Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к приказу № 45 от 31.05.2015 г.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Заместитель директора Приказ № 56
методического совета по учебной работе от 08.08.2017 г.
Протокол № 1 ________С.В.Трубина Директор школы:
от 08.08.2017 ________Л.П.Берестова
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык», 5 класс
Cоставитель: Кудрявцева М.М.
Огневка
2017
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 5-го класса разработана в соответствии с Программой по русскому языку. Русский язык. 5- 9 классы – М.: «Просвещение», 2013., Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.М. Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.АБогданова, В.В.Львов//Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы/сост. Л.М.Рыбченкова.-М.:Дрофа 2011 к учебнику Русский язык. 5кл.:учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: Дрофа, 2016
Цель: формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение учащихся свободному говорению и письму на родном языке, пользованию им в жизни как основным средством общения.
Задачи:
совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
расширять и систематизировать научные знания о языке; осваивать базовые понятия лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащать активный и потенциальный словарный запаса, расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
формировать навыки владения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 170 часа (5 часов в неделю) в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком. Программа рассчитана на учащихся, обучающихся по основной общеобразовательной программе основного общего образования, и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе 7 вида. При обучении детей с ЗПР русскому языку ставятся те же задачи, что и массовой школе. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, расширения словарного запаса, накопления языковых наблюдений и обобщений, поэтому ведется индивидуальная коррекционная работа с данными детьми, больше внимания уделяется развитию речи, письму.
Темы раздела «Синтаксис и пунктуация» предваряются устными упражнениями в составлении предложений разной эмоциональной окраски (вопросительное, повествовательное, побуждающее к действию), практическим составлением предложений с однородными членами, а также с союзами а, но, и, широко практикуются такие задания, как устное составление предложений, включающих однородные члены с указанными союзами. В разделе «Морфология и орфография» изучение соответствующих тем также предваряется практическими упражнениями в употреблении учащимися имен существительных, обозначающих отвлеченные понятия, выделении указанных существительных в публицистических и художественных текстах; замене существительных местоимениями; в употреблении глаголов, обозначающих состояния человека, явления природы; нахождении этих глаголов в литературных текстах; в преобразовании личных форм глаголов в неопределенную форму.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание учебного предмета
1. О языке (2 ч.) Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
2. Речь (28 ч.) Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность (автономность) высказывания. Темы и основная мысль текста: микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте: «данное» и «новое» в предложениях текста. Стили речи, понятие о стилистически значимой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом речевой ситуации, в которой используются данные стили.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определен-ным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение - доказательство, оценочные суждения. Способы соединения фрагментов в целом тексте.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
3. Повторение изученного в начальных классах 34 ч
3.1. Фонетика. Графика. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение букв и звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.
3.2. Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Раздельное написание предлогов со словами.Употребление на письме буквенных сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; разделительных ъ -ь; -тся/ -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
3.3. Строение слова. Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слова.
3.4. Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико - орфографическим словарём.
4. Систематический курс русского языка. 101 ч
4.1. Фонетика. Орфоэпия. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.
4.2. Лексика. Словообразование. Правописание. Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафора, олицетворения, эпитета. Слова - синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и
заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з (с). Правописание корней -лож-// -лаг-; -рос-//-раст-(-ращ-). Буквы о - ё после шипящих в корне. Буквы и - ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы. Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания метафор, олицетворений, эпитетов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
4.3. Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире про обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о ССП и СПП. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
4.4. Морфология. Правописание.
4.4.1. Глагол Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Инфинитив. Основные способы образования глаголов. правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание - тся и -ться- в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и - е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление) . Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования лингвистическими словарями разных типов. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
4.4.2. Имя существительное Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления на письме типичных суффиксов, в частности -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написания нес именами существительными. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Имена существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие только форму единственного или форму множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые несклоняемые имена существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования грамматико - орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
4.4.3. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён прилагательных Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление имён прилагательных в переносном значении.
