно встретить в энциклопедии, в научной статье, а текст № 2 в журнале, заметке, сочинении. |
5. Творческое применение знаний. | 1. Предлагает детям побывать в роли писателя, переделать отрывок из статьи (Текст № 3) в энциклопедии, добавить в него прилагательные, сделать предложения более эмоциональными, образными. Организует работу в парах, предлагает составить 1 – 2 предложения, используя слова для справок или словарик синонимов и антонимов (на партах у детей распечатки статей из «Словарика» М. Львова (смотри Приложение № 1), у прилагательных определяют грамматические признаки. Текст № 3 Одуванчик. Высота растения от 10 до 30 см. Корень сильный, вертикально расположенный, белый в разрезе. Листья по форме рассеченные. Цветки желтого цвета, собраны в розетки. Основное цветение — в апреле-мае, может цвести до осени. Плоды состоят из семянки с хохолком, созревают в июне-июле. Слова для справок: золотой, удивительный, солнечный, пушистый, прекрасный, изумрудный. 2. Организует чтение нескольких работ и их анализ. | 1. Дети работают в парах, записывают предложения, определяют число, падеж, где возможно, род имен прилагательных. 2. По желанию зачитывают получившиеся предложения. |
6. Контроль результатов | 1. Организует самостоятельную работу по проверке умения определять род, число, падеж имен прилагательных. Дети работают на карточках. Задание. Вставить окончания прилагательных, определить число, падеж, где возможно - род. Прошл..м летом я жил в маленьк..м городке на одной из наших полноводн..х рек. Около этого городка сажали соснов.. леса. В омуте у наших ног плавала необыкновенно зелёна… ряска. На чист..х местах цвёл водокрас. (Отрывок из рассказа К. Паустовского «Заботливый цветок») 2.После выполнения работы предлагает определить тип текста, жанр произведения. | Индивидуальная работа. Дети работают на отдельных карточках. Проверку осуществляют по образцу на слайде по критериям, заданным в начале урока, определяют устно тип текста, его жанр. |
8. Рефлексия | Рефлексия результата: 1. Учитель организует подведение итога урока, задает вопрос: - Как вы думаете, в текстах какого жанра имена прилагательные используются наиболее часто и играют в них важную роль? 2. Дети подсчитывают заработанные за урок баллы, выставляют отметку в соответствии с критериями: 6 баллов – отметка «5» 5- 4 баллов – отметка «4» 3 балла – отметка «3» Менее 3 баллов – тема не усвоена, отметка в журнал не выставляется. Рефлексия процесса: 1. «Выбери верное утверждение» Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи. | Дети подводят итог урока, приходят к выводу, что имена прилагательные наиболее часто используются в текстах – описания, придают тексту образно-эмоциональную окраску; оценивают успешность учебной деятельности, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. |