1. | Мотивация к учебной деятельности. | 1. Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку, обращает внимание детей на эпиграф к уроку: «Терпение и труд всё перетрут!» 2. Задает вопрос: Как понимаете смысл этой пословицы?» 3. Обобщает ответы детей и сообщает, что каждый год 23 января в мире отмечается День ручного письма (день почерка). Праздник был учрежден, чтобы напоминать человечеству о таком уникальном явлении как ручная письменность, ведь в современном обществе высоких технологий люди все реже пишут от руки, предпочитая для этого компьютеры и мобильные телефоны. А ведь почерк каждого человека является по-настоящему неповторимым. (В Приложении № 1 представлен дополнительный материал для учителя по Дню почерка) Учитель желает детям аккуратности в оформлении письменных работ в тетради, старательности, внимательности на уроке. 4. Просит записать в тетрадь число 23 января и «Классная работа» 5. Задает критерии самооценивания результатов выполнения работ на уроке: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущены 1 или 2 ошибки; 0 баллов – допущено больше 2 ошибок (баллы проставляются на полях тетради простым карандашом) | Слушают учителя, проверяют готовность к уроку, читают эпиграф, устно объясняют, как понимают пословицу, слушают учителя. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений | 1.Просит детей записать в тетрадь предложение каллиграфически правильным почерком как в образце: (если дети не могут отгадать загадку, учитель дает подсказку, что отгадка связана с праздников День ручного письма. Отгадка: человек, который пишет, рука, ручка, буквы). 2. Организует самооценивание работы по критериям, заданным в начале урока. 3.Просит детей вернуться к записанному предложению и самостоятельно определить падежи имен существительных, организует самопроверку по образцу. 4. Организует беседу по вопросам: - Что вы можете сказать о словах (по) земле, (по) степи)? (Это существительные ж.р., в ед.ч., в Д.п.) - Это вы выделили, что общего у этих слов, а чем они различаются? | 1. Списывают предложение с карточки, пытаются отгадать загадку. 2. Сравнивают свою работу с образцом, выставляют баллы на полях тетради. 3.Обозначают падежи имен существительных, проверяют работу по образцу на слайде презентации, оценивают выполнение работы по критериям, выставляют баллы на полях в тетради. 4. Отвечают на вопросы учителя. |
3. | Выявление места и причин затруднения. Постановка учебной задачи. | Продолжение работы (постановка проблемного вопроса): - Но почему они различаются окончанием? Почему в слове (по) земле пишется окончание – е, а в слове (по) степи- окончание – и, хотя оба слова это существительные ж.р., употреблены в ед.ч. и в одном и том же падеже? - Здесь ошибка? (Нет, потому что окончание здесь пишется под ударением, а звуки под ударением – это сильная позиция. Здесь не может быть ошибки). - Тогда давайте понаблюдаем за этими и другими словами и выясним, в чем тут дело. | Коллективная фронтальная работа. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | 1.На доске записаны слова: весна, земля, папа, дом, пень, окно, поле, степь. - Какое задание к этому материалу вы можете предложить? (прочитать, записать, сгруппировать). - Исходя из ваших предложений, каждая группа получает задание: разделите эти слова на группы. Дети выполняют задание. - Назовите группы слов и признаки, основываясь на которых вы сгруппировали слова. (дети называют разные группы) - А как вы думаете, можно учитывать оба эти признака сразу? (род и окончание) - Просклоняйте данные существительные, это поможет вам ответить на вопрос. - Прочитайте, что у вас получилось. 2. На слайде презентации таблица для проверки. - А теперь внимательно посмотрите на эту таблицу. Что вы заметили? (Хотя существительные весна, земля и степь – ж.р., но имеют разные падежные окончания, а существительные весна, папа, дядя – разного рода, но имеют одинаковые окончания). 