СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

русский язык 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 9 класс»

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: формирование у обучающихся представления о роли имён прилагательных в русском языке

Задачи:

  1. Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

  2. определить роль имени прилагательного в речи

  3. совершенствовать умение различать имена прилагательные от других частей речи - продолжать формировать

использовать имена прилагательные в речи

  1. учить доказательно отвечать на вопросы, касающиеся изучаемой темы выражать свою точку зрения

  2. формировать умение отвечать на вопросы

  3. формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах.

Планируемые результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД

1 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



Оборудование: интерактивная доска, документ камера

Материалы: схема "Имя прилагательное", карточки с заданием на урок, цветные карточки, записки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буйнта Мингияновна, и этот урок русского языка проведу у вас я. Сейчас давайте посмотрим на рабочие столы и проверим все ли готово к уроку. Замечательно!

II. Актуализация знаний.

На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

Учитель: Кто из нас не знает этот детский стишок? Что это? (Ответы детей)

Учитель: Правильно, ребята, это считалочка из вашего, да и моего, детства. А как вы думаете, для чего нужны считалки? (Ответы детей: "Определить ведущего в игре")

Учитель: Правильно, ребята, определить ведущего в игре. Для меня самой любимой игрой в детстве была игра в прятки. А играли ли вы, когда-нибудь в прятки по запискам? Нет? Тогда я предлагаю вам сегодня познакомиться с этой игрой. Мы не будем прятаться под шкафы, под парты, всё равно ведь найдут. Мы поиграем сегодня в необычные прятки - прятки с частью речи. Ну как, не струсили? Хорошо. Тогда вперёд.

II. Создание проблемной ситуации.

1 записка.

Учитель: А вот и первая записка. Прочитайте пожалуйста: "Меня вы найдёте за тем, что идёт круглые сутки, но не уходит". Итак, где же спрятана вторая записка? (За часами). Правильно, ребята! Вот мы её и нашли. Но как же мы узнаем, за какими именно часами спряталась наша вторая записка? «Имя ученика» посмотри пожалуйста, есть ли какая-нибудь подсказка на обратной стороне? Прочти ее пожалуйста. Подсказка: большие, круглые и яркие. (На доске несколько видов часов. Дети удивлены, ведь часов много, и они все разные. Дети выдвигают гипотезы, за какими часами находится записка, объясняют свой выбор. Но в итоге сходятся в одном, что не найдут записку, пока точно не будут знать признаки часов).

Учитель: Хорошо, ребята. Давайте же отодвинем нужные часы и найдем вторую записку. 

Учитель: А по каким признакам вы нашли нужные нам часы? (Цвет, форму, размер)

Учитель: Совершенно верно, ребята. Вы замечательно справились с этим заданием! А вот и следующая записка.

III. Формулирование темы урока.

2 записка:

Учитель (читает записку): "Молодцы, ребята, быстро вы меня нашли: а теперь давайте познакомимся поближе".

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Учитель: Какая же часть речи пряталась за часами? (Ответы детей: "Имя прилагательное")

Учитель: Тогда у меня к вам предложение. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Дети формулируют тему урока "Имя прилагательное")

Учитель: Правильно, ребята тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи»

Учитель: Эту тему вы изучали во втором классе. Что вам известно об имени прилагательном?

Примерные ответы детей: (Все ответы подкрепляются примерами. По ходу ответов, учащихся на доске выстраивается схема "Имя прилагательное)

Это часть речи.
Отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
Обозначает признак предмета.

Изменяется по числам
В предложении является второстепенным членом предложения.

(Дети могут дать неполный ответ на поставленный учителем вопрос. В этом случае на доску прикрепляются карточки только с их ответами, а схема дополняется по ходу работы на уроке)



Учитель: А как вы думаете, какие задачи встанут перед нами? (Дети формулируют задачи урока)

Учитель: Да, ребята! Мы с вами сегодня научимся находить имена

прилагательные в тексте; уметь применять прилагательные в речи; выяснение его роли в предложении.

Учитель: Как вы думаете, ребята, нужны ли в нашей речи имена прилагательные, и зачем? (Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной, помогают подробно описать предмет)

Учитель: Молодцы, ребята, мне нравятся ваши рассуждения. А теперь их правоту мы проверим на практике.

IV. Продуктивные задания и воспроизведение полученных знаний. Закрепление.

Работа с учебником.

