СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Конспект урока "Безударный гласный в корне слова. Способы проверки безударного гласного в корне слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развиваем орфографическую зоркость. Алгоритм нахождения безударного гласного в корне слова. Способы проверки.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Конспект урока "Безударный гласный в корне слова. Способы проверки безударного гласного в корне слова".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования – гимназия №30»

г.Тула







Конспект урока

русского языка по теме : «Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне слова. Проверочное слово, способы его подбора»

2 класс (1–4)

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова)















Учитель: Гришина Наталья Георгиевна





2015 г.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися способов проверки и написания слов с проверяемым безударным гласным в корне.

Задачи урока: предметные - создать условия для развития умения различать слова с безударным гласным в корне слова; - организовать деятельность учащихся по применению алгоритма проверки безударного гласного в корне слова при решении орфографической задачи; - организовать деятельность учащихся по закреплению умения выполнять разбор слов по составу; - создать условия для расширения словарного запаса учащихся. метапредметные - создать условия для осознания учащимися ценности изучаемого материала; - создание условий для развития у учеников умений анализировать познавательный объект; сравнивать объекты; выделять главное; - создать условия для развития у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность; - создать условия для формирования коммуникативных навыков (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учёт мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Оборудование: - Н.В. Нечаева. Русский язык. Учебник для 2 класса.Часть 1; – компьютер, телевизор; – орфографические словари.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Ход урока.

1. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Выявление индивидуальных затруднений. – Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Слайд №1: Л…са, л…сичка, л…сёнок. – Что можете сказать о данных словах? (Чем похожи? Чем различаются?) - Какую гласную вставим в данные слова? Почему? ( правило) - Запишите данные слова, начиная с проверочного слова. - Докажите, что это однокоренные слова с корнем «лис». (Разбор слов по составу.) Проверка по слайду №2. - Подберите ещё однокоренные слова. Определите часть речи. Допишите к данным.

2. Определение темы и постановка цели урока. Создание проблемной ситуации. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Посмотрите на первое из данных слов. Что вы ещё можете о нем сказать? (Если вставить букву е, то получится слово «леса». Значения слов разные, корень другой – «лес» - это не однокоренные слова.) - Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук [и]. (Произношение может расходиться с написанием.) - Почему возникла такая ситуация? (Гласный звук [и] находится в слабой позиции.) - Подберите родственные слова к слову «леса». Какое является проверочным? - Запишите эти слова, начиная с проверочного. Определите часть речи. Разберите по составу. (Проверка по слайду №3.) – Сформулируйте тему нашего урока.( Правописание букв безударных гласных в корне слова.) - Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Учиться писать слова с проверяемыми безударными гласными; подбирать проверочные слова.) - Как действовали при написании слов с проверяемой гласной в корне слова? Составим алгоритм наших действий. – 1. Ставим ударение в слове. 2. Называем корень. 3. Находим букву безударного гласного; называем орфограмму. 4. Подбираем родственные слова, выбирая слово с буквой гласного в сильной позиции. 5. Определяем и называем букву, которую будем писать в слове. 6. Записываем слово, поставив ударение и подчеркнув букву безударного гласного. (Проверка по слайду №4.)

Физкультминутка. 3. Первичное обобщение и закрепление знаний. Мотивация учебной деятельности. 3. 1. – Загадываю загадки. Отгадки – слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Ваша задача: правильно написать отгадку с проверочным словом. Проверочное слово записываете первым. Запись в тетрадь первой отгадки с проверочным словом. (Коллективная работа) - Остальные отгадки записывайте самостоятельно. а) Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо) б) Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдёте вы. (Червяк) в) Домовитая хозяйка полетела над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела) д) Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова) е) Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, а широкий в поле. (Река) Работа в парах. Взаимопроверка. Самопроверка по слайду №5. 3. 2. – У вас так же? А что не так? (Другие проверочные слова.) - Какие проверочные слова подобрали вы? - Почему? ( Можно по-разному подбирать проверочные слова: а) изменять форму слова; б) родственные слова.) - Кто проверял, изменяя форму слова? - Как? (по числам, по вопросам) - Кто подбирал родственные слова? Какие? - Сделайте вывод. (Знаем два способа проверки безударного гласного) 3. 3. - И ещё одна загадка: «Неизвестно, где живёт. Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, и не уймёшь». (Ветер) - Что скажете? (Нельзя проверить) - Докажите. (Учащиеся пытаются подобрать родственные слова, формы слова.) - Сделайте вывод. ( Это слово с непроверяемым гласным в корне. Надо обратиться к словарю: слово «ветер» - словарное слово; надо запомнить его написание.) Работа с орфографическим словарём.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму действий проверки безударного гласного в корне слова. 4. 1. - Используя алгоритм, выполним упражнение №145, с.72. – Прочитайте. – К какому литературному жанру относится произведение? (Устное народное творчество, скороговорка.) - Какой согласный звук учит выговаривать эта скороговорка?([р]) - Дайте характеристику этому звуку. – Спишите скороговорку, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень. 4. 2. Работа в парах. Взаимопроверка. – Почему достаточно проверить только два слова? (Другие слова – это формы слов: «трава», «дрова».)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Проблемные задания. Слайд №6. ( З…ма, тр..щат, в…да, м…розы, р…ка.) 5. 1. - Придумайте вопросы и задания к словам. (Вопросы: что общего у слов? Чем различаются слова? На какие группы их можно разделить? Какое слово лишнее? и т.д. ) Ученики отвечают на вопросы. (Задания: вставить пропущенные буквы; - составить предложения, добавив другие слова; - составить текст, используя составленные предложения; - озаглавить текст.) 5. 2. Учащиеся записывают получившийся текст. Расставляют ударения в словах, отмечают буквы безударных гласных в корне.

Зимой. Пришла зима. Трещат морозы. Замёрзла вода в реке.

6. Домашнее задание. Составить ещё 2-3 предложения с проверяемыми безударными гласными в корне слова на тему «Зимой». Запишите их.

7. Рефлексия. – Вспомните, какие цели мы ставили на уроке? - Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? - Что выручало вас на уроке при выполнении заданий? - Что было интересным? Что сложным?