МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛЮДЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИКА МАТИНОВА АНАТОЛИЯ СЕРГЕЕВИЧА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
«Изменение имён прилагательных по родам».
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3класс
Терешина Т. Н.
2025г.
Цель урока: продолжить изучение рода имен прилагательных и закрепить полученные знания.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать умения изменять имена прилагательные по родам;
-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;
-закреплять умения распознавать имена прилагательные, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род.
Воспитывающие:
-воспитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и высказывать свою точку зрения.
Развивающие:
-расширять словарный запас учащихся;
-развивать внимание и логическое мышление;
-способствовать развитию коммуникативных умений.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование индивидуального стиля деятельности;
-осознание значимости правильного произношения и написания слов;
Метапредметные:
-определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-анализировать и использовать информацию, представленную в таблице.
Предметные:
-закрепить способы определения рода у имен прилагательных;
-закрепить умение изменять прилагательные по родам.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1) Учитель:
В природе есть солнце.
Оно светит и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд3)
- Для чего людям нужно солнышко? (Солнышко приносит людям тепло и свет.)
Релаксация: Ребята, давайте протянем друг другу руки, как лучики солнца и согреем друг друга тёплым взглядом.
2) Учитель: Ребята, что изменилось в нашем классе? ( Будем работать в группах)
В какой группе вы будете работать, вы выберите сами при помощи вот этих карточек.
- Тихо сели.
- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
- Спина?
- Прямая!
Сегодня солнечные лучики приготовили вам задания. После правильного вашего ответа, лучик прикрепляем к нашему солнышку, которое находиться на доске.
II. Актуализация знаний.
1.Работа по таблице (Слайд4)
Добрая взгляд Доброе улыбка Добрый лицо |
-Что это? Ничего не понимаю!
-Я не готовила вам такое задание. Значит это постарались лучики солнца, которые заглянули к нам в класс и хотят вам помочь в учёбе.
Где здесь ошибки?
-Для того чтобы исправить ошибки давайте вспомним, как мы должны рассуждать.
2.Работа с алгоритмом (Слайд5)
1.Прочитай словосочетание
2.Укажи имя существительное
3.Определи род имени существительного
4.По роду имени существительного определи род имени прилагательного
Учитель:
Исправьте ошибки!
-Прочитайте словосочетания. Почему неверно? Определите род существительных? Какого рода прилагательные?
Запишите ответы на лучиках и каждый правильный ответ мы прикрепим к нашему солнышку. В конце урока увидим, какая группа лучше всех работала на уроке.
-Спасибо. Вы правильно исправили ошибки. (добрый взгляд, добрая улыбка, доброе лицо) (Слайд6)
-Одинаковые ли окончания у прилагательных? (Нет)
-Какого рода бывают имена прилагательные?
На какие вопросы отвечают?
-Как же определить род имён прилагательных?
- От чего зависят окончания имен прилагательных в единственном числе?
3.Следующее задание от лучиков
Работа в группе(Слайд7)
ВЕС ДЫШ ЖИЙ СВЕ
ЛАН ЦЕ НА СОЛН
-Составьте слова из данных слогов.
-Какое слово лишнее?
-Свежий
-Запишите эти слова и объясните орфограммы.
4.Задание
- Определите число и род имен существительных
ВЕСНА - (она,моя) ж.р.( Слайд8)
ЛАНДЫШ - (он, мой) м.р.
СОЛНЦЕ – (оно, моё) с.р.
- Составьте словосочетания о весне, о ландыше, о солнце (Ранняя весна, тёплая весна, майский ландыш, нежный ландыш, яркое солнце, весеннее солнце.)
( Имя существительное «ландыш» мужского рода, значит и имя прилагательное «майский» тоже будет мужского рода. Имя существительное «весна» женского рода, значит и имя прилагательное «тёплая» тоже будет женского рода. Имя существительное «солнце» среднего рода, значит и имя прилагательное «яркое» тоже будет среднего рода).
-Какие части речи помогли нам составить словосочетания? (Имя существительное, и имя прилагательное)
- Какой вывод можно сделать? (Слайд 9).
Вывод: Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
III. Самоопределение к деятельности:
- Кто догадался?
