СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык Конспект урока Изменение имён прилагательных по родам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умения изменять имена прилагательные по родам

Просмотр содержимого документа
«Русский язык Конспект урока Изменение имён прилагательных по родам»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛЮДЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИКА МАТИНОВА АНАТОЛИЯ СЕРГЕЕВИЧА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ











«Изменение имён прилагательных по родам».



РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3класс











Терешина Т. Н.













2025г.




Цель урока: продолжить изучение рода имен прилагательных и закрепить полученные знания.

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать умения изменять имена прилагательные по родам;

-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

-закреплять умения распознавать имена прилагательные, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род.

Воспитывающие:

-воспитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и высказывать свою точку зрения.

Развивающие:

-расширять словарный запас учащихся;

-развивать внимание и логическое мышление;

-способствовать развитию коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование индивидуального стиля деятельности;

-осознание значимости правильного произношения и написания слов;

Метапредметные:

-определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-анализировать и использовать информацию, представленную в таблице.

Предметные:

-закрепить способы определения рода у имен прилагательных;

-закрепить умение изменять прилагательные по родам.











Ход урока:

I. Организационный момент.

1) Учитель:

В природе есть солнце.

Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд3)

- Для чего людям нужно солнышко? (Солнышко приносит людям тепло и свет.)

Релаксация: Ребята, давайте протянем друг другу руки, как лучики солнца и согреем друг друга тёплым взглядом.

2) Учитель: Ребята, что изменилось в нашем классе? ( Будем работать в группах)

В какой группе вы будете работать, вы выберите сами при помощи вот этих карточек.

- Тихо сели.

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

Сегодня солнечные лучики приготовили вам задания. После правильного вашего ответа, лучик прикрепляем к нашему солнышку, которое находиться на доске.

II. Актуализация знаний.

1.Работа по таблице (Слайд4)

Добрая взгляд

Доброе улыбка

Добрый лицо



-Что это? Ничего не понимаю!

-Я не готовила вам такое задание. Значит это постарались лучики солнца, которые заглянули к нам в класс и хотят вам помочь в учёбе.

Где здесь ошибки?

-Для того чтобы исправить ошибки давайте вспомним, как мы должны рассуждать.

2.Работа с алгоритмом (Слайд5)

1.Прочитай словосочетание

2.Укажи имя существительное

3.Определи род имени существительного

4.По роду имени существительного определи род имени прилагательного

Учитель:

Исправьте ошибки!

-Прочитайте словосочетания. Почему неверно? Определите род существительных? Какого рода прилагательные?

Запишите ответы на лучиках и каждый правильный ответ мы прикрепим к нашему солнышку. В конце урока увидим, какая группа лучше всех работала на уроке.

-Спасибо. Вы правильно исправили ошибки. (добрый взгляд, добрая улыбка, доброе лицо) (Слайд6)

-Одинаковые ли окончания у прилагательных? (Нет)

-Какого рода бывают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают?

-Как же определить род имён прилагательных?

- От чего зависят окончания имен прилагательных в единственном числе?

3.Следующее задание от лучиков

Работа в группе(Слайд7)

ВЕС ДЫШ ЖИЙ СВЕ

ЛАН ЦЕ НА СОЛН

-Составьте слова из данных слогов.

-Какое слово лишнее?

-Свежий

-Запишите эти слова и объясните орфограммы.



4.Задание

- Определите число и род имен существительных

ВЕСНА - (она,моя) ж.р.( Слайд8)
ЛАНДЫШ - (он, мой) м.р.
СОЛНЦЕ – (оно, моё) с.р.

- Составьте словосочетания о весне, о ландыше, о солнце (Ранняя весна, тёплая весна, майский ландыш, нежный ландыш, яркое солнце, весеннее солнце.)

( Имя существительное «ландыш» мужского рода, значит и имя прилагательное «майский» тоже будет мужского рода. Имя существительное «весна» женского рода, значит и имя прилагательное «тёплая» тоже будет женского рода. Имя существительное «солнце» среднего рода, значит и имя прилагательное «яркое» тоже будет среднего рода).

-Какие части речи помогли нам составить словосочетания? (Имя существительное, и имя прилагательное)

- Какой вывод можно сделать? (Слайд 9).