5. Повторение и обобщение изученного в 5 классе - 5 часов
График контрольных работ
№ п/п | Наименование | Количество часов | Сроки проведения |
1. | Входной контрольный диктант | 1 | 13.09 |
2. | Контрольная работа по теме «Повторение. Фонетика» | 1 | 20.09 |
3. | Диктант по теме «Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ» | 1 | 29.09 |
4. | Диктант по теме:«Не с глаголами. Тся-ться в глаголах» | 1 | 10.10 |
5. | Контрольное тестирование по теме «Строение слова». | 1 | 17.10 |
6. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах» | 1 | 25.10 |
7. | Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия». | 1 | 16.11 |
8. | Контрольное тестирование по теме «Лексика. Словообразование. Правописание.». | 1 | 20.12 |
9 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | 08.02. |
10. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 21.03 |
11 | Контрольное тестирование по теме «Имя существительное.». | 1 | 25.04. |
12 | Контрольное изложение «Чёрный кот» | 1 | 02.05 |
13 | Контрольное сочинение | 1 | 04.05. |
14. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | 22.05 |
15 | Итоговая контрольная работа | 1 | 28.05 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Тема | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке. | Изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, комментирование оценок. | §1-2, ЗСП 1, 2,3 упр.4 | 01.09 | |
2 | РР.Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | §3-4, упр.15 | 04.09 | |
Повторение изученного в начальных классах 34 |
3 | Звуки и буквы. Алфавит | Комплексное повторение, самостоятельная работа, проектирование выполнения домашнего задания , групповая работа по алгоритму, формирование способности к рефлексии, комментирование оценок. | §5 упр.20 | 05.09 | |
4 | Звуки и буквы. Алфавит | §5 упр.25 | 06.09 | |
5 | Буквы е,ё,ю,я. | §6, упр.32 | 07.09 | |
6 | Буквы е,ё,ю,я. | §6,упр.33 | 08.09 | |
7 | Фонетический разбор слова. | §7, упр.35 | 11.09 | |
8 | Фонетический разбор слова. | §7, упр. 37 | 12.09 | |
9 | Входной контрольный диктант. | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Работа в словаре | 13.09 | |
10 | Работа над ошибками. РР. Текст. Тема текста. | Формирование деятельностных способностей к систематизации изучаемого материала, коллективная работа с самопроверкой | §8-9, упр.42 часть 2 | 14.09 | |
11 | РР.Основная мысль текста. | §10, упр.50 | 15.09 | |
12 | РР.Подготовка к сочинению-повествованию ««Один день моих летних каникул»» | Составление алгоритма написания сочинения, написание черновика, презентация набросков сочинения, редактирование, проектирование выполнения домашнего задания | Подбор цитат | 18.09 | |
13 | Анализ сочинения-повествования. | Работа в словаре | 19.09 | |
14 | Контрольная работа по теме «Повторение. Фонетика» | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Работа в словаре | 20.09 | |
Письмо. Орфография. |
15 | Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила. | Формирование умения построения и реализации новых знаний, индивидуальная работа с дидактическим материалом, коллективная работа по алгоритму проверки известных орфограмм. | §11-12, ЗСП 4, упр.56, часть 2 | 21.09 | |
16 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. | Формирование деятельностных способностей к систематизации изучаемого материала, коллективная работа по алгоритму проверки известных орфограмм | §13 упр.61 | 22.09 | |
17 | Самостоятельная работа по теме «Орфограммы в корнях слов» (упр.63) | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Повторить орфограммы | 25.09 | |
18 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | Объяснение орфограмм | §14упр.68 | 26.09 | |
19 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | Объяснение орфограмм | §14, упр.71 | 27.09 | |
20 | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. | Объяснение орфограмм | §15 упр.74 | 28.09 | |
21 | Диктант по теме «Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ» (упр.75) | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Повторить орфограммы | 29.09 | |
