Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для первого класс составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Программа по предмету русский язык авторских программ В. П. Канакиной «Русский язык»Москва.-Просвещение.-2011
Федеральный базисный план отводит 165 ч часов для образовательного изучения русского языка в 1 классе из расчёта 4 часа в неделю из Федерального компонента, 1 час из школьного компонента,33 учебные недели.
В соответствии с этим реализуется из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и
50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Цель: ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формировать коммуникативную компетенцию учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
– освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитывать стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
В 1 классе курс русского языка начинается с обучения грамоте.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
-система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
-орфография и пунктуация;
-развитие речи.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем:
"Слово", которое рассматривается с четырех сторон:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами;
- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью
суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
"Предложение". Знакомясь с предложением, обучающиеся:
- усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении
связаны по смыслу);
- учатся произносить и читать предложения с разной интонацией;
- правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие);
- конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
"Текст". Дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.У детей начинается формирование типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
На уроках обучения письму и русского языка прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром. Наиболее тесная связь с уроками обучения чтению. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка выделяетсяв 1 классе— 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
Формы реализации программы
фронтальная; парная; групповая; индивидуальная работа.
Методы реализации программы:
практический; объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; наблюдение;
информативный.
Технологии:
информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа., средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того. Что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов
Содержание учебного предмета
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
-раздельное написание слов;
-обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
-перенос слов по слогам без стечения согласных;
-знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I кл. (обучение грамоте)
Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
-различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
-правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
-знать способы их буквенного обозначения;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
-определять место ударения в слове;
-вычленять слова из предложений;
-чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
-грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
-употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
-устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
-знать гигиенические правила письма;
-правильно писать формы букв и соединения между ними;
-уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык)
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
-все буквы русского алфавита;
-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
-выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
-проводить звуковой анализ слов;
-различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
-употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
-писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
-самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
-виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
-слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
-соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
-использования прописной буквы в именах собственных;
-написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
-обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
-правильного написания слов типа пень, яма;
-правописания слов с непроверяемыми орфограммами
Учебно-тематическое планирование по обучению письму в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: |
| | | Уроки | Диктанты, списывание | Проекты |
1 | Подготовительный (добукварный) период | 17 | 17 | | |
2 | Основной (букварный ) период | 78 | 76 | 2 | |
3 | Послебукварный период | 20 | 18 | 2 | |
| Итого | 115 | 111 | 4 | |
Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: |