Вывод: Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

III. Самоопределение к деятельности:

- Кто догадался?

-Чему мы должны научиться? Сформулируйте тему урока.

(Слайд6)

Прочитаем тему урока. ( Изменение имен прилагательных по родам). (Слайд 6).


5.Работа в тетрадях

Запишем

Шестое марта Классная работа

IV. Минутка чистописания. (Слайд 12-13)

Смысл пословицы?

«Вешний день год кормит» заключается в том, что работы, проделанные весной, принесут хороший и обильный урожай.

V. Работа по теме урока:

1) Работа по учебнику – Упражнение 119 с.70. Прочитайте задание к упражнению. Письменная работа.

Найти и определить род имени прилагательного. Назвать его окончание. (Слайд 8).


2) Знакомство с таблицей 2.

Работа по теме

1.Создание проблемной ситуации

-Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные?

- Заполните таблицу(Приложение №3), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу .( учебник с.71)

Помогите заполнить таблицу. (Приложение №3),


(Работа в парах)


Мужской род

Женский род

Средний род

вопрос

Какой?

вопрос

Какая?

вопрос

Какое?

окончания

- ый

- ий

- ой

окончания

- ая

- яя


окончания

- ое

- ее




- Рассмотрите данную таблицу.

- Что вы можете сказать? ( Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос – какой? и имеют окончания ий, ый, ой. Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос – какая? и имеют окончания ая, яя. Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос – какое? и имеют окончания ое, ее.)

-Почему над окончанием ой стоит ударение? (Окончание ой всегда ударное). Прочитайте что у вас записано на листочках .Что вы можете сказать сказать?
( Приложение 4)

3.На доске сделана запись: (Слайд 16-17).


Наступил весенняя день.
Слышна весёлый песня соловья.
Светит яркой солнце


-Можно ли назвать то ,что написано предложениями? Почему? (Слова не связаны между собой по смыслу.)
4.Работа в группах.
-Запишите, предложения, какие у вас получились. От каждой группы выйдут по одному представителю и исправят предложения, записанные на доске

.(1 группа – 1 пр., 2 группа – 2 пр., 3 группа – 3 пр.).
(Каждая группа записывает свой текст, затем возле доски доказывают правильность написания.)

5.Задание(Слайд 18).

-Где ты живёшь?

-Где оно расположено?

Работа с текстом

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Я иду по родн… селу.

Мне улыбнулось ласков… солнышко.

Тёпл… ветерок прикоснулся к щ..ке.

Мне хорошо и радостно.

Это – моё любим… село Блюдчанское!

-Назовите слова, в которых пропущены буквы. Определите части речи. Укажите род имен прилагательных. Запишите текст (проверьте себя).

-Прочитайте третье предложение. Укажите части речи.

VI. Продолжение работы по теме: на доске

1. Прочитайте, выделяя каждое предложение

Дует ветерок светит солнышко льётся песня

- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.

- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.

- Запишите распространённые предложения.

- Укажите род и число каждого прилагательного.

VII. Домашнее задание с. 71, упр. 121(Слайд 23).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 24).

-Назовите тему нашего урока.

-Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?

-Как же определить род имён прилагательных ?

- От чего зависят окончания имен прилагательных в единственном числе?

IX. Итог урока. (Слайд 25).

-Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока?- Спасибо за урок, благодарю за хорошую работу.

Приложение№1

СОЛН

СВЕ

ЛАН

ВЕС

ДЫШ

НА

ЖИЙ

ЦЕ





Приложение№2

Вывод – отчет.

ПЛАН:

  • Мы работали со словосочетаниями … (назвать).

  • По роду имён существительных определили род имён прилагательных.

  • У имен прилагательных выделили окончания.

  • Мы узнали, что у имён прилагательных:

  • в мужском роде окончания ……….;

  • в женском роде окончания ………..;

  • в среднем роде окончания …………


Приложение№3


Мужской род

Женский род

Средний род

вопрос


вопрос


вопрос



окончания


окончания


окончания






Приложение№4

Я иду по родному селу. Мне улыбнулось ярк… ласков… солнышко. Тёпл… ветерок прикоснулся к щеке. Мне чирикнул весёл… воробушек. Зелён… листик клёна мне подмигнул.

Мне хорошо и радостно.

Это – моё любим… село Блюдчанское .













































12