1 3 5 1 3 Работа в учебнике. 1. Упр. 173 – совершенствуется умение составлять предложения со словами, включающими орфограммы-буквы разделительного ъ и ь. Устно ученики называют орфограммы, вставляют карандашом пропущенные буквы. – Объявляется конкурс на самое интересное предложение. Ученики составляют предложения, записывают их, затем зачитывают. Определяется лучшее предложение. 2. Письмо под диктовку учителя. Нет счастья вне Родины (И. Тургенев). Зари багряной полоса объемлет ярко небеса (А. Пушкин). Леса в Мещоре разбойничьи, глухие (К. Паустовский). Проверка после записи: – Назовите слова, в которых есть следующие орфограммы: а) проверяемая буква безударного гласного в корне; б) разделительный ь; в) разделительный ъ. 3. Свободный диктант. Упр. 174. 1) Подготовительная работа. а) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название текста. Посмотрите на картинку в учебнике. Как вы думаете, о чём будет текст? (Версии учеников.) б) Чтение текста. Беседа по содержанию: – О чём текст? Подтвердились ли ваши предположения? Сколько значений у слова вьюн? (2.) – Почему так назвали рыбку? – На что она похожа? – А почему так назвали цветок? (Цепляется за какую-то опору, как бы обвивает её.) – Сколько в тексте частей? в) Чтение 1-го абзаца. – Сколько в нём предложений? – О чём этот абзац? (О том, что такое вьюн.) – Понятно ли только по этому абзацу, о чём пойдёт речь дальше? г) Чтение 2-го абзаца. – Какая информация содержится в нём? (О рыбке вьюн, почему она получила такое название.) – Сколько в нём предложений? – В каком предложении содержится самая важная информация? (2.) – В чём сходство змеи и рыбки вьюн? (У них тонкое, гибкое тело.) – Какая ещё рыба похожа на змею? (Угорь.) 2) Орфографическая подготовка. а) – Найдите слова с орфограммой, названной в начале урока. Объясните написание. – Какие ещё орфограммы есть в тексте? б) Назовите словарное слово (потому что). – Из скольких частей оно состоит? (Из двух.) – Запишите это слово и подчеркните пробел между частями слова. Поставьте ниже цифру 1. Обратите внимание: с какой буквы начинается 2-я часть слова? (ч.) – А что слышится на её месте? (ш.) Назовите ещё слова, в которых так происходит. (Что, чтобы.) Подчеркните эту букву и поставьте ниже цифру 2. – Какие буквы ещё нужно запомнить? (Буквы двух безударных гласных о.) Подчеркните их. Как легче запомнить? (Подобрать какую-нибудь рифму: потому что – три о) Поставьте ниже две цифры 3. – Сколько же получилось трудных мест в слове? – Обратите внимание, как используется слово в предложении. Оно помогает объяснить причину, понять что-то важное. Перед этим словом нужно всегда ставить запятую. Поставьте перед ним запятую и поставьте цифру 4. Составьте самое короткое предложение с этим словом. Запись на доске с комментарием. 3) Запись текста. Учитель читает по абзацам (либо сразу 2 абзаца). А ученики должны записать то, что запомнили. 4) Самопроверка (без помощи учебника). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |