Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ СОШ (военвед)
г. Зернограда
Приказ от 29 августа 2017 года № 412
____________________ /Г.Н.Осадчая/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Русский язык»
основного общего образования
5 «б» класса
Количество часов по учебному плану: 210 ч . (6 ч в неделю)
Программа будет полностью реализована за 204 ч. ( 6ч.- 23.02.2018 г., 08.03.18.г., 01.05.18г.,1.05.2018 г., 09.05.2018 г.,09.05. 2018г.)
Учитель: Черкасова Лариса Анатольевна
Рабочая программа по русскому языку для 5 б класса построена в соответствии с требованиями ФГОС , основной образовательной программой основного общего образования , рабочей программой к предметной линии учебников М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского .5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская и др .13- е изд.
М.: Просвещение», 2016 г.
Учебник : Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – 6 изд.-М.: Просвещение, 2016.
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
5 класс
1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• готовность к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты освоения предмета.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Обучающийся научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей;
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие:
Обучающийся научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом:
Обучающийся научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречиивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты: РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс:
Обучающийся научится:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их, пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли
уметь задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Содержание учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения (3ч + 1ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (19ч + 4ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28ч + 7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 ч + 5ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 4 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 6 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (18 ч + 6 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11 ч + 5 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29ч + 7ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7ч + 2ч)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Название раздела | № урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически | Вид контроля |
Язык и общение (3 +1*)1 | 1. | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1.09 | | Текущий |
| 2 | Язык и человек. | 4.09 | | Текущий |
| 3. | Общение устное и письменное. | 5.09 | | итоговый |
| 4. | Р. Р. Стили речи. | 6.09 | | |
Вспоминаем,изучаем,повторяем (19 + 4*) | 5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 6.09 | | итоговый |
| 6. | Орфограмма. | 7.09 | | тематический |
| 7. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 8.09 | | текущий |
| 8. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 11.09 | | текущий |
| 9. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 12.09 | | тематический |
| 10. | Буквы и, у, а после шипящих. | 13.09 | | текущий |
| 11. | Разделительные ъ и ь. | 13.09 | | текущий |
| 12. | Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант. | 14.09 | | итоговый |
| 13. | Входной контроль .Контрольный диктант №1 по повторению изученного | 15.09 | | входной |
| 14 . | Части речи. | 18.09 | | тематический |
| 15. | Глагол. | 19.09 | | |
| 16. | Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение по тексту Г. А. Скребицкого | 20.09 | | текущий |
| 17. | Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение по текстуГ. А. Скребицкого | 20.09 | | текущий |
| 18. | -Тся и –ться в глаголах | 21.09 | | тематический |
| 19. | Р. Р. Тема текста. | 22.09 | | текущий |
| 20. | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 25.09 | | текущий |
| 21. | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 26.09 | | текущий |
| 22. | Имя существительное. | 27.09 | | тематический |
| 23. | Имя прилагательное. | 27.09 | | текущий |
| 24. | Местоимение. | 28.09 | | текущий |
| 25. | Р. Р. Основная мысль текста. | 29.09 | | |
| 26. | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием. . | 2.10 | | итоговый |
| 27. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 3.10 | | тематический |
Синтаксис, Пунктуация, Культура речи (28 +7) | 28. | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | 4.10 | | тематический |
| 29. | Синтаксис и пунктуация. | 4.10 | | текущий |
| 30. | Синтаксис и пунктуация. | 5.10 | | текущий |
| 31. | Словосочетание. | 6.10 | | тематический |
| 32. | Разбор словосочетаний. | 9.10 | | тематический |
| 33 | Предложение. | 10.10 | | тематический |
| 34. | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | 11.10 | | текущий |
| 35. | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | 11.10 | | тематический |
| 36 . | Виды предложений по цели высказывания. | 12.10 | | текущий |
| 37 | Восклицательные предложения. | 13.10 | | текущий |
| 38. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 16.10 | | текущий |
| 39. | Сказуемое. | 17.10 | | тематический |
| 40. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 18.10 | | текущий |
| 41. | Нераспространенные и распространенные предложения. | 18.10 | | текущий |
| 42. | Второстепенные члены предложения. | 19.10 | | тематический |
| 43. | Дополнение. | 20.10 | | текущий |
| 44. | Определение. | 23.10 | | текущий |
| 45. | Обстоятельство. | 24.10 | | тематический |
| 46. | Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис», «Пунктуация» | 25.10 | | текущий |
| 47. | Анализ контрольного диктанта. Работ над ошибками. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | 25.10 | | текущий |
| 48. | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах | 26.10 | | тематический |
| 49. | Предложения с обращениями | 27.10 | | текущий |
