На доске появляется опорное слово родственные слова - А как вы понимаете, что такое родственные слова? (Они чем – то близки друг другу, родные) - Давайте вернемся к словами, которые мы записали. Что общего у этих слов? (Общий смысл). На доске появляется: близкие по смыслу - Докажите, что слова связаны по смыслу. (Дом – помещение, где живет человек; домик – это тоже самое, только маленький; домище – большой дом; изба – дом на Руси). - Раз все слова, связаны со словом «дом», связаны по смыслу, значит они родственные? (Кто-то согласен, кто-то – нет.) - Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (В трех словах есть общая часть). - Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? (Нет). - Выделим общую часть дугой. ( У одного слова выделяю я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях). - Кто знает, как называется общая часть? (общая часть – это корень слова.) - Что мы сейчас выделили? (Общую часть) - Общую часть каких слов? (Родственных) - Итак, какие слова мы будем называть родственными? родственные слова близкие по смыслу общая часть - корень слова - О каком новом понятии вы еще узнали? (О корне) - Сформулируйте тему урока. - Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень». -Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 81). - Прочитайте вслух. -Правильно вы сформулировали правило? (Да) -Молодцы, ребята! -Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (Выслушиваются мнения детей) - Послушайте выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». (Ученица зачитывает значение слова «корень»: 1) подземная часть растения, 2) часть волоса, зуба, ногтя. 3) начало, источник чего-либо. 4) часть слова). Что можно сказать о слове корень по количеству лексических значений? (Многозначное) -Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень слова) - А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов) - А какие слова называются родственными? Постановка учебной задачи - Ребята, после того как вы узнали новое понятие, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем учиться определять корень слова) -Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать? -Составим план работы. - Что мы называем корнем слова? - Зачем нужен корень слова? - Как найти корень слова? - Кто из вас может дать ответ на эти вопросы? Отметьте на карте + если можете ответить, - если не знаете. - Что мы делаем, когда встречаем затруднение? Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. Слайд №4 появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. – Запишите эти слова. Как они называются? – Что такое однокоренные слова? - Выделите корень дугой. – Проведём исследование. – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня сад «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) сад. – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? – Что выражает корень в однокоренных словах? |