22 | Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | Формирование деятельностных способностей Объяснение орфограмм индивидуальная работа с дидактическим материалом Коллективное составление памятки для лингвистического портфолио | §16, упр.78 | 02.10 | |
23 | Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | §16 упр.81, ЗСП 5 | 03.10 | |
24 | Разделительные ъ и ь. | §17 упр.86 | 04.10 | |
25 | Разделительные ъ и ь. | §17 упр.91 | 05.10 | |
26 | Не с глаголами | §18, упр.98 | 06.10 | |
27 | Написание –тся –ться в глаголах. | §19 упр.99 | 09.10 | |
28 | Диктант по теме:«Не с глаголами. Тся-ться в глаголах» | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Упр.101 | 10.10 | |
Строение слова |
29 | Почему приставка, корень, суффикс и окончание значимые части слова. | Объяснение орфограмм индивидуальная работа с дидактическим материалом, коллективное составление памятки для лингвистического портфолио | §20 упр.108 | 11.10 | |
30 | Почему приставка, корень, суффикс и окончание значимые части слова. | §20 упр.115 | 12.10 | |
31 | Как образуются формы слова. | §21 упр.120 | 13.10 | |
32 | Как образуются формы слова. | §21 упр.123 | 16.10 | |
33 | Контрольное тестирование по теме «Строение слова». | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Работа в словаре | 17.10 | |
Слово как часть речи. Текст. |
34 | Анализ тестирования Слово как часть речи. Самостоятельные части речи | Формирование умения построения и реализации новых знаний, индивидуальная работа с дидактическим материалом Формирование деятельностных способностей Объяснение орфограмм | §22 упр.135 | 18.10 | |
35 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | §23 упр.145 | 19.10 | |
36 | Служебные части речи. Предлог. | §24 упр.151 | 20.10 | |
37 | Союз как часть речи | с.56 Упр.154 | 23.10 | |
38 | Частица как часть речи | с.56-57 упр.157, | 24.10 | |
39 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах» | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Работа в словаре ЗСП 7 | 25.10 | |
40 | Работа над ошибками | Повторить орфограммы | 26.10 | |
41 | РР Текст. От чего зависти порядок расположения предложений в тексте | Конструирование текста Составление рассказа Формирование деятельностных способностей Стр.64 упр.175 | §25 упр.161 | 27.10 | |
42 | РР Абзац как часть текста. | §26 упр.167 | 06.11 | |
43 | РР Строение абзаца. Сочинение | Упр.175 | 07.11 | |
Систематический курс русского языка(101час) |
Фонетика. Орфоэпия. |
44 | Что изучает фонетика. | Читать и понимать лингвистический текст Объяснение орфограмм Выполнение упр. из учебника Говорить на лингв-ю тему Коллективное составление памятки для лингвистического портфолио Формирование деятельностных способностей | §27 упр.180, ЗСП 8 | 08.11 | |
45 | Звуки гласные и согласные | §28 упр.187 | 09.11 | |
46 | Звуки гласные и согласные | §28 упр.194, ЗСП 9 | 10.11 | |
47 | Слог. Ударение. | §29 упр.205 | 13.11 | |
48 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | §30 упр.214 | 14.11 | |
49 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | §31 упр.229 | 15.11 | |
50 | Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия».. | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Повторить теорию Работа в словарях | 16.11 | |
Лексика. Словообразование. Правописание. |
51 | Анализ тестирования.Лексическое значение слова. Синонимы. | Формирование умений построения и реализации новых знаний, выполнение задач по алгоритму, индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений параграфов самостоятельно и под руководством учителя, работа в парах – сильный и слабый | §32, упр.239 | 17.11 | |
52 | Антонимы. | §32 упр.244 | 20.11 | |
53 | Сколько лексических значений имеет слово. | §33 упр253,(3) | 21.11 | |
54 | Когда слово употребляется в переносном значении. | §34 упр.257 | 22.11 | |
55 | Фразеологизмы. | С.94 упр.267 | 23.11 | |
56 | Как пополняется словарный состав русского языка. | §35упр.275 | 24.11 | |
57 | Как образуются слова в русском языке. | Формирование деятельностных способностей, чтение лингвистического текста, работа с упр. параграфа, комментирование оценок | §36 упр283 | 27.11 | |
58 | Морфемный разбор слова. | С.104 упр.294 | 28.11 | |
59 | Словообразовательный разбор слова. | С.106 упр.298 | 29.11 | |
