Открытый урок
тема «Имя прилагательное как часть речи»
ип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи.
Задачи:
- учить распознавать в речи имена прилагательные;
- формировать навыки грамотного письма;
- развивать самоконтроль, мышление, речь;
- учить работать совместно, в парах;
- стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент.
- Прежде чем мы начнём урок, я хочу, чтоб вы обратили внимание на бумажное дерево, лежащее у вас на столах. За каждый правильный ответ вы должны нарисовать на нем яблоко. В конце урока, подводя итоги, мы их сосчитаем и узнаем, кто набрал наибольшее количество.
Минутка чистописания:
Составьте и запишите два предложения со словом школа.
Из слов составьте пословицу и запишите её: Богатство, хлеб – наше.
Постановка цели и задач урока.
А теперь запишите в тетрадь слова, записанные на доске:
Стул, парта, табурет, доска, школьный.
-Какое слово лишнее?
-Почему? Докажите.
(Дети отвечают, что это не имя существительное).
-А какая это часть речи? Нам это предстоит узнать.
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)
А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?
(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)
- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
Прочитайте, что же у вас получилось?
У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
4. Актуализация изученного материала
-Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.
На доске слова: дерево, твердый, написал, красный, придёт, красивый, куколка, открыл.
-На какие группы мы разделим слова? Почему?
( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)
Дерево, куколка.
Красный, красивый, твёрдый.
Придёт, написал, открыл.
-Давайте посмотрим на первую строчку. Что мы можем сказать об этих словах?
(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?).
-Посмотрите, на вторую строчку, что это за слова?
(Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )
-А что вы можете сказать о третьей строке?
(Это имена прилагательные).
-Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей).
5. Усвоение и закрепление новых знаний.
1. Что обозначает имя прилагательное?
- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?
2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Задание 1
Найди в тексте имена существительные и имена прилагательные, которые с ними связаны, выпиши по образцу.
Образец: книга (какая?) интересная
Зимой завалил деревню пушистый снег. Тонкая берёзка украсилась инеем. Яркое солнышко играет лучами. Длинные сосульки украсили крыши. Каждая избушка похожа на сказочный дворец.
Задание 2
Выпиши имена прилагательные: чёрный, чернеть, черточка, находить, находка, походный, вода, водяной, водить, водитель.
6. Физминутка.
7. Игра «Кто это? Что это?»
– А теперь, ребята, давайте поиграем. Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.
– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …
– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).
8. Закрепление знаний.
Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.
Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.
Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
9. Рефлексия.
-Дети, о чём мы говорили сегодня на уроке?
-Как называется эта часть речи?
-Что она обозначает?
-На какие вопросы отвечают прилагательные?
Проверка «деревьев знаний». Подсчет количества яблок.
10. Д/з. Правило, упр. 154.