-Чему мы должны научиться? Сформулируйте тему урока.
(Слайд6)
Прочитаем тему урока. ( Изменение имен прилагательных по родам). (Слайд 6).
5.Работа в тетрадях
Запишем
Шестое марта Классная работа
IV. Минутка чистописания. (Слайд 12-13)
Смысл пословицы?
«Вешний день год кормит» заключается в том, что работы, проделанные весной, принесут хороший и обильный урожай.
V. Работа по теме урока:
1) Работа по учебнику – Упражнение 119 с.70. Прочитайте задание к упражнению. Письменная работа.
Найти и определить род имени прилагательного. Назвать его окончание. (Слайд 8).
2) Знакомство с таблицей 2.
Работа по теме
1.Создание проблемной ситуации
-Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные?
- Заполните таблицу(Приложение №3), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу .( учебник с.71)
Помогите заполнить таблицу. (Приложение №3),
(Работа в парах)
Мужской род | Женский род | Средний род |
вопрос Какой? | вопрос Какая? | вопрос Какое? |
окончания - ый - ий - ой | окончания - ая - яя | окончания - ое - ее |
- Рассмотрите данную таблицу.
- Что вы можете сказать? ( Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос – какой? и имеют окончания ий, ый, ой. Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос – какая? и имеют окончания ая, яя. Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос – какое? и имеют окончания ое, ее.)
-Почему над окончанием ой стоит ударение? (Окончание ой всегда ударное). Прочитайте что у вас записано на листочках .Что вы можете сказать сказать?
( Приложение 4)
3.На доске сделана запись: (Слайд 16-17).
Наступил весенняя день. Слышна весёлый песня соловья. Светит яркой солнце |
-Можно ли назвать то ,что написано предложениями? Почему? (Слова не связаны между собой по смыслу.)
4.Работа в группах.
-Запишите, предложения, какие у вас получились. От каждой группы выйдут по одному представителю и исправят предложения, записанные на доске
.(1 группа – 1 пр., 2 группа – 2 пр., 3 группа – 3 пр.).
(Каждая группа записывает свой текст, затем возле доски доказывают правильность написания.)
5.Задание(Слайд 18).
-Где ты живёшь?
-Где оно расположено?
Работа с текстом
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Я иду по родн… селу.
Мне улыбнулось ласков… солнышко.
Тёпл… ветерок прикоснулся к щ..ке.
Мне хорошо и радостно.
Это – моё любим… село Блюдчанское!
-Назовите слова, в которых пропущены буквы. Определите части речи. Укажите род имен прилагательных. Запишите текст (проверьте себя).
-Прочитайте третье предложение. Укажите части речи.
VI. Продолжение работы по теме: на доске
1. Прочитайте, выделяя каждое предложение
Дует ветерок светит солнышко льётся песня
- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.
- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.
- Запишите распространённые предложения.
- Укажите род и число каждого прилагательного.
VII. Домашнее задание с. 71, упр. 121(Слайд 23).
VIII. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 24).
-Назовите тему нашего урока.
-Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?
-Как же определить род имён прилагательных ?
- От чего зависят окончания имен прилагательных в единственном числе?
IX. Итог урока. (Слайд 25).
-Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока?- Спасибо за урок, благодарю за хорошую работу.
Приложение№1
СОЛН | СВЕ |
ЛАН | ВЕС |
ДЫШ | НА |
ЖИЙ | ЦЕ |
Приложение№2
Вывод – отчет.
ПЛАН:
Мы работали со словосочетаниями … (назвать).
По роду имён существительных определили род имён прилагательных.
У имен прилагательных выделили окончания.
Мы узнали, что у имён прилагательных:
в мужском роде окончания ……….;
в женском роде окончания ………..;
в среднем роде окончания …………
Приложение№3
Мужской род | Женский род | Средний род |
вопрос | вопрос | вопрос |
окончания | окончания | окончания |
Приложение№4
Я иду по родному селу. Мне улыбнулось ярк… ласков… солнышко. Тёпл… ветерок прикоснулся к щеке. Мне чирикнул весёл… воробушек. Зелён… листик клёна мне подмигнул.
Мне хорошо и радостно.
Это – моё любим… село Блюдчанское .
12