  1. Работа с упражнением 100 на странице 64. (Работа со стихотворным текстом)

Учитель: Ребята, на вас сейчас будет возложена большая ответственность, вам нужно будет восстановить стихотворение Сергея Александровича Есенина. Умницы! Сейчас «имя ученика» выразительно прочти восстановленное нами стихотворение. (Один учащийся выразительно читает стихотворение А.С. Есенина из упражнения 100 на странице 62)

Учитель: Ребята, понравилось ли вам прочтение стихотворения в исполнении …? Давайте поблагодарим его и подарим свои аплодисменты.

Учитель: Какой перед вами предстала березка? Как вы считаете, это красивый образ? Это и неудивительно, ведь березка считается символом Родины, символом России. А что сделало ее такой красивой, какие слова? (сонные, шелковые, зеленые, серебряные). Как называется этот художественный прием в литературе? (Эти красочные определения – эпитеты)

Учитель: А как называет автор березки? (Это не просто березки, а только что утром проснувшиеся красавиц)

Учитель: Как называется этот художественный прием в литературе? (Олицетворение)

Учитель: И все это – имена прилагательные.

Учитель: а теперь давайте сделаем вывод, какова же роль имен прилагательных в нашей речи. (Имена прилагательные делают нашу речь более художественной, красочной, напевной, яркой и выразительной)

ФИЗМИНУТКА

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик- так, тик-так.

(наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так.

(раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища влево – вправо)

Мы тоже можем так.



Записка 3

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)

Учитель: Правильно, ребята, потому что эту часть речи все время прилагают, а вот к чему, к какой части речи, вы должны определить, выполнив следующее задание.

Учитель: Вам предстоит найти каждому прилагательному пару, подходящее по смыслу слово.









Работа в парах

1 вариант:

2 вариант:

3 вариант:

Белый

синее

добрый

большое

доброта

белизна

тяжёлая

сладкая

прохладное

синева

громкий

душистая



Учитель: Если вы уверены в правильности выполнения задания, поменяйтесь своими работами с вашим соседом по парте. Если задание выполнено правильно, подарите ему свою улыбку. А если нет, то постарайтесь объяснить, в чём состоит его ошибка.

Проверка: Зачитайте словосочетания, которые вы составили. Сделайте вывод: к какой части речи прилагаются к имени прилагательному. Правильно! Имена прилагательные связаны с именем существительным.

(Дети замечают, что в каждом варианте помимо имен прилагательных есть и имена существительные, называющие признак предмета)

Учитель: с какими словами вы не составили словосочетания. Почему? Так как это существительное. Докажите, что слова синева, доброта, белизна – имена существительные. (Дети называют основные признаки имен существительных: отвечают на вопрос что? Называют признаки предметов и качество)

Учитель: Но имена прилагательные тоже обозначают признаки предметов, значит, какой грамматический признак, из перечисленных вами, поможет нам различать имена существительные, называющие признак предмета, и имена прилагательные, обозначающие признак предмета? (Дети отвечают, что они отвечают на разные вопросы)

Учитель: Дайте определение имени прилагательного.



V. Творческое воспроизведение знаний.

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)

Учитель: Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? (Предположения детей). Докажите свои предположения. (Дети доказывают свои предположения)

Учитель: Итак, мы только что с вами сказали, что имена прилагательные обозначают признаки предметов. Перечислите, пожалуйста, эти признаки. (Ответы детей. В ходе работы дополняется схема "Имя прилагательное": прилагательные обозначают признак предмета:

VI. Итог урока.

Учитель: Ну вот мы и поиграли с вами в прятки с частями речи. Очень скоро прозвенит звонок на перемену. А что может быть лучше перемены…Только интересный и увлекательный урок.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что нового вы на нём узнали?

- Что вы уже знали?

- Что особенно запомнилось и понравилось на уроке?

VII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что у нашего настроения тоже есть свой цвет? Например, красный цвет обозначает радость, оранжевый - восторг, зелёный - спокойствие, а чёрный - грусть, тоску и плохое настроение. Выберите, пожалуйста, цвет, отражающий ваше настроение после сегодняшнего урока, и нажмите его на доске. У нас получится радуга нашего с вами сегодняшнего настроения. (Дети поднимают цветные карточки) Посмотрите, как получилось красиво!

- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!