СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Пояснительная записка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

115 часов - обучение грамоте. 50 часов - русский язык.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Пояснительная записка.»


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для первого класс составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Программа по предмету русский язык авторских программ В. П. Канакиной «Русский язык»Москва.-Просвещение.-2011


Федеральный базисный план отводит 165 ч часов для образовательного изучения русского языка в 1 классе из расчёта 4 часа в неделю из Федерального компонента, 1 час из школьного компонента,33 учебные недели.

В соответствии с этим реализуется из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и

50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.


Цель: ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формировать коммуникативную компетенцию учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

– освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитывать стремление совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

В 1 классе курс русского языка начинается с обучения грамоте.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

-система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-орфография и пунктуация;

-развитие речи.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем:

"Слово", которое рассматривается с четырех сторон:

- звуковой состав и обозначение звуков буквами;

- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью

суффиксов, глаголов - с помощью приставок);

- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

"Предложение". Знакомясь с предложением, обучающиеся:

- усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении

связаны по смыслу);

- учатся произносить и читать предложения с разной интонацией;

- правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие);

- конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

"Текст". Дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.У детей начинается формирование типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

На уроках обучения письму и русского языка прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром. Наиболее тесная связь с уроками обучения чтению. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка выделяетсяв 1 классе— 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Формы организации учебного процесса.

 Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков. 

  Формы реализации программы

фронтальная; парная; групповая; индивидуальная работа.

Методы реализации программы:

практический; объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; наблюдение;

информативный.

Технологии:

информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая;

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа., средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того. Что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов


Содержание учебного предмета

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, опреде­ление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с це­пями и условиями общения для эффективного решения ком­муникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, за­кончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соот­ветствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуж­дение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин­формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особен­ностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к это­му виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающих­ся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деле­ние слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак зву­ка. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориен­тация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слого­вое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответ­ствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чте­ние слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов­ку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения ру­ки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение на­чертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложе­ний с соблюдением гигиенических норм. Овладение разбор­чивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произ­ношением. Усвоение приёмов и последовательности правиль­ного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изуче­ния, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

-раздельное написание слов;

-обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

-знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при са­мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со­ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.


Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I кл. (обучение грамоте)

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

-различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

-правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

-знать способы их буквенного обозначения;

-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

-определять место ударения в слове;

-вычленять слова из предложений;

-чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

-грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

-употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

-устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

-знать гигиенические правила письма;

-правильно писать формы букв и соединения между ними;

-уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык)

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

-все буквы русского алфавита;

-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

-выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

-проводить звуковой анализ слов;

-различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

-употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

-писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

-самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;

-виды предложений по цели высказывания (без термино­логии) и эмоциональной окраске, предложения восклица­тельные и невосклицательные по интонации;

-слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

-соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

-использования прописной буквы в именах собственных;

-написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;

-обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

-правильного написания слов типа пень, яма;

-правописания слов с непроверяемыми орфограммами

Учебно-тематическое планирование по обучению письму в 1 классе


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:




Уроки

Диктанты, списывание

Проекты

1

Подготовительный (добукварный) период

17

17



2

Основной (букварный ) период

78

76

2


3

Послебукварный период

20

18

2



Итого

115

111

4




Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:




Уроки

проекты

Диктанты, списывание

1

Наша речь

2

2



2

Текст, предложение, диалог

3

3



3

Слова, слова, слова…

4

4



4

Слово и слог. Ударение

6

6



5

Звуки и буквы. Русский алфавит

4

4



6

Гласные звуки

3

3



7

Ударные и безударные гласные звуки

5

4


1

8

Согласные звуки

3

3



9

Твердые и мягкие согласные звуки

3

3



10

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

3

3



11

Согласные звонкие и глухие

5

4


1

12

Шипящие согласные звуки

5

3

1

1

13

Заглавная буква в словах

4

2

1

1


Итого

50

44

2

4


Календарно-тематическое планирование по обучению письму в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

Подготовительный (добукварный) период -17 часов

1

1

Пропись — первая учебная тетрадь.

1




2

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.


1




3

3

Письмо овалов и полуовалов.


1




4

4

Рисование бордюров.


1




5

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.


1




6

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).


1




7

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1




8

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.


1




9

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.


1




10

10

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.


1




11

11

Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1




12

12

Строчная и заглавная буквыА, а.

1




13

13

Строчная и заглавная буквыО, о.

1




14

14

Входная диагностическая работа

1




15

15

Строчная и заглавная буквы И, и

1




16

16

Строчная буква ы.


