СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Буйская средняя общеобразовательная школа»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 4 класса















Составила: Панькова Т. М.

учитель начальных классов

первой категории









2020



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Русский язык» в 4 классе


Личностные результаты.

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

  • учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

  • учится планировать учебную деятельность на уроке

  • высказывать свою версию, предполагать способ её проверки

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы, инструменты)

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. А также технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию из различных источников (текст, таблица, схема, иллюстрация)

  • Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Умение оформить и донести свою позицию до других в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста

  • Слушать и понимать речь других

  • Выразительно читать и пересказывать текст

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни

  • Средством формирования этих умений служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

  • Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Средством формирования этих умений служит работа в малых группах.


Предметные результаты.

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. определение значения слова, сравнение языковых единиц по форме и по значению.

  • Распознавание частей речи, «сворачивание» толкования в слово, «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели.

  • Объяснение значения слова при помощи однокоренного слова, синонимов.

  • Построение простой классификации.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание программы по русскому языку в 4 классе

Согласно учебному плану в 4 классе начальной школы на изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, 140 часов в год.

В программу включены : НРК -14ч. Диктантов-10; Развитие речи- 22 ч;

Программа составлена в соответствии с УМК (Школа России ):

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Программа по русскому языку– М. Просвещение ,2011

Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учебник «Русский язык.»4 класс Ч.1,2 .М.: Просвещение, 2020

Канакина В.П Рабочая тетрадь.4класс , Ч 1,2. М.: Просвещение, 2019

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Электронное приложение к учебнику М.:Просвещение, 2015.

Ситникова Т.Н. Яценко И.Ф., Васильева Н.Поурочные разработки по русскому языку.4кл - Москва. ВАКО, 2018.


Раздел 1. Повторение (10 часов)

Наша речь и наш язык. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Раздел 2. Предложение (10 часов)

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Связь слов в предложении. Основа предложения, однородные сказуемые и подлежащие, запятые при них. Разбор предложения.

Раздел 3. Слово в языке и речи (15часов)

Лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Состав слова Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков




Раздел 4. Части речи (93 часов)

Тема 1. Имя существительное (36 ч)

Обобщение знаний о частях речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог. Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Тема 2. Имя прилагательное (26 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Тема 3. Местоимение (6ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Тема 4. Глагол (25 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени.


Раздел 5. Повторение (12 часов)

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-вы­разительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существи­тельных-синонимов и др.Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжет­ному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руковод­ством учителя либо без помощи учителя


Тематическое планирование уроков русского языка

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Раздел 1. Повторение

10

1

Стартовая проверочная работа

1

2

Наша речь и наш язык Формулы вежливости

1

3

Текст. Типы текстов. План текста.

1

4

Р.Р Обучающее изложение.

1

5

Анализ изложения Предложение как единица речи.

1

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

7

Диалог. Обращение.

1

8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

9

Словосочетание

1

10

Контрольный диктант №1 по теме «повторение»

1

Раздел 2. Предложение

10

11

Однородные члены предложения.

1

12

НРК Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

14

Р.Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

16

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

17

Р.р. Обучающее изложение

1

18

Анализ изложения .Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

19

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»

1

20

Работа над ошибками

1

Раздел 3. Слово в языке и речи

15

21

НРК Слово и его лексическое значение Синонимы, антонимы, омонимы.

1

22

НРКФразеологизмы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

23-24

НРК Состав слова.

Распознавание значимых частей слова.

2

25

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

26

Правописание гласных и согласных в корнях, удвоенных согласных в слове.

1

27

Правописание приставок и суффиксов.

1

28

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

29

Р.Р. Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева.

1

30

Анализ изложения. Части речи.

1

31

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1

32

НРК Имя числительное. Глагол.

1

33

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

1

34

Р.Р. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

35

Контрольный диктант №3 по теме «Лексическое значение слова»

1

Раздел 4. Части речи

93


Тема 1. Имя существительное

36

36

Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных.