| 50. | Р. Р. Письмо. | 7.11 | | тематический |
| 51. | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 8.11 | | текущий |
| 52 . | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 8.11 | | текущий |
| 53. | Синтаксический разбор простого предложения. | 9.11 | | текущий |
| 54. | Пунктуационный разбор простого предложения. | 10.11 | | тематический |
| 55. | Простые и сложные предложения. | 13.11 | | текущий |
| 56. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 14.11 | | текущий |
| 57 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 15.11 | | тематический |
| 58. | Предложения с прямой речью. | 15.11 | | тематический |
| 59. | Диалог. | 16.11 | | текущий |
| 60. | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 17.11 | | текущий |
| 61 . | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по разделу «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи» | 20.11 | | итоговый |
| 62 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 21.11 | | тематический |
Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография.Культура речи (13, 5) | 63. | Фонетика. Гласные звуки. | 22.11 | | тематический |
| 64. | Согласные звуки. | 22.11 | | текущий |
| 65. | Изменение звуков в потоке речи. | 23.11 | | текущий |
| 66. | Согласные твердые и мягкие. | 24.11 | | тематический |
| 67. | Р.Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 27.11 | | текущий |
| 68. | Согласные звонкие и глухие. | 28.11 | | текущий |
| 69. | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 29.11 | | тематический |
| 70. | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 29.11 | | текущий |
| 71. | Графика. | 30.11 | | текущий |
| 72. | Алфавит. | 1.12 | | |
| 73. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 4.12 | | тематический |
| 74. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 5.12 | | текущий |
| 75. | Орфоэпия. | 6.12 | | текущий |
| 76. | Орфоэпия. | 6.12 | | |
| 77. | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 7.12 | | текущий |
| 78. | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 по разделу «Фонетика и графика». | 8.12 | | итоговый |
| 79. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 11.12 | | тематический |
| 80. | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | 12.12 | | текущий |
Лексика. Культура речи.( 8, 4) | 81. | Слово и его лексическое значение. | 13.12 | | текущий |
| 82. | Однозначные и многозначные слова. | 13.12 | | тематический |
| 83. | Прямое и переносное значение слов. | 14.12 | | текущий |
| 84. | Омонимы. | 15.12 | | текущий |
| 85. | Синонимы. | 18.12 | | текущий |
| 86 . | Антонимы. | 19.12 | | итоговый |
| 87. | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»). | 20.12 | | итоговый |
| 88. | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»). | 20.12 | | тематический |
| 89. | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 21.12 | | текущий |
| 90. | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 22.12 | | текущий |
| 91. | Р. Р. Изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег». | 25.12 | | тематический |
| 92 | Контрольная тестовая работа по разделу «Лексика, культура речи» | 26.12 | | тематический |
Морфемика. Орфография.Культура речи. (21+6) | 93. | Анализ контрольной тестовой работы. Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 27.12 | | тематический |
| 94. | Изменение и образование слов. | 27.12 | | текущий |
| 95. | Окончание. | 28.12 | | тематический |
| 96. | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. | 29.12 | | текущий |
| 97. | Основа слова. | 10.01 | | текущий |
| 98. | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | 10.01 | | итоговый |
| 99. | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | 11.01 | | тематический |
| 100. | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение | 12.01 | | тематический |
| 101. | Суффикс. | 15.01 | | текущий |
| 102. | Приставка. | 16.01 | | текущий |
| 103. | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 17.01 | | тематический |
| 104. | Чередование звуков. Беглые гласные. | 17.01 | | текущий |
| 105. | Чередование звуков. Беглые гласные. | 18.01 | | текущий |
| 106. | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 19.01 | | текущий |
| 107. | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 22.01 | | текущий |
| 108. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 23.01 | | текущий |
| 109. | Буквы З и С на конце приставок. | 24.01 | | текущий |
| 110. | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож- . | 24.01 | | текущий |
| 111. | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. | 25.01 | | текущий |
| 112. | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 26.01 | | текущий |
| 113. | Буквы И – Ы после Ц. | 29.01 | | текущий |
| 114. | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 30.01 | | текущий |
| 115. | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 31.01 | | текущий |
| 116. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 по разделу «Морфемика. Орфография» | 31.01 | | итоговый |
| 117. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1.02 | | текущий |
| 118. | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский.«Сирень в корзине»). | 2.02 | | итоговый |
| 119 | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский.«Сирень в корзине»). | 5.02 | | текущий |
Морфология.Орфография. Культура речи. Имя существительное (18+6) | 120. | Имя существительное как часть речи. | 6.02 | | тематический |
| 121. | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | 7.02 | | текущий |
| 122. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 7.02 | | текущий |
| 123. | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | 8.02 | | итоговый |
| 124. | Род имен существительных. | 9.02 | | текущий |
| 125. | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 12.02 | | тематический |
| 126. | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»). | 13.02 | | тематический |
| 127. | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 14.02 | | тематический |