| | | Уроки | проекты | Диктанты, списывание |
1 | Наша речь | 2 | 2 | | |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 | 3 | | |
3 | Слова, слова, слова… | 4 | 4 | | |
4 | Слово и слог. Ударение | 6 | 6 | | |
5 | Звуки и буквы. Русский алфавит | 4 | 4 | | |
6 | Гласные звуки | 3 | 3 | | |
7 | Ударные и безударные гласные звуки | 5 | 4 | | 1 |
8 | Согласные звуки | 3 | 3 | | |
9 | Твердые и мягкие согласные звуки | 3 | 3 | | |
10 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 3 | 3 | | |
11 | Согласные звонкие и глухие | 5 | 4 | | 1 |
12 | Шипящие согласные звуки | 5 | 3 | 1 | 1 |
13 | Заглавная буква в словах | 4 | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 50 | 44 | 2 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по обучению письму в 1 классе
№ урока | № урокаиз раздела | Тема | Количество уроков | Дата |
По плану | проведено | По плану | проведено |
Подготовительный (добукварный) период -17 часов |
1 | 1 | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 | | | |
2 | 2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | | | |
3 | 3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | | | |
4 | 4 | Рисование бордюров. | 1 | | | |
5 | 5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | | | |
6 | 6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | | | |
7 | 7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | | | |
8 | 8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 | | | |
9 | 9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | | | |
10 | 10 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | | | |
11 | 11 | Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | | | |
12 | 12 | Строчная и заглавная буквыА, а. | 1 | | | |
13 | 13 | Строчная и заглавная буквыО, о. | 1 | | | |
14 | 14 | Входная диагностическая работа | 1 | | | |
15 | 15 | Строчная и заглавная буквы И, и | 1 | | | |
16 | 16 | Строчная буква ы. | 1 | | | |
17 | 17 | Строчная и заглавная буквыУ, у. | 1 | | | |
| | Основной (букварный ) период – 78 часов | | | | |
18 | 1 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 1 | | | |
19 | 2 | Письмо заглавной буквы Н. Повторение и закрепление изученного | 1 | | | |
20 | 3 | Повторение и закрепление изученного | 1 | | | |
21 | 4 | Строчная и заглавная буквыС, с. | 1 | | | |
22 | 5 | Заглавная буква С. | 1 | | | |
23 | 6 | Строчная и заглавная буквыК, к. | 1 | | | |
24 | 7 | Письмо заглавной буквы К. Письмо изученных букв элементов. | 1 | | | |
25 | 8 | Письмо изученных букв элементов. | 1 | | | |
26 | 9 | Строчная и заглавная буквыТ, т. | 1 | | | |
27 | 10 | Заглавная буква Т. | 1 | | | |
28 | 11 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 1 | | | |
29 | 12 | Письмо заглавной буквы Л. Строчная и заглавная буквы Л, л | 1 | | | |
30 | 13 | Письмо изученных элементов и букв. | 1 | | | |
31 | 14 | Строчная буква р. | 1 | | | |
32 | 15 | Заглавная буква Р. | 1 | | | |
33 | 16 | Строчная и заглавная буквыВ, в. | 1 | | | |
34 | 17 | Письмо заглавной буквы В. | 1 | | | |
35 | 18 | Письмо изученных элементов и букв. | 1 | | | |
36 | 19 | Строчная и заглавная буквыЕ, е. Письмо заглавной буквы Е. | 1 | | | |
37 | 20 | Письмо заглавной буквы Е. | 1 | | | |
38 | 21 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | | | |
39 | 22 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | | | |
40 | 23 | Письмо изученных элементов и букв. | 1 | | | |
41 | 24 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | | | |
42 | 25 | Заглавная буква М. Письмо слов и предложений. | 1 | | | |
43 | 26 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | | | |
44 | 27 | Письмо заглавной буквы З. | 1 | | | |
45 | 28 | Письмо изученных букв. | 1 | | | |
46 | 29 | Строчная и заглавная буквыБ, б. | 1 | | | |
47 | 30 | Письмо заглавной буквы Б. | 1 | | | |
48 | 31 | Письмо изученных элементов и букв. | 1 | | | |
49 | 32 | Строчная и заглавная буквыД, д. | 1 | | | |
50 | 33 | Строчная и заглавная буквыД, д. | 1 | | | |
51 | 34 | Заглавная буква Д. | 1 | | | |
52 | 35 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | | | |
53 | 36 | Письмо слов и предложений с изученной буквой. | 1 | | | |
54 | 37 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | | | |
55 | 38 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | | | |
56 | 39 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 | | | |
57 | 40 | Письмо слов и предложений с буквами Г,г. | 1 | | | |
58 | 41 | Строчная буква ч. | 1 | | | |
59 | 42 | Строчная буква ч. Правописание ча, чу. | 1 | | | |
60 | 43 | Заглавная буква Ч. | 1 | | | |
61 | 44 | Буква ь. | 1 | | | |
62 | 45 | Письмо слов с мягким знаком на конце. | 1 | | | |
63 | 46 | Письмо слов с буквой ь в середине слова. | 1 | | | |
64 | 47 | Строчная буква ш. | 1 | | | |
65 | 48 | Заглавная буква Ш. | 1 | | | |
66 | 49 | Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши | 1 | | | |
67 | 50 | Строчная буква ж. | 1 | | | |