1

37

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных

1

38

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

39

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. Несклоняемые имена существительные

1

40

Контрольное списывание. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания.

1

41

Три склонения имён существительных (общее представление).

1-е склонение имён существительных

1

42

Р.Р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег

1

43

2-е склонение имён существительных

1

44

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения

1

45

3-е склонение имён существительных

1

46

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1

47

Обобщение знаний о типах склонения.

1

48

Р.Р. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова.

1

49

Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Анализ изложения.

1

50

Именительный и винительный падежи

1

51

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

1

52

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

53

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

1

54

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах.

1

55

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

56

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

57

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

1

58

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

59

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных .

1

60

Р.Р. Обучающее сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

1

61

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

1

62

Склонение имён существительных во множественном числе

1

63

Именительный падеж имён существительных множественного числа

1

64

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1

65

Родительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе.

1

66

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном числе.

1

67

Р.Р. обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева.

1

68

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1

69

Контрольный диктант № 5

1

70

Работа над ошибками. Проверочная работа.

1

71

Проект «Говорите правильно»

1

Тема 2. Имя прилагательное

26

72

НРК Имя прилагательное как часть речи

1

73

НРК Род и число имён прилагательных. Р.Р. Составление текста-описания на тему «Любимая игрушка»

1

74

Склонение имён прилагательных.

1

75

Р.Р. Сочинение «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

1

76

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

77

Именительный падеж имён прилагательных.

1

78

Родительный падеж имён прилагательных.

1

79

Дательный падеж имён прилагательных.

1

80

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных.

1

81

Творительный и предложный падежи имён прилагательных.

1

82

НРК Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

83

Склонение имен прилагательных женского рода

1

84

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

85

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

86

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

87

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Р.Р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого.

1

88

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в ед. числе»

1

89

Контрольное списывание

1

90

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

91

Р.Р. Сочинение - отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

1

92

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

93

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

94

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

95

Р.Р. Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева.

1

96

НРК Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Р.Р. Сочинение- отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

97

Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное»

1

Тема 3. Местоимение

6

98

Местоимение как часть речи. Личные местоимения

1

99

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

100

НРК Правописание местоимений с предлогами.

1

101

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам.

1

102

Р.Р. Обучающее изложение по тексту В. Железникова. Обобщение знаний по теме «Местоимение».

1

103

Контрольный диктант № 8 по теме «Местоимение»

1

Тема 4. Глагол

25

104

Роль глаголов в языке

1

105

Изменение глаголов по временам

1

106

Неопределённая форма глагола

1

107

Упражнение в образовании форм глаголов

1

108

Изменение глаголов по временам

1

109

Р.Р. Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова.

1

110

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

1

111

Лицо и число глаголов.

1

112

2-е лицо единственного числа глаголов в настоящем и будущем времени.

1

113

Р.Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

114

Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени

1

115

Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени

1

116

НРК Проект «Пословицы и поговорки»

1

117-118

Правописание безударных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения в настоящем и в будущем времени

2

119

Возвратные глаголы

1

120

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

1

121

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

122

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

123

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

124

Р.Р. Обучающее изложение по тексту Дж. Родари.

1

125

Обобщение изученного по теме «Глагол»

1

126

Обобщение изученного. Проверь себя.

1

127

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

1

128

Работа над ошибками.

1

Раздел 4. Повторение

12

129

НРК Язык. Речь. Текст

1

130

Предложение и словосочетание

1

131

НРК Лексическое значение слова

1

132

Р.Р. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины Н.И. Шишкина «Рожь»

1

133

Состав слова

1

134

Части речи

1

135

Р.Р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

136

Анализ изложения. Части речи.

1

137

Итоговый контрольный диктант

1

138

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

139

Звуки и буквы

1

140

Повторение

1

Всего: 140 часов.