1




17

17

Строчная и заглавная буквыУ, у.


1






Основной (букварный ) период – 78 часов





18

1

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1




19

2

Письмо заглавной буквы Н. Повторение и закрепление изученного

1




20

3

Повторение и закрепление изученного

1




21

4

Строчная и заглавная буквыС, с.

1




22

5

Заглавная буква С.

1




23

6

Строчная и заглавная буквыК, к.

1




24

7

Письмо заглавной буквы К. Письмо изученных букв элементов.

1




25

8

Письмо изученных букв элементов.

1




26

9

Строчная и заглавная буквыТ, т.

1




27

10

Заглавная буква Т.

1




28

11

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1




29

12

Письмо заглавной буквы Л. Строчная и заглавная буквы Л, л

1




30

13

Письмо изученных элементов и букв.

1




31

14

Строчная буква р.

1




32

15

Заглавная буква Р.

1




33

16

Строчная и заглавная буквыВ, в.

1




34

17

Письмо заглавной буквы В.

1




35

18

Письмо изученных элементов и букв.

1




36

19

Строчная и заглавная буквыЕ, е. Письмо заглавной буквы Е.

1




37

20

Письмо заглавной буквы Е.

1




38

21

Строчная и заглавная буквы П, п.

1




39

22

Строчная и заглавная буквы П, п.

1




40

23

Письмо изученных элементов и букв.

1




41

24

Строчная и заглавная буквы М, м.

1




42

25

Заглавная буква М. Письмо слов и предложений.

1




43

26

Строчная и заглавная буквы З, з.

1




44

27

Письмо заглавной буквы З.

1




45

28

Письмо изученных букв.

1




46

29

Строчная и заглавная буквыБ, б.

1




47

30

Письмо заглавной буквы Б.

1




48

31

Письмо изученных элементов и букв.

1




49

32

Строчная и заглавная буквыД, д.

1




50

33

Строчная и заглавная буквыД, д.

1




51

34

Заглавная буква Д.

1




52

35

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1




53

36

Письмо слов и предложений с изученной буквой.

1




54

37

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1




55

38

Письмо слов с изученными буквами.

1




56

39

Строчная и заглавная буквы Г, г.

1




57

40

Письмо слов и предложений с буквами Г,г.

1




58

41

Строчная буква ч.

1




59

42

Строчная буква ч. Правописание ча, чу.

1




60

43

Заглавная буква Ч.

1




61

44

Буква ь.

1




62

45

Письмо слов с мягким знаком на конце.

1




63

46

Письмо слов с буквой ь в середине слова.

1




64

47

Строчная буква ш.

1




65

48

Заглавная буква Ш.

1




66

49

Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши

1




67

50

Строчная буква ж.

1




68

51

Заглавная буква Ж.

1




69

52

Правописание сочетания жи, ши..

1




70

53

Письмо слогов и слов с буквами Ж, Ш. .

1




71

54

Строчная буква ё.

1




72

55

Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии

1




73

56

Заглавная буква Ё

1




74

57

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1




75

58

Письмо изученных элементов и букв.

1




76

59

Письмо слов с буквами Й,й..

1




77

60

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1




78

61

Комплексная работа за 1 полугодие

1




79

62

Письмо слов с буквами Х,х

1




80

63

Письмо слов и предложений с изученными буквами .

1




81

64

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1




82

65

Письмо заглавной буквы Ю

1




83

66

Строчная и заглавная буквы Ц, ц

1




84

67

Письмо заглавной буквы Ц.

1




85

68

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1




86

69

Строчная и заглавная буквыЭ, э

1




87

70

Письмо слогов и слов с буквамиЭ, э

1




88

71

Строчная буква щ.

1




89

72

Письмо слов с буквой щ. Сочетания ща и щу.

1




90

73

Заглавная буква Щ

1




91

74

Строчная и заглавная буквы Ф, ф

1




92

75

Письмо заглавной буквы Ф.

1




93



76

Письмо слов с мягким и твёрдым разделительным знаками.

1




94

77

Проверка знаний. Контрольное списывание

1




95

78

Проверка знаний о правописании изученных букв.

1








96

1

Оформление предложений в тексте

1




97

2

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1




98

3

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1




99

4

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

1




100

5

Проверочный диктант

1




101

6

Правописание безударных гласных в корне слова

1




102

7

Правописание безударных гласных в корне слова

1




103

8

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова


1




104

9

Упражнение в правописании звонких и глухих согласных на конце слова

1




105

10

Правописание жи-ши

1




106

11

Правописание ча-ща

1




107

12

Правописание чу-щу

1




108

13

Правописание чк-чн, щн





109

14

Правописание гласных после шипящих

1




110

15

Заглавная буква в именах собственных

1




111

16

Упражнение в написании заглавной буквы в именах собственных

1




112

17

Заглавная буква в именах собственных Закрепление.

