СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык прописная буква 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык прописная буква 3 класс»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта урока

Русского языка,

проведённого в 3 А классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 4 курса группы «А»

Кударовой Руминой Зиямеденовной



Проверили:

__________Маклакова С. В., учитель 3 А класса

__________Анищенко В.В., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок







Астрахань, 2022



УМК «Перспектива»

Учебник: Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. «Русский язык»

Класс: 3 класс

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Тема урока: Прописная буква в именах собственных

Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Планируемые результаты.

Предметные результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; находить границы предложений; безошибочно списывать текст из учебника и с доски;

Метапредметные результаты: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Личностные результаты: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;

Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В., раздаточный материал.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Румина Зиямеденовна.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

организация рабочего места, умение воспринимать речь учителя; настрой на плодотворную и продуктивную работу на уроке.

Актуализация знаний. Минутка чистописания








Словарная работа

- Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

- А для чего нам нужна минутка чистописания?







- Верно. Отступите две строчки от предыдущей работы. Запишите дату и классная работа (не забываем про точки в конце предложения).

-Прочитайте про себя слова, написанные на доске.

Заранее написать на доске: «аллея, класс, русский, бассейн, пассажир».

-Ребята, кто хочет прочитать слова вслух?

-Что общего вы заметили в данных слова?

-Как можно назвать данные слова?

-Что такое словарные слова?





-Как можно определить написание любого словарного слова?

-Правильно, отсюда и название «словарные слова». Написание таких слов следует запоминать наизусть.

-Перепишите слова в свои тетради, поставьте ударения в словах. Не забываем, что первое слово пишем с прописной буквы, потому что это начало предложения.

- Следим за посадкой. Тетрадь расположена под наклоном. Верно прописываем все соединения.

- Кто написал, показывает свою готовность.

- Отлично!

-Ребята, знаете ли вы имена, в которых присутствуют удвоенные согласные?

-С какой буквой мы пишем данные имена?

- Однажды, читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?



- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.

 - Чем ещё различаются слова?

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?

Имя собственное – это собственное, только им принадлежащее имя.


- Какие слова относят к именам собственным?



Учитель записывает имена, которые проговорили дети, они в это время записывают их в тетрадь с новой строчки.

- Следим за посадкой. Тетрадь расположена под наклоном. Верно прописываем все соединения.

- Кто написал, показывает свою готовность.

- Отлично!


-Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем с вами говорить?

-Молодцы!

-Давайте поставим цель нашего урока.

− Чему вы хотите научиться?

− Что новое вы хотите узнать?

-Урок русского языка обычно начинается с минутки чистописания.

- Минутка чистописания нужна для формирования навыка правильного написания букв, соединений в словах, четкого безотрывное письмо.







Читают про себя слова.





Читают вслух слова.

-У них имеются две одинаковые согласные буквы в слове, стоящие рядом.

-Словарными словами.

-Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются правилами русской орфографии. 

-С помощью словаря.





Переписывают слова, ставят ударение в словах.








-Виолетта, Анна, Кирилл, Алла, Римма, Филипп, Жанна, Инесса.


-С прописной.


-Могло, потому что, если шла речь о животном льве, то слово лев пишется со строчной буквой, а если имя Лев, то оно пишется с прописной буквой.


- Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.


-Значением.


- Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы

- Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, название праздников, исторических событий.













-Да, о заглавной букве в именах собственных.



-Закрепить знания о написании заглавной буквы в именах собственных.

Ответы учащихся.

Регулятивные:

определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

высказывание свое мнение и формулирование ответ.

Самоопределение к деятельности

-А сейчас мы поработаем в группах, но перед этим вспомним правила работы в группах. СЛАЙД











-Сейчас каждой группе я раздам карточки. Вам нужно ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ словосочетания и предложения и выбрать строчную или заглавную букву в словах по смыслу.

1)Море (Ч,ч)ёрное

2)Платье (Ч,ч)ёрное

3)Гриб (Р,р)ыжик

4)Пёс (Рр)ыжик

5)Кот (С,с)нежок

6)Первый (С,с)нежок

7) На (З,з)емле лежит ковер из листочков.

8) (З,з)емля- планета солнечной системы.

9)Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка.

10)Лопнул красный (ш,Ш)ар.

11)Бежит собака (ш,Ш)арик.

- Отлично. Приступаем к работе. Затем мы с вами вместе проверим.

- Чья группа выполнила, показывает свою готовность.