Лист изменений в тематическом планировании

записи

Дата

Изменения, внесенные в ТП

причина




































КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



ДИКТАНТЫ


Контрольный диктант №1


Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают ее поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взял одну ягодку, а вытянул длинную зеленую ниточку с клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растет, бывает, превратилась.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении обозначить грамматическую основу

  2. Выписать из текста слова с противоположным значением



Контрольный диктант №2

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в войну не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пес Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пес несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увел.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась

По Н.Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматические задания

  1. Выписать из предложения словосочетание.

Огромный пес несся прямо на девочку.

  1. Сделать звуко-буквенный разбор слова вдруг

  2. Выписать из текста предложение, соответствующие схеме: O, O и O.



Контрольный диктант №3

Осенняя прогулка

Группа школьников осенью ходила в Заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели березки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растет пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки.

Из земли бьет чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костер на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня.

Сережа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.



Грамматические задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

I вариант: 3-е предложение.

II вариант: 6-е предложение.

2. Выписать из текста по 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, с парной согласной в корне.

Задание 3.

Разобрать слова по составу.

I вариант: осенняя, прогулка.

II вариант: пушистый, елочки.

Задание 4.

Составить слова с данными частями слов.



Контрольный диктант №4

Поездка к дедушке

Летом к дедушке Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахани. Мальчик ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по широкой реке Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушки утопает в яркой зелени. Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными ягодками. Миша с дедушкой часто заходили в самую глубь леса. Яркий луч солнца редко проникал туда. На лесной полянке краснели ягодки земляники. Вокруг слышалось пение разноголосых птиц. Белочка шустро прыгала с ветки на ветку. Дедушка рассказывал внуку об интересной жизни птиц и зверей. Миша с большим интересом слушал его.

Слова для справок: Астрахани, пристани, утопает

Грамматическое задание

I вариант.

1. Сделать полный разбор предложения.

На лесной полянке краснели ягодки земляники.

2. Разобрать слова по составу.

Небольшой, железной, опишет, приехал, краснели.

3. Выполнить морфологический разбор имени существительного: (на) лошади.

4. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного.

По железной.



II вариант.

1. Сделать полный разбор предложения.

Дача дедушки стоит на краю деревни.

2. Разобрать слова по составу.

Неяркий, холодной, запишет, заехал, белели.

3. Выполнить морфологический разбор имени существительного: (в) зелени.

4. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного.

По широкой






Контрольный диктант №5

Лес

Лес - это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнездах, просторных берлогах поселились лесные обитатели. Жители лесов- звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц- несут своим птенцам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники - лесные санитары.

Леса- наше богатство. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями.


Слова для справок: снуют, меж, богатство, берегите.

Грамматическое задание:

  1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имен существительных.

  2. Разобрать существительное вредителей как часть речи.

  3. Списать 2 предложение. Выделить главные и второстепенные члены.



Контрольный диктант №6

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Все вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пестрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Слова для справок: мелькнула

Грамматическое задание:

  1. Выписать три словосочетания « прил+ сущ». Выделить окончания и указать падежи имен прилагательных.

  2. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

На …. Небе загорелись…..звезды.



Контрольный диктант №7

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в березовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я ее слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть ее оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она- от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в кусты орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. Вдруг неподалеку послышался ее крик. Она кукует уже совсем близко.

Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у нее длинный, сама серая, грудка в темных пестринках. Птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая - кукушка!

Слова для справок: непросто, кукукнул, неподалеку

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

  2. Распределить слова по группам и записать в два столбика:

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у , тебе.


Контрольный диктант №8

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что малыш убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак. Ее грызла беспощадная совесть.

Слова для справок: оказалось, беспощадная

Грамматические задания

1. выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределенную форму

Пришла, идет, посмотрит


Контрольный диктант №9

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматические задания

  1. Седьмое предложение разберите по членам.

  2. Разберите по составу слова: засветило, утренний, берёзки.

  3. Определите время, род, число глаголов побежал, принесу.


