Ситуация разрыва | Словесный (учебный диалог) Наглядный (демонстрация) Практический (задание) | Фронтальная | У: Назовите особую работу окончаний. О: Окончание указывает на число предмета. У: Может быть, окончание слова выполняет еще какую-нибудь работу? О: Возможно. У: А, может быть, вы знаете какую? О: Нет. У: Хорошо, тогда прочитайте данные выказывания. Высказывания на слайде: Читаю книгу брату. Читаю книгу брата. У: Найдите и выпишите из этих высказываний два изменения одного и тоже слова. Обучающиеся записывают. У: Какие слова вы выписали? О: Брату, брата. У: Почему именно эти слова? О: Потому что у них разные окончания. У: Выделите окончания в этих словах. У: О каком предмете идет речь в обоих высказываниях? О: О книге. У: Тогда почему окончания слова брат разные, если речь идет об одном и том же предмете? О: (затрудняются ответить) | Предметные результаты: - называют что такое окончание и его работу; - выделяют окончания в словах, обозначающих предмет; - определяют число у слов, обозначающих предмет. Метапредметные результаты: Познавательные: - осуществляют действие анализа с целью выделения существенных признаков; - устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: - слушают и слышат друг друга; - включаются в диалог со сверстниками и учителем. Личностные результаты: - проявляют учебный интерес к изучению русского языка. | Словесная похвала | |
Фиксация разрыва | Словесный (фиксация) | Фронтальная | У: Почему вы затрудняетесь с ответом? О: окончания выполняют не только работу, которая указывает на число, сюда это не подходит, значит нужно какую еще работу выполняют окончания | Планируемые метапредметные результаты: Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу. | | |
Открытие нового способа | Словесный (учебный диалог) Наглядный (демонстрация) Практический (задание) | Фронтальная | У: Скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужны окончания? О: Окончания нужны для того, чтобы связывать слова в высказываниях. У: С каким словом связано слово брат в каждом высказывании? О: В первом высказывании со словом читаю. Во втором высказывании со словом книга. Если обучающиеся затрудняются ответить: У: Попробуйте из первого высказывания убрать слово книга. Получилось ли высказывание? О: Да. У: Какое? О: Читаю брату. У: Так с каким же словом связано изменение брату в первом высказывании? О: Со словом читаю. У: А теперь попробуйте убрать слово книгу из второго высказывания. Получилось высказывание? О: Нет. У нас получилось читаю брата. Это высказывание не звучит. У: С каким же тогда словом связано слово брата во втором высказывании? О: Со словом книгу. У: Определите число изменения слова брат в обоих высказываниях. О: Ед. число. У: Как вы думаете, почему слово брат в этих высказываниях изменялось по-разному? О: Потому что это слово связано с разными словами. У: Молодцы! Для того, чтобы слово могло связываться в высказывании с другими словами, ему нужны особые изменения, которые называются падежами. Какая часть слова брат указывает на то, что оно в обоих высказываниях в разных падежах, то есть связано с разными словами? О: Окончание. У: Почему вы так думаете? О: Потому что у слова брат разные окончания. У: Великолепно! Окончание слова, называющего предмет, указывает на его падеж, то есть на связь этого слова с другим словом. Давайте попробуем задать вопросы от слова, с которым связано слово брат. О: Читаю (кому?) брату. Книгу (кого?) брата. У: Давайте отметим вторую работу окончания слова на его модели. | Планируемые предметные результаты: - называют что такое окончание и его работу; - выделяют окончания в словах, обозначающих предмет; - определяют число у слов, обозначающих предмет. Планируемые метапредметные результаты: Познавательные: - осуществляют действие анализа с целью выделения существенных признаков; -осуществляют действие моделирования; - устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: - слушают и слышат друг друга; - включаются в диалог со сверстниками и учителем. Планируемые личностные результаты: - проявляют учебный интерес к изучению русского языка. | Словесная похвала | |