Проверка: ответственные команд выходят к доске, читают и отвечают, с прописной или строчной буквой записано каждое слово.

-Какие вы молодцы!

− Какой вывод мы можем сделать?

-Предлагаю вам поработать в парах, но для начала вспомним правила работы в парах. СЛАЙД


На каждой парте лежит листочек, в котором задание: вам нужно прочитать текст, заполнить пропуски, подчеркнуть прописную или строчную букву, в зависимости от значения, подчеркнуть орфограммы и суметь объяснить свой выбор. СЛАЙД


Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк. В з..лотистом костюме (на)арену выходит

(Д, д)рессировщик (Д, д)уров. (С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает на карте (Ч, ч)..рное (М, м)оре.

(М, м)..рская (С, с)винка стреляет из пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.


- Отлично. Приступаем к работе. Затем мы с вами вместе проверим.

- Чья пара выполнила, показывает свою готовность.

Освещают- «е»- проверочное слово свЕт, «ща»-правило «ча,ща» пиши с буквой а.

Цирк- нарицательное существительное

Золотистом- зОлото.

Дрессировщик- нарицательное существительное.

Дуров- фамилия.

Собака- словарное и нарицательное существительное.

Рыжик- кличка животного, «жи-ши» пиши с буквой И.

Чёрное- название моря.

Море- нарицательное существительное.

Морская- заглавная- начало предложения, проверочное слово-мОре.

Свинка- нарицательное существительное.

Пушки-пуШечка.

Зайчишка- нарицательное существительное.

ПРОВЕРКА СЛАЙД.

Играет музыка. Лампы ярко освещают цирк. В золотистом костюме на арену выходит Дуров. Собака Рыжик показывает на карте моря. Морская свинка стреляет из пушки. Серый зайчишка играет на барабане.

-На какое правило больше всего пропущенных орфограмм? 

-Молодцы!

— Послушайте стихотворение.





























— Послушайте стихотворение.

Правила работы в группах:

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие – слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

























Ответы учащихся.

Правила работы в парах:

  1. Работать должны оба на общий результат.

  2. Один говорит, другой слушает.

  3. Если не понял, переспроси.

  4. Свое несогласие высказывай вежливо.




Выполняют работу.


































-Прописная буква в именах собственных.















Познавательные:

проведение звуко-буквенного анализа, деление слов на слоги, структурирование знаний, анализ звуков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.





Работа по теме урока

Работа по учебнику

-Ребята, предлагаю вам записать в тетради предложения под диктовку, но вам нужно дополнить их словами по смыслу.

-Пишем с новой строчки. Не забываем про посадку, наклон тетради.

Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Астрахани). Наша школа находится на улице (третья Рыбацкая). Нашего классного руководителя зовут (Светлана Викторовна).

-Какие слова вы дополняли самостоятельно по смыслу?

-С какой буквой вы писали эти слова?

-Какие молодцы!

ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ.










-Имена собственные.


-Прописной буквой.


Физ.минутка

– Проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, и выйдите из-за парт. Я буду называть слова, если это слово пишется с большой буквы, поднимите руки вверх и потянитесь, если с маленькой буквы – сделайте наклон вперед.

Учитель называет слова: Сережа, ночь, строитель, Гагарин, Маршак, Буратино, корова, кошка, Самара, берег, Енисей, Никита, Алиса, лиса, Патрикеевна, Москва, Александр, парта, доска, Золушка, собака, Екатерина, учитель, море.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные:

умение воспринимать задачу.

Личностные:

адекватная мотивация на выполнение физкультминутки.

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику






















Самостоятельная работа


-Откройте учебник на стр.41, упражнение 58. Прочитайте, что нужно сделать.

-Что изображено на картинке? СЛАЙД.

-Для начала давайте прочитаем текст.


-О чём в данном тексте говорится?

-Давайте выпишем в тетрадь из текста упражнения слова в таком порядке: названия планет, названия континентов.

-С какой буквой мы будем писать названия планет, названия континентов?

-Молодцы, пишем с новой строчки. Не забываем про посадку, наклон тетради. СЛАЙД.

Mеркурий, Венера, 3емля, Mарс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, 3емля.
Евразия, Южная и Северная Aмерика, Австралия, Африка и Антарктида, Россия, Европе, Азии.

-Под текстом мы можем увидеть задание, давайте его прочитаем.

-Как вы думаете, что такое «космический адрес»?



