СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык НЕопределенная форма глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок можно использовать как в 3 , так и в 4 классах

Просмотр содержимого документа
«Русский язык НЕопределенная форма глагола»

Тема: Неопределенная форма глагола

Класс – 3

Учитель: Бондаренко Нина Васильевна , учитель начальных классов, ОПК, МБОУ СОШ №9, с. Светлогорского, Абинского района, Краснодарского края

Цели урока:

Образовательная:

  • создать условия для формирования и развития компетенций: культурной, коммуникативной, информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о о глаголе и неопределённой форме глагола;

  • развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

  • развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности;


Развивающая:

● продолжить работу над развитием монологической речи учащихся, умением вести диалог с учителем

Воспитательная:

  • прививать устойчивый интерес к учебным занятиям, любовь к русскому языку;

  • воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к книгам.


  • Задачи:
    1) предметные:
    ● актуализация информации для формирования и развития компетенций: культурной, коммуникативной, информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о о глаголе и неопределённой форме глагола;

● формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
●воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности.
2) метапредметные:
● расширение опыта творческой деятельности учащихся
● развивать навыки осознанного построения речевого высказывания;
● проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
3) личностные:
● овладение навыками самоорганизации;
● умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
● развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий;

Формы и виды деятельности:

беседа,

творческие задания,

участие в учебном диалоге,

фронтальная, групповая деятельность.


Оборудование:

● видеопрезентация;

● карточки с заданиями для групповой деятельности,

● мультимедиа






Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Слайд 1.

На доске записаны слова: выкопал, выдержал, угрожает, зашагает, стемнеет, сбегут.

У. Прочитайте вслух написанные слова. Найдите, что в них общее?

Дети: все слова глаголы, имеют безударную гласную, в каждом слове есть приставка.

У. На какие группы мы можем разделить все эти слова?

Дети:по временам, по числам, по количеству букв в приставках.

Встают в круг, берутся за руки ( в классе создан благоприятный психологический настрой)


По ходу рассказа учитель дает возможность ответить детям, если они могут что то добавить или рассказать сами.

Актуализация опорных знаний

У. Сейчас мы вспомним с вами все, что мы уже знаем о глаголе.

Слайд 2

Совместно с учителем формулируют тему урока

Целеполагание.


Дети: глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать, что будет делать и др. Глагол может иметь настоящее время, прошедшее или будущее. В прошедшем времени можно определить род глагола и имеет суффикс Л. Не с глаголами пишется раздельно.

Слайд 3


Проводится совместное целеполагание:

- тема актуальна, т.к. полученные знания помогут лучше ориентироваться в современном мире.

Дети делают самостоятельный вывод, что в глаголах можно определить число, вид, лицо, кроме глаголов в неопределенной форме.(строим дом)


Усвоение новых знаний








II. Словарная работа.

У. Попробуйте расшифровать слово, которое мы запишем с вами.

Слайд 4.

Дети:слово озеро среднего рода, значит буква С

Слайд 5.

Дети: у слова ДРУЖБУ винительный падеж, значит буква В

Слайд 6.

Дети:в окончаниях , в дательном падеже пишется окончание Е, значит буква Е.


Слайд 7.

Дети: у слова МАМЫ родительный падеж, значит буква Р.

Слайд 8.

Дети:предлогом является К, значит буква К

Слайд 9.

Дети:в ж.р. 1 склонения окончание А, значит буква А.

Слайд 10.

Дети:в неопределенной форме глагола окончание -ТЬ, значит –ТЬ. Получилось слово СВЕРКАТЬ

У.Подберите к слову сверкать синоним. Составление предложений, запись и разбор одного из них.

Дети: (блистать, лучиться)

У. Давайте из наших словариков выберем только глаголы. (Выборочное списывание из словаря в книге по русскому языку)

У. Прочитайте написанные на доске пословицы.

Слайд 11.

Дети:ученье лучше золота сверкает.

Не все то золото что блестит.

У.Назовите глаголы встречающиеся в пословицах. Определите их число, время. От данных глаголов образуйте глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?

Дети:сверкать, засверкать. Блестеть, заблестеть

У. Можем ли мы определить лицо, число, время этих глаголов?

Дети: нет

III. Работа по закреплению материала.(Дети делают вывод самостоятельно при поддержке и помощи учителя)

Дети: существует такая форма глагола, при которой не определяется ни время, ни число, ни лицо глагола - это неопределенная форма глагола.

Физминутка с использованием интерактивной доски.

IV. Изучение материала.

Определите, как образовано слово в скобках верхней строки. Таким же образом составьте слово в скобках нижней строки. Запишите эти слова, подчеркнув орфограммы.

Слайд 12.

носить (косить)колечко место (мести) найти увлечь (беречь)берега

нажать (……..)левый зайчик (……)нести испечь (……..)залесье


У. Какой вывод мы можем сделать? (глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? и имеют суффиксы -ть, -ти, -чь)

Слайд 13.








V.Работа по упражнению 235 (с.57,часть 2).

Чтение учащимся вслух.

У. Так что же такое –ть,-ти,-чь? (Суффиксы или окончания).

Спишите в тетрадь глаголы неопределенной формы заканчивающиеся на -чь.

I. Работа по закреплению материала.

1.У.Запись слов на доске под диктовку с выделением суффиксов. Какие буквы надо вставить на месте пропусков и почему?

Б.жать, с.деть, стеречь,пр.г.ворить, п.днимать, св.тлеть, испечь, .тдохнуть, м.сти, п.днять, выс.деть, цв.сти, п.хв.лить,

2. У. Найдите и исправьте ошибки в пословицах и фразеологических оборотах. Объясните их смысл. Найдите глаголы в неопределенной форме.

Слайд 14.

Толочь в ступе соду.

Ус хорошо, а два лучше.

Купить кита в мешке.

Один в золе не воин.

Рождённый ползать, метать не может.

3.У. Замените одним словом.

Слайд 15.

Дети делают сообщения об олимпийских ценностях (возможна помощь учителя) Отвечают на вопросы учителя.





























Слова вывешены на доске на карточках.


Организационно-деятельностный.


1. Работа в парах (соединить символы с названиями видов спорта).

1.У.Запись слов на доске под диктовку с выделением суффиксов. Какие буквы надо вставить на месте пропусков и почему?

Б.жать, с.деть, стеречь,пр.г.ворить, п.днимать, св.тлеть, испечь, .тдохнуть, м.сти, п.днять, выс.деть, цв.сти, п.хв.лить,

2. У. Найдите и исправьте ошибки в пословицах и фразеологических оборотах. Объясните их смысл. Найдите глаголы в неопределенной форме.

Слайд 14.

Толочь в ступе соду.

Ус хорошо, а два лучше.

Купить кита в мешке.

Один в золе не воин.

Рождённый ползать, метать не может.

2. Работа в группах.

У. Замените одним словом.

Слайд 15.

Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы)

(Работа в парах.)

Каждая пара получает набор картинок и карточек , а также колективно отвечают на вопросы по слайду

Работа в группах.

Замените одним словом







Итог урока.

Рефлексия.


Что наиболее запомнилось в уроке?

Что для себя возьмете на будущее?

Что можете сказать о глаголе и о неопределенной форме глагола?

Ответы учащихся.



Домашнее задание.

Написать сочинение или стихотворение о Глаголе.