Знакомство с притчей. Притча о добре и зле. (слайд № 1) -О чём говорится в притче? Добро и зло с далёких пор Ведут свой давний спор. Кто наяву, а не во сне Сильнее на земле. -Как вы понимаете смысл этой притчи? -А где ещё вы встречали спор добра и зла?(в сказках, в литературном чтении, в жизни) -Как вы думаете кто же всё-таки сильнее на земле? (добро) -Правильно, добро всегда побеждает. -А нам с вами нужно быть добрыми? К кому мы должны относиться с добротой? (к людям, животным, к природе). -Назовите основу 1-го предложения. -Найдите в 1-м предложении и выпишите подлежащее (добро и зло) -Найдите во 2-м предложении и выпишите обстоятельства (наяву и во сне) -Чем похожи пары слов? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одними членами предложения) -Чем различаются слова в каждой паре? ( значением) -Как в русском языке называют слова с противоположным значением? (антонимы) -А теперь послушайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой (слайд № 2) -Как называются слова близкие по значению? (синонимы) -Послушайте, как звучало бы это стихотворение, если бы автор не использовал синонимы, а взял один глагол «стынет» (слайд № 3) - Зачем автор использовал столько синонимов в стихотворении ? (чтобы более точно выразить свои мысли, чтобы не было повтора) -Какова тема нашего урока? («Синонимы и антонимы. Выбор точного слова») -Правильно, сегодня мы поговорим о синонимах и антонимах. -Какова цель урока? (вспомнить что такое синонимы и антонимы; обобщить знания о синонимах и антонимах) -А для чего нужны в русском языке синонимы и антонимы? (чтобы выражать мысль более точно и правильно, обогащать наш словарный запас) -Ответим на этот вопрос в конце урока. -Какие слова в русском языке называют синонимами? -Какие слова называются антонимами? -Я предлагаю вам выполнить упражнение 562 в тпо. Выполнение упр 562 (Двое уч-ся выходят к доске, один- записывает синонимы, второй- антоним Синонимы: далёкий, дальний (им прил) Думать, размышлять (глагол), печально, грустно(наречие), маленький, крошечный(им прил). Антонимы: близко-далеко(наречие), белеть- чернеть(глагол), весёлый- грустный(им прил), большой- маленький(им прил). Посмотрите, правильно, ребята выполнили задание? Вы согласны? -А теперь давайте отдохнём. А физминутка у нас сегодня необычная, она связана с темой урока. -Посмотрим, как вы умеете различать синонимы от антонимов. Физминутка -Если я называю синонимы- вы хлопаете в ладоши, если называю антонимы- вы шагаете. (хлопают) (шагают) Идти- шагать, весёлый – радостный, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить, белый-чёрный, , прыгать- скакать, быстро-стремительно друг- враг, жёсткий- мягкий, низко- высоко Физминутка для глаз Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят. Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы. К ним ладошки приложили. 1, 2, 3, 4, 5 Можно глазки открывать. Работа в парах по карточкам -Богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. Вставьте в пословицы пропущенные слова и соотнести начало и конец пословицы. Найдите в пословицах синонимы или антонимы. -Это задание творческое, оно поможет вам развивать вашу речь. -Вставьте в пословицы пропущенные слова и соотнесите начало и конец пословицы. Карточка 1 Человек от лени болеет, а дома лучше. Рука одного….., разрушает. В гостях …., а от …… здоровеет. Мир строит, а ….. а знания поборют тысячи. Слова для справок: победить, хорошо, труд, война. Карточка 2 Лучше горькая правда, а дома лучше. Больше знай , им праздник и в понедельник. Лодырь и ……. - да ……. болтай. В гостях……, чем сладкая…… Слова для справок: ложь, хорошо, бездельник, меньше. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием. -А какие умения вы закрепили, выполняя это задание? (умение работать в паре) (один уч-ся у доски подбирает антонимы и синонимы к словам) К прилагательным 1-го столбика подбери синонимы, к прилагательным 2-го- антонимы Холодная зима-… ранний час-… Влажная одежда-… лживый человек-… Верный ответ- солнечный день-… -Вы согласны с…? -Какое умение ты развивал, работая над этим заданием ? (самостоятельность) Задание (слайд № 4) - На месте выделенных слов, вставьте подходящие слова – антонимы. Я был ленивым учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. И грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда печалилась, когда видела мой дневник. -А теперь, посмотрите, какой текст у вас получился. (слайд № 5) -Нравится вам этот ученик? -А какими учениками вы должны быть? (Учитель читает стихотворение, уч-ся дополняют антонимами) И нам с тобой пришел черед, Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь …. НИЗКО. Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь …. БЛИЗКО. Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь …ПОЛ. Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты …. НАШЕЛ. Скажу вам слово ТРУС, Ответите вы …. ХРАБРЕЦ. Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну, отвечай …КОНЕЦ. |