СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи". Главной целью урока расширить и уточнить представления о синтаксической роли глагола в речи на основе практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"»

План – конспект урока «Глагол как часть речи»

Класс: 4 класс

Тема: «Глагол как часть речи»

УМК «Школа России»

Оборудование:

  1. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал в презентации на слайдах.

  2. Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями; карточки с дифференцированным домашним заданием.

Цель урока: расширение и уточнение представлений о синтаксической роли глагола в речи на основе практической деятельности; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи.

Задачи урока:

Образовательные – уметь отличать глаголы от других частей речи и точно употреблять их в речи; провести наблюдение за ролью глаголов в речи.

Развивающие – продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.

Воспитательные – прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе.

Ход урока.


  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

- Наступила долгожданная весна. Март – начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне и друг другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, укрепляет здоровье, располагает к плодотворному общению.

Предлагаю вам на сегодня вот такой девиз урока:

Девиз урока: слайд

Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!”


И приглашаю вас на урок – исследование.



II. Самоопределение к деятельности.

- Что же станет предметом нашего исследования? Это мы узнаем, когда изучим анкету нашего объекта.

Слайд

Анкета

- Что Вы больше всего любите?

-Действовать?

-Что Вы большего всего не любите?

- Предлоги и частицу НЕ

- Какова Ваша роль в предложении?

- Главная

-Ребята, кто-то уже догадался, кто это незнакомец?

Глагол.

_Верно! А что такое глагол?

- Это часть речи.

Тема нашего урока сегодня: «Глагол как часть речи»

И чтобы лучше узнать о глаголе отправляемся к нему в гости . В страну ГЛАГОЛИЮ.

Как в любой стране , в ней есть свои деньги – глаголики. За ваши правильные и полные ответы, за верно и старательно выполненные задания у вас есть возможность их заработать. У вас на парте есть коверт (один на парте) –это банк. Я буду говорить, когда можно будет брать из него деньги и переводить на свой счёт. Старайтесь заработать как можно больше монеток, от этого зависит ваша отметка за урок.


  1. Развитие каллиграфического навыка.

А сейчас выполним каллиграфическую разминку. Сегодня мы повторим написание четвёртой буквы алфавита. Посмотрите, как красиво изображали букву Г в старину. Такую, искусным образом с вензелями написанную букву, называли БУКВИЦА. Где можно было встретить буквицы?

Напишем три раза буквы Г – заглавную и строчную по всем правилам каллиграфии.

Рассмотрите слоги, запишите только те, у которых использовано верхнее соединение.

Выпишите из словаря учебника два слова на букву Г. Выделите орфограммы, поставьте ударение.

  1. Работа по теме урока

1.В давние времена эта буква и называлась по-другому. Может кто-то скажет , как? Верно, глаголь. Очень созвучно со словом глагол, верно? Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно и имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…Постепенно слово глаголить ушло из нашей речи, а осталось слово говорить.

2.Зачем же в нашей речи вообще нужны глаголы. Мы попробуем ответит на этот вопрос, выполнив следующее задание:


Карточка №1

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.


Прочитайте текст. Всё ли вам понятно в этом тексте? Почему? Не понятно, что происходит… Не хватает глаголов.

Дополним каждое предложение подходящим по смыслу глаголом. (а выполнять - по рядам) Подчеркните основу предложения.

Каким членом предложения у нас является глагол. Верно, сказуемым.

Проверка

Вывод: Так для чего нужны нам глаголы в речи? Передать действие различных предметов. Глаголы превращают в действие всё, к чему прикасаются.


Дайте определение глаголу, как части речи.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать, что сделать?


Глаголы могут обозначать разные по значению действия: Это может быть или движение (бежать . идти. лететь), значение речи (говорить, шептать), чувств (любить, нравиться, ненавидеть) и другие…


Упр 140 стр. 68.Выполнение в тетради


3. ФИКУЛЬМИНУТКА

Существительное Руки вверх/ Прилаг прыжок /Глагол хлопок

Весна листва красивый дорожка бежать перепрыгнуть окно чёрный весёлый веселиться веселье наклонился запел увидел завидовать жар жарить жаркий сомневаться присел ветер ветреный затих тихий тихо


4. Предлагаю вам провести наблюдение над предложениями.

Слайд

Прочитаем предложения.

Дерево растёт. Деревья растут.

Цветок растёт. Цветы растут.

Сравните глаголы и скажите - Какая информация зашифрована на экране относительно глаголов?

Верно. Глаголы могут изменяться по временам.

