УМК по русскому языку для школ и классов с кыргызским языком обучения.
1-ый шаг в мир второго (русского) языка
Н.П.Задорожная
Ч.М.Мусаева
Г.К.Таирова
Учебно-методический комплекс
Отправная точка в мир русского языка
Мотивация к изучению русского языка
Как достигается коммуникативная направленность обучения?
Сквозные персонажи в учебнике, включающие учеников в типичные ситуации общения.
Как достигается коммуникативная направленность?
Функциональный подход в подаче языкового материала.
Как достигается коммуникативная направленность?
Единая речевая ситуация на протяжении всего урока, ведущая к продуктивной речевой деятельности.
Система обучения
Коммуникативный подход в обучении русскому языку как второму предполагает на всех этапах и во всех формах обучения включение обучающихся в процессы общения (коммуникации) на русском языке. При этом речевая направленность занятий является не только целью, но и средством достижения цели.
(Предметный стандарт по русскому языку в школах с кырызским, узбекским, таджикским языками обучения для 1-4 классов. МОНКР, 2019 г.)
Актуальная модель урока
.
Организационный момент
постановка цели: введение ситуации
Работа над новым материалом
Ситуативная речевая деятельность
Рефлексия
Актуализация изученного
ранее
введение лексики, работа над интонацией
подготовка к речевой деят-сти
Актуальная модель урока
Известная тропинка, но всегда ведёт к новому!
- Переключает учащихся с игровой на познавательную деятельность.
- Создаёт комфортность в работе учителя с учениками.
- Гарантирует достижение ожидаемого результата.
Ресурс для обогащения познавательного и жизненного опыта
Ресурс для обогащения познавательного и жизненного опыта
Диалог в учебнике
Речевая среда и речевая деятельность
Помощник учителю – методические рекомендации
урок 17. Петух и курицы
3.3. Лексическая работа, работа над произношением.
3.3.1. Работа с предметными рисунками. Учитель, указывая на «голубой» рисунок, просит ответить: «Кто это? А это кто?» Так же строится работа с «зелёным» рисунком. Учитель обращает внимание на правильное произношение имён существительных в единственном и во множественном числе. Если нужно, он повторяет работу.
- На этом этапе учитель обращает внимание на вопросительную интонацию. Если она вызывает затруднения у детей, проводит специальную работу: чётко произносит вопрос «Кто это?» с акцентом на первом слове и подкрепляет его соответствующим жестом. После учитель чётко произносит вопрос «А это кто?» с акцентом на втором слове и подкрепляет его соответствующим жестом. В обоих случаях учитель предлагает повторить вопросительные предложения хором, индивидуально.
3.3.2. Самостоятельная работа с предметными рисунками. Учитель предлагает детям поработать в парах — поочерёдно задавать вопросы и отвечать на них при помощи «голубого» и «зелёного» рисунков:
- Спросите друг друга, что ́ на рисунках.
- Учитель слушает беседы отдельных учеников и хвалит: «Молодец! Хорошо!» или корректирует их интонацию в репликах. После учитель просит нескольких учеников показать классу, как они работали в паре.
Путь к самостоятельности Расширение речевой среды
Опоры
Опоры
Самостоятельность и самооценка
7-ой шаг в мир второго (русского) языка
Н.П.Задорожная
Ч.М.Мусаева
Как формируется мотивация?
- В учебнике 12 речевых тем, обозначенных в стандарте.
- Весь материал разбит на 12 циклов.
- Введение в каждый цикл – реплики по теме двух главных героев
Как формируется мотивация?
Какое место в решении проблемы занимают учебники нового поколения?
Как учебники русского языка учат читать и понимать текст?
Что такое «грамотность чтения»?
Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, способность к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Что такое «грамотность чтения»?
Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, способность к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
На что обратили внимание? Что-то есть общего между тем, что требуют стандарты и тем, что отслеживает международное тестирование?
Требования PISA
Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- выявление информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста;
- рефлексия на форму текста.
Требования по чтению и пониманию в стандартах
- осмысленно читает текст;
- соблюдает интонацию, темп речи;
- определяет основную мысль текста;
- определяет главную и второстепенную информацию;
- извлекает необходимую информацию;
- ориентируется в структуре текста;
- делит текст на смысловые части;
- устанавливает связи между частями текста;
- правильно интонирует тексты.
Общая ориентация в содержании текста
Pisa
Учебник
… обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей его идеей;
1) Работа над текстом – неотъемлемая составляющая каждого урока
… обнаружить соответствие между частью текста и специфической сноской, данной автором к ней;
(задаёт тему урока, ситуацию общения, иллюстрирует функцию изучаемой языковой формы, основа для выполнения речевых действия по выработке языковых компетентностей и закрепления языковых знаний)
2) Система вопросов, сопровождающих текст (от знания, понимания через анализ к синтез и оценке)
… выбрать наиболее общую, доминирующую информацию
3) Узконаправленные задания, направленные на ориентацию в содержании (соотнести фрагмент текста со зрительным рядом, в чём разница между содержанием рисунка и содержанием текста, восстановить последовательность фрагментов текста, восстановить предложения, опираясь на текст и т.д.)