| 128. | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 14.02 | | текущий |
| 129. | Три склонения имен существительных. | 15.02 | | текущий |
| 130. | Падежи имен существительных. | 16.02 | | текущий |
| 131. | Падежи имен существительных. | 19.02 | | текущий |
| 132. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 20.02 | | текущий |
| 133 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 21.02 | | текущий |
| 134. | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | 22.02 | | тематический | | | | |
| 135. | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | 26.02 | | тематический | | | | |
| 136. | Множественное число имен существительных. | 27.02 | | текущий |
| 137. | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 28.02 | | Текущий |
| 138. | Морфологический разбор имени существительного. | 28.02 | | текущий |
| 139. | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1.03 | | текущий |
| 140. | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2.03 | | текущий |
| 141. | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 5.03 | | тематический |
| 142. | Диктант с грамматическим заданием №7 по теме «Имя существительное» | 6.03 | | итоговый |
| 143. | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 7.03 | | текущий |
Имя прилагательное (11+5) | 144. | Имя прилагательное как часть речи. | 7.03 | | текущий |
| 145. | Имя прилагательное как часть речи. | 12.03 | | текущий |
| 146. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 13.03 | | текущий |
| 147. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | 14.03 | | текущий |
| 148. | Р. Р. Описание животного. | 14.03 | | тематический |
| 149 | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»). | 15.03 | | итоговый |
| 150 | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»). | 16.03 | | итоговый |
| 151. | Прилагательные полные и краткие. | 19.03 | | текущий |
| 152. | Прилагательные полные и краткие. | 20.03 | | текущий |
| 153. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 21.03 | | текущий |
| 154. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 21.03 | | итоговый |
| 155. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 22.03 | | итоговый |
| 156. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 23.03 | | текущий |
| 157. | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 2.04 | | итоговый |
| 158. | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 3.04 | | итоговый |
Глагол (29+7) | 159 | Глагол как часть речи. | 4.04 | | тематический |
| 160. | Глагол как часть речи. | 4.04 | | тематический |
| 161. | Не с глаголами. | 5.04 | | текущий |
| 162. | Р. Р. Рассказ. | 6.04 | | текущий |
| 163. | Неопределенная форма глагола. | 9.04 | | текущий |
| | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | 10.04 | | итоговый |
| 165. | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 11.04 | | текущий |
| 166. | Виды глагола. | 11.04 | | текущий |
| 167. | Виды глагола | 12.04 | | итоговый |
| 168. | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 13.04 | | текущий |
| 169. | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 16.04 | | текущий |
| 170. | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 17.04 | | итоговый |
| 171. | Время глагола. | 18.04 | | текущий |
| 172. | Прошедшее время глагола. | 18.04 | | текущий |
| 173 | Прошедшее время глагола. | 19.04 | | текущий |
| 174. | Настоящее время глагола. | 20.04 | | текущий |
| 175 | Настоящее время глагола. | 23.04 | | текущий |
| 176. | Будущее время глаголов. | 24.04 | | текущий |
| 177. | Будущее время глагола. | 25.04 | | текущий |
| 178. | Спряжение глаголов. | 25.04 | | текущий |
| 179. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 26.04 | | текущий |
| 180. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 27.04 | | текущий |
| 181. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 28.04 | | |
| 182. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 3.05 | | текущий |
| 183. | Морфологический разбор глагола. | 4.05 | | текущий |
| 184. | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук.«Шоколадный торт»). | 7.05 | | тематический |
| 185. | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук.«Шоколадный торт»). | 8.05 | | Текущий |
| 186. | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 10.05 | | текущий |
| 187. | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 11.05 | | текущий |
| 188. | Употребление времен. | 14.05 | | текущий |
| 189. | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | 15.05 | | текущий |
| 190. | Повторение изученного по теме «Глагол». | 16.05 | | текущий |
| 191. | Повторение изученного по теме «Глагол». | 16.05 | | текущий |
| 192. | Повторение изученного по теме «Глагол». | 17.05 | | текущий |
| 193. | Промежуточная аттестация.(тестовая работа) | 18.05 | | итоговый |
| 194. | Анализ тестовой работы. Работа над ошибками. | 21.05 | | текущий |
| 195 | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»). | 22.05 | | итоговый |
| 196. | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»). | 23.05 | | итоговый |
Повторение и систематизация изученного (7 +2) | 197. | Разделы науки о языке. | 23.05 | | тематический |
| 198. | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 24.05 | | итоговый |
| 199. | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 25.05 | | итоговый |
| 200. | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 28.05 | | текущий |
| 201. | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 29.05 | | текущий |
| 202. | Орфограммы в окончаниях слов. | 30.05 | | текущий |
| 203. | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 30.05 | | текущий |
| 204. | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 31.05 | | текущий |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора поУВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда О.А.Мясникова от «28» августа 2017 г. № 8 « 28» августа 2017 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко
1