Что обозначает глагол в ед. ч.?

Во мн.ч?

Сыграем в футбол с жителями острова

Карточка 2.

По вариантам Забить гол. Отправить в ворота нужный мяч. Если глагол пропускаешь, то проиграешь. Постарайтесь выполнить без ошибок.




Проверка.


5. Ребята, продолжаем свои наблюдения. Перед вами пословицы. Прочитайте их. Найдите глаголы. На какие три группы можно их разделить?


Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.


Верно, по временам. Что обозначают глаголы в прош времени?, наст?, буд?

Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача выписать из пословиц глаголы У кого на листе метка (квадратик) синего цвета – прошедшего времени, у кого – красная метка – наст времени, а зелёная метка – это буд время. Приступаем.

Проверка .

А какую бы из этих пословиц вы бы хотели сделать для себя девизом?

Варианты ответов.


6. Ребята, в стране глаголов есть волшебная пещера с драгоценными камнями. Так как глаголы очень важны в русской речи, мне пришло в голову сравнить их с драгоценными камнями. Возьмите карточку с изображением двух шкатулок. В центре на камнях написаны глаголы. Прочитайте их.


Чтение глаголов.

Подумайте, на какие две группы можно их разделить.

На глаголы совершенного вида и несовершенного.

Напоминаю вам, что вид – это постоянный признак глагола. Как мы можем определить вид у глагола? Верно, по вопросу.

Подпишем шкатулки: 1 шк – совер. в., 2 шк. – несов.в

Распределяем, проводим стрелочку от глагола к нужной шкатулке.

Проверка

Дополним шкатулки доверху. Приведите ещё по одному своему примеру, подпишите его под шкатулкой.

Проверка

- А теперь подведём итог нашего исследования и сделаем общий вывод: что же такое глагол?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.


Все ли мы открытия о глаголе сделали на уроке, нет конечно. На нашей карте ещё много места…и постепенно, изучая новое о глаголе, вы будете его заполнять.


Спасибо вам за плодотворную работу.


РЕЗЕРВ

- Прослушайте два текста:

РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.

В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.

Жизнь так и кипит в нем.

РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.

В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…

Родничку показалось, что все его отвергли…

- Что общего между текстами? (оба текста о родничке)

- Чем они отличаются? (настроением)

- Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? (глагол)

- Какова роль глагола в нашей речи? (глагол обозначает действие предмета, но может еще передавать настроения, чувства)

- Итак, для чего же нам нужны глаголы? (они делают нашу речь точной и выразительной; используются в речи для передачи движения; если писатель хочет отобразить картину, в которой предметы перестают быть неподвижными, он обращается к глаголам; глаголы способствуют эмоциональности и яркости текста)

5.«Индивидуальное задание»

- На парте у каждого лежит карточка розового цвета. В каждой карточке задания 3-х уровней . Выберите для себя одно «идеальное задание», которое соответствует вашим знаниям и выполните его. (проверить, если успеем)



1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы, запишите.

Беседа - _____________________ Завтрак - ____________________

Работа - _____________________ Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________ Путешествие - ________________

2 уровень: Спишите, подчеркните глаголы. Определите у них время и число.

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

______________________________________________________________________

3 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Спишите. У глаголов определите вид и число.


Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________. Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.

  1. Итог

Какое задание было самым трудным для вас, какое самым лёгким.


  1. Рефлексия

.

Закончить наш урок мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. 

  1. Домашнее задание дано на карточках
























































Упражнение 1.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.

____________________________________________________________________________________________________

Упражнение 1.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.

____________________________________________________________________________________________________

Упражнение 1.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.

____________________________________________________________________________________________________

Упражнение 1.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.

____________________________________________________________________________________________________

Упражнение 1.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.





Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.


Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.


Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.


Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.


Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.





Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.






Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.






Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.






Труд человека кормит, а лень – портит.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Был бы друг, будет и досуг.

Раз солгал, навек лгуном стал.




1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы, запишите.

Беседа - _____________________ Завтрак - ____________________

Работа - _____________________ Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________ Путешествие - ________________

2 уровень: Спишите, подчеркните глаголы. Определите у них время и число.


Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

______________________________________________________________________

3 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Спишите. У глаголов определите вид и число.


Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________. Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы, запишите.

Беседа - _____________________ Завтрак - ____________________

Работа - _____________________ Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________ Путешествие - ________________

2 уровень: Спишите, подчеркните глаголы. Определите у них время и число.


Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

______________________________________________________________________

3 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Спишите. У глаголов определите вид и число.


Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________. Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.

















































Глагол как



часть речи

речи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!