68 | 51 | Заглавная буква Ж. | 1 | | | |
69 | 52 | Правописание сочетания жи, ши.. | 1 | | | |
70 | 53 | Письмо слогов и слов с буквами Ж, Ш. . | 1 | | | |
71 | 54 | Строчная буква ё. | 1 | | | |
72 | 55 | Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии | 1 | | | |
73 | 56 | Заглавная буква Ё | 1 | | | |
74 | 57 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 | | | |
75 | 58 | Письмо изученных элементов и букв. | 1 | | | |
76 | 59 | Письмо слов с буквами Й,й.. | 1 | | | |
77 | 60 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | | | |
78 | 61 | Комплексная работа за 1 полугодие | 1 | | | |
79 | 62 | Письмо слов с буквами Х,х | 1 | | | |
80 | 63 | Письмо слов и предложений с изученными буквами . | 1 | | | |
81 | 64 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | | | |
82 | 65 | Письмо заглавной буквы Ю | 1 | | | |
83 | 66 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц | 1 | | | |
84 | 67 | Письмо заглавной буквы Ц. | 1 | | | |
85 | 68 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | | |
86 | 69 | Строчная и заглавная буквыЭ, э | 1 | | | |
87 | 70 | Письмо слогов и слов с буквамиЭ, э | 1 | | | |
88 | 71 | Строчная буква щ. | 1 | | | |
89 | 72 | Письмо слов с буквой щ. Сочетания ща и щу. | 1 | | | |
90 | 73 | Заглавная буква Щ | 1 | | | |
91 | 74 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 1 | | | |
92 | 75 | Письмо заглавной буквы Ф. | 1 | | | |
93 | 76 | Письмо слов с мягким и твёрдым разделительным знаками. | 1 | | | |
94 | 77 | Проверка знаний. Контрольное списывание | 1 | | | |
95 | 78 | Проверка знаний о правописании изученных букв. | 1 | | | |
| | | |
96 | 1 | Оформление предложений в тексте | 1 | | | |
97 | 2 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 | | | |
98 | 3 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 | | | |
99 | 4 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | 1 | | | |
100 | 5 | Проверочный диктант | 1 | | | |
101 | 6 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | | |
102 | 7 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | | |
103 | 8 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | | |
104 | 9 | Упражнение в правописании звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | | |
105 | 10 | Правописание жи-ши | 1 | | | |
106 | 11 | Правописание ча-ща | 1 | | | |
107 | 12 | Правописание чу-щу | 1 | | | |
108 | 13 | Правописание чк-чн, щн | | | | |
109 | 14 | Правописание гласных после шипящих | 1 | | | |
110 | 15 | Заглавная буква в именах собственных | 1 | | | |
111 | 16 | Упражнение в написании заглавной буквы в именах собственных | 1 | | | |
112 | 17 | Заглавная буква в именах собственных Закрепление. | 1 | | | |
113 | 18 | Заглавная буква в именах собственных | 1 | | | |
114 | 19 | Контрольное списывание | 1 | | | |
115 | 20 | Закрепление изученного. | 1 | | | |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе
№ урока | № урокаиз раздела | Тема | Количество уроков | Дата |
По плану | проведено | По плану | проведено |
Наша речь- 2 часа |
1 | 1 | Язык и речь, их значение в жизни людей | 1 | | | |
2 | 2 | Речь устная и письменная | 1 | | | |
Текст, предложение, диалог- 3 часа |
3 | 1 | Текст и предложение | 1 | | | |
4 | 2 | Предложение, как группа слов выражающих законченную мысль. | 1 | | | |
5 | 3 | Диалог. | 1 | | | |
Слова, слова, слова…- 4 часа |
6 | 1 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | | | |
7 | 2 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | | | |
8 | 3 | «Вежливые слова» | 1 | | | |
9 | 4 | Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению | 1 | | | |
| | Слово и слог. Ударение-6 часов | | | | |
10 | 1 | Слог как минимальная произносительная единица | 1 | | | |
11 | 2 | Деление слов на слоги. | 1 | | | |
12 | 3 | Перенос слов | 1 | | | |
13 | 4 | Правила переноса слов | 1 | | | |
14 | 5 | Ударение (общее представление) | 1 | | | |
15 | 6 | Ударные и безударные слоги | 1 | | | |
Звуки и буквы-35 часов: | | |
Звуки и буквы. Русский алфавит-4 часа | |
16 | 1 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове | 1 | | | |
17 | 2 | Звуки и буквы | 1 | | | |
18 | 3 | Русский алфавит, или Азбука | 1 | | | |
19 | 4 | Использование алфавита при работе со словарями | 1 | | | |
Гласные звуки- 3 часа | |
20 | 1 | Буквы, обозначающие гласные звуки | 1 | | | |
21 | 2 | Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах. | 1 | | | |
22 | 3 | Слова с буквой Э. | 1 | | | |
| Ударные и безударные гласные звуки-5 часов |
23 | 1 | Обозначение ударного гласного буквой на письме | 1 | | | |
24 | 2 | Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 | | | |
25 | 3 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | 1 | | | |
26 | 4 | Упражнение в правописание гласных в ударных и безударных слогах | 1 | | | |
27 | 5 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочный диктант. | 1 | | | |
