Мотивация Инсценирование (1 ученик в роли дозорного, учитель читает текст): Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего, в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!» - Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком?
| Через игровую ситуацию и на основе уже полученных знаний, формулируют тему и цели урока. | Планируют путь достижения цели, ставят познавате-льные задачи. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, отвечают на вопросы, делают выводы. | Учатся строить высказывания, обосновывать свою точку зрения. | Принимают решения и осуществля-ют выбор в познавательной деятельности. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установ-кой, высказывать мнения по существу полученного задания. |
Рассказ учителя: - Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда. Организация работы с картой. - Какие территории вошли в состав Золотой Орды и как называлась столица? (земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, часть Средней Азии).
- Русь не просто потерпела урон в противоборстве с татаро – монголами, но стала завоёванной территорией, частью Золотоордынской империи. Русь стала одной из частей громадной империи ханов. «Во всём мире не может быть земли, приятней этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих» - эти слова один из самых древних персидских авторов Джузджани приписывал старшему сыну Чингисхана – Джучи, которому в качестве улуса были назначены эти земли. - На границах с Золотой Ордой находились земли Древнерусского государства. В каких отношениях они находились с монголо-татарами? На Руси устанавливается монголо-татарское иго. Какие формы зависимости Руси от Золотой Орды существовали? Учебная задача: Работая в 4 группах, выяснить, какие были экономические, политические, социальные, культурные последствия ордынского владычества. Чтобы их выявить, обратимся к источникам - к летописям, а также вы можете воспользоваться материалами учебника параграфа 20. Отрывки из летописей у вас лежат на партах. По ходу выполнения задания, заполняете таблицу. Выводы об экономических последствиях заносятся в таблицу. (экономические последствия делаются совместно с классом в качестве примера, политические, социальные и культурные по вариантам самостоятельно).
| Работа по карте в парах: находят и показывают территории, вошедшие в состав империи. Отвечают на вопросы учителя. Работа в парах: друг другу дают определение термину «Золотая Орда». Работа в парах: друг другу дают определение термину «монголо-татарское иго». Устанавливают причин-но-следствен-ные связи, классифицируют материал по заданному основанию, заполняют таблицу. | Развивают умение искать, анализировать и сопоставлять информа-цию. Развивают умение искать, анализиро-вать, сопоставлять и представлять информа-цию. Овладева-ют смысловым чтением. | Излагают свое мнение, понимают позицию другого. Работают в группе, понимают позицию другого, выдвигают версии. | Слушают собесед-ника, осознанно используют речевые средства. Находят общее решение, формулируют и аргументирует свое мнение. | Выдвигают версии, принимают решения. Выдвигают версии, принимают решения. | Уметь оценивать правильность выполненного задания. Уметь оценивать правильность выполненного задания. |
Организация по оформлению таблицы и выступлению групп. Прослушивание выступлений и коррекция итогов. Подведение итогов урока: На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания. - Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси или остановило его совсем? | Представля-ют получен-ную информацию в таблице на местах, один человек от группы выходит к доске и показывает результат на доске в виде кластера. | Развивают умение представлять информацию в разных формах, овладевают базовыми историческими знаниями. | Создают устное выступле-ние, используя речевые средства, задают вопросы. | Строят монологическое высказывание, делают выводы. | Распределя-ют роли, выбирают способ действия, оценивают результат работы групп. | Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Предлагает листы рефлексии. | Заполняют листы рефлексии. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Подводят итоги совместной и индивидуа-льной деятельнос-ти. | | Осуществляют самоконтро-ль процесса выполнения заданий и работы в группе. | Адекватно осуществлять самооценку. |
Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: 1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце 20 параграфа, изучить опорный конспект, составленный на уроке. 2 уровень (повышенный) – попробуйте от имени князей Даниила Галицкого, Андрея Ярославича, Александра Невского объяснить их разную политику в отношении Орды и ее правителей. | Самостояте-льно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. | Осуществ-ляют актуализацию получен-ных знаний в соответствии с уровнем усвоения. | | | Определяют проблему деятельности и ее планирование | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с выбранным заданием. |