-Вместо номера дома, названия улицы, города и страны нужно подставить все более и более крупные структуры в пространстве.

Выписывайте самостоятельно свой «космический адрес».

Мы живём в Солнечной системе, на планете Земля, на континенте Евразия, в стране Россия.

-Молодцы, пишем с новой строчки. Не забываем про посадку, наклон тетради.

-К какой части речи относят слова - названия планет?


-Предлагаю вам устно заполнить анкету.

У каждого на столе лежит анкета. Заполните ее правильно, отвечая на вопросы.

Работа выполняется индивидуально, то есть каждый сам. Затем мы с вами вместе проверим.

- Кто выполнил, показывает свою готовность.

-Давайте проверим.

-Молодцы!

Читают описание упражнение.

-Солнечная система.

Читают по желанию по предложению.

-О планетах и континентах.



л

-С прописной.



-Пишут названия планет и континентов.





Запишите в тетрадь и запомните свой «космический адрес».

-«Космический адрес» — это место, которое занимает наша планета во Вселенной. 










- К части речи существительное






















Несколько учащихся отвечают, как заполнили данную анкету.

Познавательные:

проведение звуко-буквенного анализа, деление слов на слоги, структурирование знаний, анализ звуков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.

Итог урока. Рефлексия

Ребята, какую тему мы сегодня изучали?

- Ребята, что мы сегодня за тему с вами повторили?

- Ребята, оцените свою работу, опираясь на высказывания на слайде.

- А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

- Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся отвечают.


Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

оценивание своих действий.

Домашнее задание

Учебник стр.42, упр.59.

Вам нужно написать заявление для поступления в клуб «Космонавт».











1)Море (Ч,ч)ёрное

2)Платье (Ч,ч)ёрное

3)Гриб (Р,р)ыжик

4)Пёс (Рр)ыжик

5)Кот (С,с)нежок

6)Первый (С,с)нежок

7) На (З,з)емле лежит ковер из листочков.

8) (З,з)емля- планета солнечной системы.

9)Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка.

10)Лопнул красный (ш,Ш)ар.

11)Бежит собака (ш,Ш)арик.

12)На часах есть (с,С)трелка

13)Сидит собака (сС,)трелка

1)Море (Ч,ч)ёрное

2)Платье (Ч,ч)ёрное

3)Гриб (Р,р)ыжик

4)Пёс (Рр)ыжик

5)Кот (С,с)нежок

6)Первый (С,с)нежок

7) На (З,з)емле лежит ковер из листочков.

8) (З,з)емля- планета солнечной системы.

9)Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка.

10)Лопнул красный (ш,Ш)ар.

11)Бежит собака (ш,Ш)арик.

12)На часах есть (с,С)трелка

13)Сидит собака (сС,)трелка

1)Море (Ч,ч)ёрное

2)Платье (Ч,ч)ёрное

3)Гриб (Р,р)ыжик

4)Пёс (Рр)ыжик

5)Кот (С,с)нежок

6)Первый (С,с)нежок

7) На (З,з)емле лежит ковер из листочков.

8) (З,з)емля- планета солнечной системы.

9)Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка.

10)Лопнул красный (ш,Ш)ар.

11)Бежит собака (ш,Ш)арик.

12)На часах есть (с,С)трелка

13)Сидит собака (сС,)трелка


































Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк.

В з..лотистом костюме (на)арену выходит (Д, д)рессировщик (Д, д)уров.

(С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает на карте (Ч, ч)..рное (М, м)оре.

(М, м)..рская (С, с)винка стреляет из пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.







Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк.

В з..лотистом костюме (на)арену выходит (Д, д)рессировщик (Д, д)уров.

(С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает на карте (Ч, ч)..рное (М, м)оре.

(М, м)..рская (С, с)винка стреляет из пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.













Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк.

В з..лотистом костюме (на)арену выходит (Д, д)рессировщик (Д, д)уров.

(С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает на карте (Ч, ч)..рное (М, м)оре.

(М, м)..рская (С, с)винка стреляет из пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.











Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк.

В з..лотистом костюме (на)арену выходит (Д, д)рессировщик (Д, д)уров.

(С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает на карте (Ч, ч)..рное (М, м)оре.

(М, м)..рская (С, с)винка стреляет из пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.













Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк.

В з..лотистом костюме (на)арену выходит (Д, д)рессировщик (Д, д)уров.

(С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает на карте (Ч, ч)..рное (М, м)оре.

(М, м)..рская (С, с)винка стреляет из пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.