Итоговый Контрольный диктант №10

Подземная охота

Трюфели – удивительные грибы. Они растут под землей. Как же найти их? Бывалый охотник за трюфелями берет с собой поросенка или собаку. Настоящая охотничья собака не подойдет. В чаще часто мелькает дичь. Дичь заставляет такую собаку сразу позабыть о грибах. Годятся для грибной охоты пудели, болонки, дворняжки. Разыскивать трюфели могут даже коровы. Животные разрывают лесную подстилку и откусывают часть вкусного гриба. В России эти грибы часто называют коровьим хлебом. В прошлом веке под Москвой для сбора трюфелей использовали даже ручных медведей! В древнем Риме эти грибы называли пищей богов. Таинственный, редчайший гриб! И где? У нас в Подмосковье!

Слова для справок: поросенка, разыскивать

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта предложение с однородными подлежащими. Разобрать это предложение по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.

2. Разобрать по составу слова.

Грибной, подстилку, разрывают.

3. Объяснить, почему трюфели называют коровьим хлебом




ТЕКСТЫ ДЛЯ СПИСЫВАНИЯ


Друзья для животных.

В октябре Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.

Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке. Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.


На даче.

Каждый вечер вся наша семья усаживалась на крыльце. Мы тихо вели беседу. Иногда мама напевала чудную песенку. Постепенно становилось всё темнее и темнее. На небе появилась бледная луна, а затем и звёзды. Луна становилась всё ярче и ярче. Жёлтый свет спокойно лился на садовую дорожку.

Вдруг все замерли. На лунной дорожке появился один гость, потом другой, третий. Первый был самый глупый, неопытный. Он быстро бежал к кошкиной миске с молоком. Скоро раздалось сладкое причмокивание. Большие ежи на минуту остановились и решили обойти стороной наше крыльцо. Так безопаснее. Мы были рады ночным гостям и с любовью наблюдали за их путешествием по дачному участку. Было тихо, прохладно, но мило и спокойно. 


На реке.

Брат пригласил меня и маму покататься на лодке по тихой речушке. Мы удобно устроились. Я крепко вцепился в бортик лодки. Брат тихо насвистывал песенку и ловко работал вёслами. Мама широко открытыми глазами смотрела на проплывающие берега, на белые кувшинки и жёлтые лилии. Моё внимание привлекла большая щука. Она стрелой мчалась к стае мальков и врезалась к ним в самую середину. Маленькие рыбки бросались врассыпную. Напуганные хищницей малышки блёстками выпрыгивали из воды и плюхались в чистую прозрачную воду. Насытившись, щука гордо вильнула хвостом и ушла в тёмные водоросли.

А мы плыли и наслаждались чудной русской природой. Вдыхали полной грудью свежий речной воздух и отдыхал


По грибы.

После долгой засухи и жары пошли сильные проливные дожди. Земля напиталась влагой и полезли грибы.

Дружно выскочили рыженькие лисички. Радужным веером рассыпались по поляне разноцветные сыроежки. Важно прошагал по поляне подосиновик. За ним растерялась вся его многодетная семья. Скромно выглянул из-под берёзки подберёзовик. На высоком пригорке важно расположился мухомор. За всем приглядеть надо! А под тяжёлыми ёловыми лапками тихо дремлет боровик. Он важен и горд. У него много дел. Ему нужно вырастить кучу сынков-крепышей. Кому посчастливится заглянуть в укромное местечко – с полной корзиной вернётся домой.

Но сейчас их время. И они скромно, но пышно украшают лес.


Туман.

Июль. Раннее утро. Мы бежим на электричку. Люди спешат в город на работу. Дорога шла лесом. Вот кончился сосновый лес и мы остановились. Перед нами раскинулось широкое молочное поле. Дорога пропала, растворилась в белой пелене. Белый ночной туман спустился в лощину. В двух шагах ничего не видно. Рожь колышется и кажется, что туман живой. Кусты по обочине дороги завёрнуты в мягкие пушистые конвертики. Их тёмные головки видны сверху. Под тяжёлой росой они склонили их к земле.

