Работа по учебнику Словарно-орфографическая работа. – Какое слово распалось? (Дорога.) – Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО. дорога – А что такое дорога? Учитель (или подготовленный ученик) читает стихотворение В. Остина «Дорога»: Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста на круче К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над нами… И вскоре пополнится новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». – Подберите и запишите однокоренные слова к слову дорога. (Дорога, дорожка, дороженька, дорожник, бездорожный, подорожник, придорожный, ...) – Докажите, что это однокоренные слова, по двум признакам. (Эти слова близки по смыслу и имеют одинаковую значимую часть – корень: – Когда так говорят: на дороге не валяется? (Даром не достается; нечасто встречается, нелегко найти.) – Какие пословицы и поговорки, связанные со словом дорога, вы знаете? (Самая трудная дорога та, которую не знаешь. Одному ехать – и дорога длиннб. Умный товарищ – половина дороги. Где дорога, там и путь.) Наблюдение над однокоренными словами. Беседа по вопросам. – Какой вопрос для вас подготовил Почемучка? – Как вы ему ответите? Чтение стихотворения В. А. Синицына: Корень слова – главная Значимая часть. Родственные связи Дарят корню власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. Работа над упражнением 117. Знакомство с правилом на с. 47. На доске записаны слова: Вариант I Д..ловой, к..рмить, лоша..ка, ц..ркач, б..ковой, зага..ка, сл..нёнок, лё..чик. Вариант II Шерс..ка, сла..кий, тетра..ка, блю..це, б..бовый, зв..ринец, скр..петь, д..ждевик. – Спишите. Рядом с каждым словом напишите проверочные слова. Выделите корень. Работа над упражнениями 119, 120. |