Согласные звуки- 3 часа | |
28 | 1 | Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | | | |
29 | 2 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | | |
30 | 3 | Буквы Й иИ | 1 | | | |
| Твердые и мягкие согласные звуки- 3 часа | |
31 | 1 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | | | |
32 | 2 | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки | 1 | | | |
33 | 3 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я | 1 | | | |
| Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука- 3 часа |
34 | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком | 1 | | | |
35 | 2 | Перенос слов с мягким знаком. | 1 | | | |
36 | 3 | Восстановление предложений с нарушенным порядком предложений. | 1 | | | |
Согласные звонкие и глухие- 5 часов | |
37 | 1 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова | 1 | | | |
38 | 2 | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | | |
39 | 3 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков буквой на письме. | 1 | | | |
40 | 4 | Правило обозначения буквой парного согласного звука на конце слов. Способы проверки написания букв. | 1 | | | |
41 | 5 | Правописание парных согласных на конце слов. Проверочный диктант. | 1 | | | |
Шипящие согласные звуки-5 часов |
42 | 1 | Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки». | 1 | | | |
43 | 2 | Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ. | 1 | | | |
44 | 3 | Правила написания сочетаний ЧК,ЧН,ЧТ. | 1 | | | |
45 | 4 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | | | |
46 | 5 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочный диктант. | 1 | | | |
Заглавная буква в словах- 4 часа |
47 | 1 | Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах. | 1 | | | |
48 | 2 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма) | 1 | | | |
49 | 3 | Итоговая комплексная работа | 1 | | | |
50 | 4 | Повторение и обобщение материала | 1 | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-положительного отношения к урокам русского языка;
интереса к языковой и речевой деятельности;
-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
-первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
-мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
-высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Развитие речи
Обучающийся научится:
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать устную и письменную речь;
-различать диалогическую речь;
-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-определять тему и главную мысль текста;
-составлять текст по его началу и по его концу;
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-различать звуки речи;
-понимать различие между звуками и буквами;
-устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
-различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
-определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
-различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
-различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
-различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
-правильно называть буквы в алфавитном порядке;
-различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
-обозначать на письме звук [й’];
-располагать заданные слова в алфавитном порядке;
Лексика
Обучающийся научится:
-различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
-различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать слово как единство звучания и значения;
-подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
-на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
-соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
-различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
-соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
-определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
-писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
-устанавливать связь слов в предложении;
-сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
-безошибочно списывать текст с доски и учебника;
-писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
-писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
-писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
-применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
-пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Азбука. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2016
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2016.
3.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.
4.Канакина, В. П. Русский язык: рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.
5.Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2009.
6.Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2009.
6.Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011.
7.Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс: в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).