1




113

18

Заглавная буква в именах собственных

1




114

19

Контрольное списывание

1




115

20

Закрепление изученного.

1





Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе


урока

№ урокаиз раздела

Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

Наша речь- 2 часа

1

1

Язык и речь, их значение в жизни людей

1




2

2

Речь устная и письменная

1




Текст, предложение, диалог- 3 часа

3

1

Текст и предложение

1




4

2

Предложение, как группа слов выражающих законченную мысль.

1




5

3

Диалог.

1




Слова, слова, слова…- 4 часа

6

1

Слово. Роль слов в речи.

1




7

2

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

1




8

3

«Вежливые слова»

1




9

4

Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению

1






Слово и слог. Ударение-6 часов





10

1

Слог как минимальная произносительная единица

1




11

2

Деление слов на слоги.

1




12

3

Перенос слов

1




13

4

Правила переноса слов

1




14

5

Ударение (общее представление)

1




15

6

Ударные и безударные слоги

1




Звуки и буквы-35 часов:



Звуки и буквы. Русский алфавит-4 часа


16

1

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове

1




17

2

Звуки и буквы

1




18

3

Русский алфавит, или Азбука

1




19

4

Использование алфавита при работе со словарями

1




Гласные звуки- 3 часа


20

1

Буквы, обозначающие гласные звуки

1




21

2

Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

1




22

3

Слова с буквой Э.

1





Ударные и безударные гласные звуки-5 часов

23

1

Обозначение ударного гласного буквой на письме

1




24

2

Особенности проверяемых и проверочных слов

1




25

3

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

1




26

4

Упражнение в правописание гласных в ударных и безударных слогах

1




27

5

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Проверочный диктант.

1




Согласные звуки- 3 часа


28

1

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1




29

2

Слова с удвоенными согласными.

1




30

3

Буквы Й иИ

1





Твердые и мягкие согласные звуки- 3 часа


31

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1




32

2

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

1




33

3

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я

1





Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука- 3 часа

34

1

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

1




35

2

Перенос слов с мягким знаком.

1




36

3

Восстановление предложений с нарушенным порядком предложений.

1




Согласные звонкие и глухие- 5 часов


37

1

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

1




38

2

Парные глухие и звонкие согласные звуки

1




39

3

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков буквой на письме.

1




40

4

Правило обозначения буквой парного согласного звука на конце слов. Способы проверки написания букв.

1




41

5

Правописание парных согласных на конце слов. Проверочный диктант.

1




Шипящие согласные звуки-5 часов

42

1

Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки».

1




43

2

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ.

1




44

3

Правила написания сочетаний ЧК,ЧН,ЧТ.

1




45

4

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1




46

5

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочный диктант.

1




Заглавная буква в словах- 4 часа

47

1

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах.

1




48

2

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма)

1




49

3

Итоговая комплексная работа

1




50

4

Повторение и обобщение материала

1






Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-положительного отношения к урокам русского языка;

интереса к языковой и речевой деятельности;

-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

-первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

-мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

-понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

-высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-принимать участие в диалоге;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-принимать участие в работе парами и группами;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.


Развитие речи

Обучающийся научится:

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать устную и письменную речь;

-различать диалогическую речь;

-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

-определять тему и главную мысль текста;

-составлять текст по его началу и по его концу;

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

-различать звуки речи;

-понимать различие между звуками и буквами;

-устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

-различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

-определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

-различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

-различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

-различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

-правильно называть буквы в алфавитном порядке;

-различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

-обозначать на письме звук [й’];

-располагать заданные слова в алфавитном порядке;

Лексика

Обучающийся научится:

-различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

-различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

-определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать слово как единство звучания и значения;

-подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

-на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

-соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

-соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

-соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

-различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

-различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

-соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

-определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

-писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

-устанавливать связь слов в предложении;

-сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

-применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

-безошибочно списывать текст с доски и учебника;

-писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

-писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

-писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

-применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

-пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Азбука. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2016

2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2016.

3.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.

4.Канакина, В. П. Русский язык: рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.

5.Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2009.

6.Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2009.

6.Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011.

7.Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс: в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

Наглядные пособия:

Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!