60 | Чередования гласных и согласных в корне слова. | Формирование умений построения и реализации новых знаний, выполнение задач по алгоритму, Индивидуальная работа с дидактическим материалом, контрольное списывание. | §37 упр.304 | 30.11 | |
61 | Правописание чередующихся гласных о-а в корнях –лаг—лож-,-раст-(-ращ-)-рос-. | §38 упр.312 | 01.12 | |
62 | Буквы о-ё после шипящих в корне. | §39 упр.315 | 04.12 | |
63 | Омонимы. | Выполнение лингвистических задач, работа с лингвистическим портфолио, говорить на лингвистическую тему, выполнение упр. параграфа с взаимопроверкой, комментирование оценок Выполнение задач по алгоритму, индивидуальная и коллективная работа с орфограммами | §40 упр.326 | 05.12 | |
64 | Профессиональные и диалектные слова. | §41 упр.333 | 06.12 | |
65 | Устаревшие слова. Лексический разбор слова. | §42 упр.337 | 07.12 | |
66 | Этикетные слова. | §43 упр.344 | 08.12 | |
67 | Правописание приставок. | §44 упр.352 | 11.12 | |
68 | Правописание приставок. | Упр.355 | 12.12 | |
69 | Буквы ы – и после ц. | §45 упр.361 | 13.12 | |
70 | РР Стили речи. Стилистика. | Формирование умения к осуществлению контрольной функции коллективная работа с текстом Стр.198 упр.552 Составление плана текстов, анализ, сравнение, описание картин, создание текстов типа описание, проектирование домашнего задания стр.207 упр.579, 580 | §46 упр.365 | 14.12 | |
71 | РР Разговорная и книжная речь. | §47 упр372 | 15.12 | |
72 | РР Художественная и научно-деловая речь. | §48 упр.376 | 18.12 | |
73 | РР Изложение : «Барсучонок» | тест | 19.12 | |
74 | Контрольное тестирование по теме «Лексика. Словообразование. Правописание.». | Контроль и самоконтроль, выполнение тестовых заданий | Работа в словарях | 20.12 | |
75 | Анализ диктантов и изложений. | Формирование способностей к рефлексии | тест | 21.12 | |
Синтаксис и пунктуация. |
76 | Что изучает синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | Формирование умений построения и реализации новых знаний, выполнение задач по алгоритму, индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений параграфов самостоятельно и под руководством учителя, работа в парах – сильный и слабый, работа с лингвистическим портфолио, говорение на лингвистическую тему, комментирование оценок, проектирование домашнего задания
| §49, ЗСП 11, упр.386 | 22.12 | |
77 | Словосочетание. Виды словосочетания. | §50 упр.395 | 25.12 | |
78 | Словосочетание. Виды словосочетания. | Упр.407 | 26.12 | |
79 | Предложение. Интонация предложения. | §51 упр.411 | 27.12 | |
80 | Виды предложений по цели высказывания. | С.149-151 упр.419 | 11.01 | |
81 | Восклицательные предложения. | §52 упр.422 | 12.01 | |
82 | Главные члены предложения. | §53 упр.426 | 15.01 | |
83 | Тире между подлежащим и сказуемым. | §54, ЗСП 13 упр.431 | 16.01 | |
84 | Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения. | § 54-55 упр.443 | 17.01 | |
85 | Дополнение. | §56-57 упр.449 | 18.01 | |
86 | Определение. | §58 упр.459 | 19.01 | |
87 | Обстоятельство. | §59 упр.467, ЗСП 14 | 22.01 | |
88 | Однородные члены предложения. Контрольное списывание. | Формирование умений построения и реализации новых знаний, выполнение задач по алгоритму Индивидуальная работа с дидактическим материалом, контрольное списывание. Работа с упр. параграфов, разборы предложений, коллективное комментирование оценки Выполнение упр. параграфов, задания в парах и индивидуально | §60, упр.474 | 23.01 | |
89 | Однородные члены предложения. Контрольное списывание. | Упр.481 | 24.01 | |
90 | Обобщающее слово перед однородными членами. | §61 упр.484 | 25.01 | |
91 | Двоеточие после обобщающего слова. | §61 упр 488 | 26.01 | |
92 | Обращение. | §62 упр.497 | 29.01 | |
93 | Синтаксический разбор простого предложения. | §63 упр.506 | 30.01 | |
94 | Сложное предложение. | §64 упр.510 | 31.01 | |
95 | Сложное предложение. | §64 упр.516 | 01.02 | |
96 | Синтаксический разбор сложного предложения. | С187 упр523 | 02.02 | |
97 | Прямая речь. | §65 упр.531 | 05.02 | |
98 | Прямая речь. | §65 упр533 | 06.02 | |
99 | Диалог. | §66 упр.542 | 07.02 | |
100 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Работа в словарях | 08.02 | |
101 | Работа над ошибками | Инд.задания | 09.02 | |