3. Организует работу в парах: - Вот теперь, анализируя таким образом эту таблицу, постарайтесь распределить слова по группам. - Предлагаю работать в парах. Но сначала скажите, зачем вы делаете эту работу? Что хотите узнать? УЗ – хочу узнать, какие группы имен существительных бывают (для этого нам нужно выполнить задание) - Назовите группы слов, которые у вас получились. - Какие слова вы отнесли к 1 группе? (весна, земля, папа, дядя). - Охарактеризуйте эти слова. (это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, - я в именительном падеже). - Ко 2 группе? ( Это существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е: дом, поле, пень, окно, поле). А к третьей группе? (слово степь – существительное женского рода с мягким знаком на конце). | 1.Работа в группах. Делят слова на группы. Склоняют существительные, записывая в таблицу слова, выделяют окончания. И.п. | Кто? Что? | | Р.п. | Кого? Чего? | | Д.п. | Кому? Чему? | | В.п. | Кого? Что? | | Т.п. | Кем? Чем? | | П.п. | О ком? О чём? | | Работа в парах. |
5 | Постановка темы, задач урока | 1. Организует фронтальную устную работу - Как вы думаете, как называются эти группы? - Где мы можем узнать ответ? (в учебнике) - Откройте учебник на странице 16 и прочитайте тему урока (Три склонения имен существительных). - Как теперь можно по-другому сформулировать учебную задачу? (хочу узнать типы склонений имен существительных) - Где можно узнать ответ на этот вопрос? ( в учебнике) - Прочитайте про себя правило на стр. 16 -17 - Могут ли существительные одного рода относиться к разным склонениям? (могут). - А возможно ли, чтобы существительные с разными окончаниями относились к одному склонению? - Нет. - Почему? - Нет, невозможно, т.к. каждое склонение имеет свое окончание) - Теперь вы можете ответить на вопрос: почему вы написали разные окончания в словах (по) земле и (по) степи? - Потому что эти слова относятся к разным склонениям. - Какой вывод можно сделать? Что нужно учитывать, знать, чтобы определить склонение существительного? - Нужно знать и учитывать род и окончание существительного в именительном падеже). | Отвечают на вопросы. |
6. | Первичное закрепление учебного действия с проговариванием во внешней речи. | 1. Организует работу в парах. - Как вы можете удостовериться в правильности сделанного вами вывода? (Для этого нужно выполнить упражнение) - Предлагаю выполнить упражнение 25 на стр. 17 - Прочитайте задание. Каким образом его можно выполнить? После выполнения упражнения делается вывод. 2. Построение алгоритма определения типа склонения. Я задам хитрый вопрос: как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже: (у) подруги, (с) товарищем, (в) сирени? (в результате коллективной работы, на доске «выстраивается» алгоритм определения типа склонения) Алгоритм определения типа склонения Поставь имя существительное в начальную форму. Определи род. Выясни окончание в начальной форме. По роду и окончанию узнай склонение: | | Работа в парах. Правильность выполнения упражнения проверяется по образцу на слайде. Дети оценивают правильность выполнения упражнения на полях в тетради, проставляют баллы от 0 до 2. Фронтальная работа |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | 1. Организует самостоятельную работу упр. 27. Списать стихотворные строчки, определить склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом. | Самостоятельно выполняют упражнение. Правильность выполнения упражнения проверяется по образцу на слайде. Дети оценивают правильность выполнения упражнения на полях в тетради, проставляют баллы от 0 до 2. |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | 1. Проводит обобщающую беседу (задает вопросы, позволяющие увидеть, как дети поняли тему урока): - Есть ли что-то общее между соловьем и компотом? - Слово молоко на какое слово больше похоже своими признаками: коза или окно? - Могут ли однокоренные имена существительные быть разного склонения, например слова мышь, мышка, мышонок одного или разного склонения? 2. Просит подсчитать баллы за выполненные задания, задает нормы оценивания результатов урока: 7 – 8 баллов – отметка «5» 6 – 5 баллов – отметка «4» 4 балла – отметка «3» Меньше 4 баллов – отметка «2» | Отвечают на вопросы учителя, подсчитывают баллы, заработанные на уроке. |