Но вот небо порозовело. Выкатился огромный огненный шар солнца. Не прошло и получаса, как туман стал отступать. Солнышко быстро взялось за работу. Оно просушило рожь, цветы, траву и дорожки. День обещал быть хорошим. Лето в разгаре!


Улетают журавли.

В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.

Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весной!



ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Фамилия, имя ______________________________________________________

Класс ______________

1. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведи номер ответа.

1) часы, филин, искра, льдины;

2) яма, ветер, цифра, йогурт;

3) химия, щеток, экран, бублик;

4) мячик, эскимо, живот, яхта.

2. Прочитай слова: ягода, иней, жильё, подъезд, каюта, зайчик.

Во всех этих словах есть один и тот же звук. Запиши какой: ___________

3. Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.

□ дорога;          □ ураган;              □ кошка;

□ щавель;          □ боец;           □ злой.

4. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Покажи этот порядок цифрами от 1 до 5.

□ зяблик;

□ танец;

□ идея;

□ золото;

□ победа.

5. В каком трёхсложном слове ударный слог второй?

1) малиновка;        3) воробей;

2) синица;        4) курица.

6. Какое слово НЕЛЬЗЯ разделить для переноса?

1) Англия;

2) Азия;

3) аллея;

4) армия.

7. В каких строках все слова однокоренные?

1) звук, звучный, отзвучали;

2) повар, варить, варежка;

3) горе, горевать, горный;

4) белый, белизна, побелить.

8. В какой строчке указаны синонимы?

1) огорчение, радость

2) гнев, злость;

3) нос, насморк;

4) губы, улыбка.

9. Найди слово, в котором есть приставка по-. Обведи номер ответа.

1) поляна;        3) повар;

2) погода;        4) почтовый.

10. Какие ещё части слова, кроме корня, есть в слове поясок? Обведи номер ответа:

1) суффикс и окончание;

2) приставка и окончание;

3) приставка, суффикс и окончание;

4) других частей слова нет.

Приведи 2 примера слов с таким же составом слова, как и в слове поясок.

Ответ: ___________________________________________________________

11. Прочитай слова:

травка, больной, сказка, устный, гористый, местный, властный, мясной, книжка.

Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам.

Дополни таблицу: запиши по одному  своему примеру в каждый столбик.

Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»







12. Из данного ниже предложения запиши в каждый столбик таблицы по 2 примера из указанных частей речи. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.

   Ранним утром солнце в лесу не сразу увидишь, только по огненным пятнам догадаешься, что оно спряталось за большим деревом и бросает оттуда  в тёмный лес утренние косые лучи.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

1.

1.

1.

2.

2.

2.


13. Какое имя прилагательное может употребляться как имя существительное?

1) минутная

2) часовой

3) школьное

4) верблюжья

14. Укажи побудительные предложения.

1) Беги скорее!

2) Когда ты закончишь работу?

3) На горизонте алеет закат.

4) Прочитай сегодня этот рассказ.

15. Дано предложение:

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

Обведи номер ответа, в котором указана грамматическая основа этого предложения.

1) гнездо строит        3) грач чёрный

2) грач строит        4) на берёзе строит

16. Запиши цифрой, сколько предложений в этом тексте.

   Наступила осень дни становятся короче деревья стоят разноцветные часто идёт дождь птицы готовятся к отлёту в тёплые края.

Ответ: ____________

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Бабочки и цветы

Кто не любит цветов? Они такие красивые! Вот нежные незабудки, голубой колокольчик. А вот молодой одуванчик, похожий на золотое солнце. Львиный зев похож на пасть свирепого зверя, но совсем нестрашный.

Часто бывает, что цветы притворяются бабочками, а бабочки – цветами. У каждой бабочки спереди есть тонкая трубочка-хоботок. Он не толще волоска. Когда бабочка летит, она сворачивает хоботок, как пружинку. А когда опускается на цветок, вытягивает его и пьёт сладкий нектар.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!