102 | РР Типы речи. | Коллективная работа с текстом Стр.198 упр.552 Составление плана текстов, анализ, сравнение,описание картин, создание текстов типа описание, проектирование домашнего задания стр.207 упр.579, 580 | §67 упр.550 | 12.02 | |
103 | РР Сочинение. | Дописать работу | 13.02 | |
104 | РР Описание. Повествование. Рассуждение. | §68 упр.558 | 14.02 | |
105 | РР Оценка действительности. | §69 упр.572 | 15.02 | |
106 | РР Строение текста типа рассуждения- доказательства. | §70 упр.578 | 16.02 | |
107 | РР Подготовка к сочинению на тему: «Любимый день недели» | Подобрать материал | 19.02 | |
108 | Морфология. Правописание. | Формирование деятельностных способностей Формирование умений построения и реализации новых знаний | С.208-209, упр 588 | 20.02 | |
109 | Что обозначает глагол. | Формирование умений построения и реализации новых знаний Формирование деятельностных способностей, коллективная, индивидуальная и работа в парах «сильный-слабый», работа по алгоритму, выполнение упражнений параграфов, работа с дидактическим материалом. Формирование способностей к рефлексии, объяснение орфограмм, взаимодиктант с взаимопроверкой, самостоятельная работа при консультативной помощи учителя Проект: Карточка-тренажёр: «Личные окончания глаголов» | §71 упр.594 | 21.02 | |
110 | Слитное и раздельное написание не с глаголами. | §72 упр.597 | 22.02 | |
111 | Словообразование глаголов. | §73 упр.604 | 26.02 | |
112 | Вид глагола. | §74 упр.607 | 27.02 | |
113 | Вид глагола. | Упр.610 | 28.02 | |
114 | Корни с чередованием е-и. | §75 упр.614 | 01.03 | |
115 | Инфинитив. | §76 упр.619 | 02.03 | |
116 | Правописание –тся- –ться в глаголах. | §77 упр.624 | 05.03 | |
117 | Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | §78-79 упр.626, ЗСП 15 | 06.03 | |
118 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | §79 упр.633 | 07.03 | |
119 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | §80 упр.635 | 09.03 | |
120 | Времена глагола. | §81 упр.642 | 12.03 | |
121 | Спряжение глагола. Лицо и число. | §82 упр.647 | 13.03 | |
122 | Спряжение глагола. Лицо и число. | §82 упр.651 | 14.03 | |
123 | Правописание безударных личных глаголов. Морфологический разбор глагола. | §83 упр.656 | 15.03 | |
124 | Правописание безударных личных глаголов. Морфологический разбор глагола. | §83 упр.660 | 16.03 | |
125 | Безличные глаголы. | Формирование умений построения и реализации новых знаний | §84 упр.663 | 19.03 | |
126 | Переходные и непереходные глаголы. | §84, с.236 упр.665 | 20.03 | |
127 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Повторить орфограммы | 21.03 | |
128 | Работа над ошибками | Работа в словарях | 22.03 | |
129 | РРКак связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложении. | Составление текста по памятке, анализ и редактирование текста, презентация свих текстов, комментирование оценок Стр.246 упр.689, 692 | §85 упр.672 | 23.03 | |
130 | РР Контрольное сочинение на тему : «Как я однажды…» | §86 упр.676 (2) | 02.04 | |
131 | РР Контрольное сочинение на тему : «Как я однажды…» | Подобрать цитаты | 03.04 | |
132 | РР Строение текста типа повествование. | Инд.задания | 04.04 | |
133 | Что обозначает имя существительное | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания Групповая работа, работав парах, индивидуальная по упр. параграфов Самопроверка и взаимопроверка, самостоятельная работа с дидактическим материалом, с электронным приложением, работа по алгоритму, коллективная работа над ошибками, коллективное проектирование домашней работы. | §87 упр.696 | 05.04 | |
134 | Словообразование имён существительных. | §88 упр.703 | 06.04 | |
135 | Употребление суффиксов –чик- -щик. Употребление суффиксов –ек - -ик(-чик). | §89-90, упр.708 | 09.04 | |
136 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | §91 упр.716 | 10.04 | |
137 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | §92 упр.719, ЗСП 16 | 11.04 | |
138 | Имена существительные собственные и нарицательные. | §93 упр.723 | 12.04 | |
139 | Род имён существительных. | §94, упр.726 | 13.04 | |
140 | Имена существительные общего рода. | §95, упр 730 | 16.04 | |
