II. Словарная работа. У. Попробуйте расшифровать слово, которое мы запишем с вами. Слайд 4. Дети:слово озеро среднего рода, значит буква С Слайд 5. Дети: у слова ДРУЖБУ винительный падеж, значит буква В Слайд 6. Дети:в окончаниях , в дательном падеже пишется окончание Е, значит буква Е. Слайд 7. Дети: у слова МАМЫ родительный падеж, значит буква Р. Слайд 8. Дети:предлогом является К, значит буква К Слайд 9. Дети:в ж.р. 1 склонения окончание А, значит буква А. Слайд 10. Дети:в неопределенной форме глагола окончание -ТЬ, значит –ТЬ. Получилось слово СВЕРКАТЬ У.Подберите к слову сверкать синоним. Составление предложений, запись и разбор одного из них. Дети: (блистать, лучиться) У. Давайте из наших словариков выберем только глаголы. (Выборочное списывание из словаря в книге по русскому языку) У. Прочитайте написанные на доске пословицы. Слайд 11. Дети:ученье лучше золота сверкает. Не все то золото что блестит. У.Назовите глаголы встречающиеся в пословицах. Определите их число, время. От данных глаголов образуйте глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? Дети:сверкать, засверкать. Блестеть, заблестеть У. Можем ли мы определить лицо, число, время этих глаголов? Дети: нет III. Работа по закреплению материала.(Дети делают вывод самостоятельно при поддержке и помощи учителя) Дети: существует такая форма глагола, при которой не определяется ни время, ни число, ни лицо глагола - это неопределенная форма глагола. Физминутка с использованием интерактивной доски. IV. Изучение материала. Определите, как образовано слово в скобках верхней строки. Таким же образом составьте слово в скобках нижней строки. Запишите эти слова, подчеркнув орфограммы. Слайд 12. носить (косить)колечко место (мести) найти увлечь (беречь)берега нажать (……..)левый зайчик (……)нести испечь (……..)залесье У. Какой вывод мы можем сделать? (глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? и имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд 13. V.Работа по упражнению 235 (с.57,часть 2). Чтение учащимся вслух. У. Так что же такое –ть,-ти,-чь? (Суффиксы или окончания). Спишите в тетрадь глаголы неопределенной формы заканчивающиеся на -чь. I. Работа по закреплению материала. 1.У.Запись слов на доске под диктовку с выделением суффиксов. Какие буквы надо вставить на месте пропусков и почему? Б.жать, с.деть, стеречь,пр.г.ворить, п.днимать, св.тлеть, испечь, .тдохнуть, м.сти, п.днять, выс.деть, цв.сти, п.хв.лить, 2. У. Найдите и исправьте ошибки в пословицах и фразеологических оборотах. Объясните их смысл. Найдите глаголы в неопределенной форме. Слайд 14. Толочь в ступе соду. Ус хорошо, а два лучше. Купить кита в мешке. Один в золе не воин. Рождённый ползать, метать не может. 3.У. Замените одним словом. Слайд 15. |