Общая ориентация в содержании текста
Pisa
Учебник
1) …обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей его идеей;
1) Работа над текстом – неотъемлемая составляющая каждого урока
2) …обнаружить соответствие между частью текста и специфической сноской, данной автором к ней;
2) Система вопросов,
сопровождающих текст (от знания, понимания через анализ к синтез и оценке)
3) …выбрать наиболее общую, доминирующую информацию
3) Узконаправленные задания, направленные на ориентацию в содержании
Пример
- Прочитайте фрагмент из сказочной повести «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Какое настроение вызывает текст? Почему?
- Обсудите друг с другом вопросы.
- Как восстановить предложения?
- Прочитайте ещё одно описание рождения цветка. Что общего между этим текстом и описанием розы А. де Сент-Экзюпери? В чём различие?
- Какой рисунок может стать иллюстрацией к первому фрагменту литературного произведения, а какой – ко второму? Почему вы так думаете?
Учебник для 7 класса, урок 39
Выявление информации
Pisa
Учебник
- …найти информацию в тексте (направление внимания) формулировкой вопроса - для чего учащемуся потребуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе
- Большинство заданий в учебниках предъявляются через вопрос: как восстановить предложения /текст; какие антонимы можно подобрать к словам; какие родственные слова есть у следующих слов? и т.п
- Как вы ответите на вопросы к тексту «…»? Выпишите ответы из текста.
- Как завершить предложения? Запишите свой короткий пересказ
Пример
Образец: появившаяся крепость – возникшая крепость
…
191. Что вы знаете о башне Бурана? Поделитесь своими знаниями друг с другом. Начните работу над таблицей З/Х/У: сначала запишите идеи в первый столбик и второй столбик, а после прочтения теста заполните третий столбик …
Учебник для 7 класса, урок 25
Умение интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл
PISA
учебник
- сравнить, противопоставить заключенной в тексте информации с другой;
- обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- Вопросы по прочитанному тексту на анализ.
- Задание на чтение и поиск ответа на вопрос Почему? Зачем?
- Целенаправленная развёрнутая работа на аргументацию.
- сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора.
Пример
4. Соотнесите рисунки с высказываниями о роли языка в жизни человека. Чем отличается передача информации через текст и передача информации через рисунок? Какое из высказываний вам особенно близко? Почему?
7. Прочитайте причины, по которым школьники изучают русский язык. Выберите из них три наиболее важные для вас.
…
Почему выбрали именно такие причины? Какие у вас есть примеры, которые помогут лучше понять ваш выбор?
Какое высказывание известного писателя или учёного вы можете привести, чтобы доказать свои мысли?
Учебник русского языка для 7 класса, Урок 1.
Рефлексия на содержание текста
PISA
Учебник нового поколения
«Для выявления рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы читатель, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей учащихся, нравственного и эстетического развития»
Каждый урок в учебниках нового поколения завершается заданием – «проецированием» опыта, поученного на уроке (информационного, речевого) на свой опыт
Пример
- 274. Прочитайте об одном случае из практики Эрнеста Акрамова. Какие качества хирурга в нём раскрылись?
- 275. Почему можно сказать, что жизненный девиз Эрнста Акрамова «Если не я, то кто? Поделитесь своей точкой зрения, используя материалы урока.
Учебник для 7 класса, урок 36
Рабочая тетрадь – учебное пособие, в котором ребёнок работает непосредственно в сочетании с заданиями из учебника. В заданиях РТ реализуются требования Государственного общеобразовательного стандарта КР (утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики №403 от 21 июля 2014 года )
3 класс
Работа над лексикой
Преимущества использования
рабочих тетрадей
Слайд 3 с информацией о кадрах
- Закрепление и повторение лексики
- Развитие орфографических навыков
- Углубленная работа над грамматикой
- Задания, направленные на развитие связной речи
- Задания разного уровня сложности
- Развитие умения работать с информацией
- Формирование интереса к предмету через игровые задания
- Позволяют организовать самостоятельную работу
Помогают концентри-ровать
внимание
Экономят
силы и время
Делают комфортным процесс обучения
Закрепляют усвоение материала
Увлекают процессом обучения
Радуют
своим оформлением
Работа над лексикой
3 класс
3 класс
Работа над грамматикой
Работа над грамматикой
4 класс
5 класс
Работа над грамматикой
6 класс
Работа над грамматикой
3 класс
Работа над связной речью
4 класс
Тестовые задания
5 класс
Орфография
5 класс
Проектные работы
Мы вместе