141 | Род несклоняемых имён существительных. | §96 упр.731 | 17.04 | |
142 | Число имён существительных. | §97 упр.734 | 18.04 | |
143 | Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор | §98, упр.739 | 19.04 | |
144 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных . | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных, употребление имён существительных в речи. | §99 упр.744 | 20.04 | |
145 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных . | §99 упр 747 | 23.04 | |
146 | Употребление имён существительных в речи. | §100, упр.754 | 24.04 | |
147 | Контрольное тестирование по теме «Имя существительное.». | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Повторить орфограммы | 25.04 | |
148 | Работа над ошибками | Инд.зад. | 26.04 | |
149 | РР Строение текста типа описание предмета | Коллективная работа с текстами, конструирование текстов, Редактирование текстов, анализ, изложение текста Стр.279 упр.791 самостоятельная работа с взаимопроверкой, комментирование оценок Стр.280 упр.792 | §101, упр.761 | 27.04 | |
150 | РР Соединение типов речи в тексте. | §102 упр.790 | 30.04 | |
151 | РР Контрольное изложение «Чёрный кот» | Упр.791 | 02.05 | |
152 | РР Соединение типов речи в тексте. | §102,инд. задания. | 03.05 | |
153 | РР Контрольное сочинение.(упр.792) | §102,инд. задания. | 04.05 | |
154 | РР Анализ сочинений и изложений | Работа в словарях | 07.05 | |
Имя прилагательное |
155 | Имя прилагательное как часть речи | Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа, коллективная, индивидуальная и работа в парах, выполнение лингвистических задач по упр. параграфов, работа с самопроверкой и взаимопроверкой, коллективное проектирование дом. задания, комментирование оценок | §103 упр.802 | 08.05 | |
156 | Имя прилагательное качественные, относительные и притяжательные. | §103 упр.800 | 10.05 | |
157 | Правописание окончаний имён прилагательных | §104, упр807 | 11.05 | |
158 | Словообразование имён прилагательных | §105, упр816 | 14.05 | |
159 | Имена прилагательные полные и краткие | §106, упр.820 | 15.05 | |
160 | Имена прилагательные полные и краткие | §106 упр 824 | 16.05 | |
161 | Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных | §107, упр829 | 17.05 | |
162 | Как образуется сравнительная степень имён прилагательных. | §108, упр.833 | 18.05 | |
163 | Как образуется превосходная степень имён прилагательных. | §109, упр.837 | 21.05 | |
164 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Формирование умения к осуществлению контрольной функции | Повторить орфограммы | 22.05 | |
165 | Работа над ошибками | Работа в словарях | 23.05 | |
Повторение и обобщение изученного в 5 классе (5 часов) |
166 | Повторение изученного по теме «Морфология» | Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа | Инд.задания | 24.05 | |
167 | Повторение изученного по теме «Синтаксис» | Инд.задания | 25.05 | |
168 | Итоговая контрольная работа | Формирование деятельностных способностей, индивидуальная работа по памятке | Повторить орфограммы | 28.05 | |
169 | Работа над ошибками | Инд.задания | 29.05 | |
170 | Урок – игра.«Путешествие в лингвоград» | | 30.05 | |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Русский язык. 5- 9 классы – М.: «Просвещение», 2013., Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.М. Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.АБогданова, В.В.Львов//Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы/сост. Л.М.Рыбченкова.-М.:Дрофа 2011 к учебнику Русский язык. 5кл.:учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: Дрофа, 2012
Рабочая программа учебного курса рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Целью преподавания учебного предмета является формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить учащихся свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Рабочая программа включает:
- пояснительную записку;
-описание места учебного предмета в учебном плане;
-планируемые результаты освоения учебного предмета;
-содержание учебного предмета;
-календарно-тематическое планирование.
Данная программа включает планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Изменений и дополнений в программу не вносилось.
14