СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 8 класс»

Открытый урок

тема «Имя прилагательное как часть речи»


ип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи.

Задачи:

- учить распознавать в речи  имена прилагательные;

- формировать навыки грамотного письма;

- развивать самоконтроль, мышление, речь;

- учить работать совместно, в парах;

- стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Прежде чем мы начнём урок, я хочу, чтоб вы обратили внимание на бумажное дерево, лежащее у вас на столах. За каждый правильный ответ вы должны нарисовать на нем яблоко. В конце урока, подводя итоги, мы их сосчитаем и узнаем, кто набрал наибольшее количество.

  1. Минутка чистописания:

Составьте и запишите два предложения со словом школа.

Из слов составьте пословицу и запишите её: Богатство, хлеб – наше.

  1. Постановка цели и задач урока.

А теперь запишите в тетрадь слова, записанные на доске:

Стул, парта, табурет, доска, школьный.

-Какое слово лишнее?

-Почему? Докажите.

(Дети отвечают, что это не имя существительное).

-А какая это часть речи? Нам это предстоит узнать.

-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об   имени  прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие  задачи урока поставим?

(Надо узнать, что обозначают  имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о  роли прилагательных в нашей речи.)

- Прочитайте предложение.                                                                                          

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?

       (Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

-  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

-  Вы должны, вставить пропущенные слова.

-  Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

-  А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

                                                                                                                                                                                     Какие?                     Острые        

        Какое?                     Тоненькое        

      Какие?                     Чуткие       

      Какая?                     Рыжая

      Какой?                     Пушистый        

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

-  Какой частью речи они являются?

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

4. Актуализация изученного материала

-Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.

На доске слова: дерево,  твердый, написал, красный,  придёт, красивый, куколка,  открыл.

-На какие группы мы разделим слова? Почему?

( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)

Дерево, куколка.

Красный, красивый, твёрдый.

Придёт, написал, открыл.

-Давайте посмотрим на первую строчку. Что мы можем сказать об этих словах?

(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?).

-Посмотрите, на вторую строчку, что это за слова?  

(Глаголы  -  это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )

-А что вы можете сказать о третьей строке?

(Это имена прилагательные).

-Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей).

5. Усвоение и закрепление новых знаний.

1. Что обозначает имя прилагательное?

- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?  

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Задание 1

Найди в тексте имена существительные и имена прилагательные, которые с ними связаны, выпиши по образцу.

Образец: книга (какая?) интересная

Зимой завалил деревню пушистый снег. Тонкая берёзка украсилась инеем. Яркое солнышко играет лучами. Длинные сосульки украсили крыши. Каждая избушка похожа на сказочный дворец.

Задание 2

Выпиши имена прилагательные: чёрный, чернеть, черточка, находить, находка, походный, вода, водяной, водить, водитель.

6. Физминутка.

7. Игра «Кто это? Что это?»

– А теперь, ребята, давайте поиграем. Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.

– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).

8. Закрепление знаний.

Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

9. Рефлексия.

-Дети, о чём мы говорили сегодня на уроке?

-Как называется эта часть речи?

-Что она обозначает?

-На какие вопросы отвечают прилагательные?

Проверка «деревьев знаний». Подсчет количества яблок.

10. Д/з. Правило, упр. 154.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!