Богородицкая муниципальная средняя общеобразовательная школа Смоленского района Смоленской области
Учитель русского языка и литературы
Магер Марина Михайловна
2019-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание русского языка в средней школе ориентировано на изучение его как системы, формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, повышение речевой культуры, выработку прочных орфографических и пунктуационных навыков.
Однако результаты обучения русскому языку в школе нельзя признать удовлетворительными. Проблема снижения уровня грамотности выпускников стала настолько острой, что в Федеральной целевой программе «Русский язык» (1993 г.) названа общегосударственной. Значителен разрыв между уровнем знаний, практических умений и навыков школьников и требованиями вступительных экзаменов в вузы.
Практика свидетельствует, что в 10 — 11 классах значительно снижается грамотность письменной речи учащихся. Причинами частичной утраты навыка правописания являются: нетвёрдое знание правил, неумение применять их, но главное — отсутствие системы знаний, эффективной в практическом применении.
Предлагаемое тематическое и поурочное планирование по русскому языку в 10 — 11 классах разработано в 1993 году с учётом потребности в повышении грамотности устной и письменной речи выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Реализации программы способствуют методические рекомендации для учителей «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 10 класс» и «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 11 класс». В качестве учебника избрано «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» (М.: Просвещение) В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, которое является стабильным учебником (выдержало более 40 изданий) и содержит материал, необходимый для организации самостоятельной работы учащихся. Этой книгой обеспечены все школьные библиотеки.
Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью учащимся старших классов предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания, анализировать их, исходя из представления об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах, где каждый элемент (орфограмма, пунктограмма, правило, принцип выбора написания и др.) находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ему место.
Программа дает представление о том, как можно распределить материал по темам, какую последовательность изучения избрать, чтобы в результате работы у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности логичности (несмотря на наличие некоторых нарушений орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе проще сформировать умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает школьникам задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы, в содержании материала, предлагаемого для изучения. Кроме того, уделяется внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Тематические блоки, отражающие звукобуквенные написания
Правописание гласных в корнях слов (2 часа)
Универсальное правило проверки безударных гласных ударением, его использование для правописания корней (посветить – посвятить, увидать – увядать, развеваться - развиваться).
Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая, лексическая группы.
Буквы о, е (ё) после шипящих и ц в корнях и других частях слова. Единые правила правописания о, е в суффиксах и окончаниях именных частей речи. Написание суффикса -ёр-. Буква ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований.
Буквы о – е, ы – и после ц в корнях и других частях слова. Отражение фонетических изменений в написании суффикса (сестрицын, куницын) и окончаний имён существительных и прилагательных (улицы, колодцы, смуглолицый, куцый). Правописание заимствованных слов, оканчивающихся на - ция (нация, авиация, революция).
Умение определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова путём осознания состава. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарями.
Правописание согласных в корнях слов (1 час)
Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных. Закрепление навыков проверки. Изменения в правописании под влиянием произношения (свадьба – сватать, диагноз - диагностика) и в результате чередования согласных (доска — дощатый, воск — вощёный, сладкий — слаще, густой — гуще, но - резче, несчастный).
Правописание непроверяемых согласных (ресницы, кафтан) и слов, правописание которых объясняется этимологией (яства, ровесник, сверстник).
Правописание двойных согласных в русских словах на стыке морфем. Редкие случаи удвоения согласных в корнях русских слов (жж, сс).
Удвоение согласных в корнях заимствованных слов, сохранение удвоенных согласных перед русским суффиксом (классный, программный, группка). Слова-исключения (колонка, антенка, кристальный, финка, оперетка, тонна — трёхтонка, будёновка).
Умение подбирать проверочные слова, употреблять слова в прямом и переносном значении. Умение понимать новые слова путём осознания их состава. Умение пользоваться толковым словарём иностранных слов.
Правописание окончаний разных частей речи (2 часа)
Система падежных окончаний имён существительных в русском языке. Принадлежность однокоренных слов к разным типам склонения (ёлка — ель, площадка — площадь). Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие. Разносклоняемые существительные.
Система спряжений глаголов. Роль категории наклонения и вида для правописания личных окончаний или суффиксов (прыгнете — прыгните, крикнете — крикните, решать — решить, встречать — встретить).
Совершенствование навыка правописания падежных окончаний прилагательных и причастий: определение падежного окончания по вопросу, заданному от главного слова.
Падежные окончания сложных и составных числительных. Совершенствование навыка употребления числительных в речи. Совершенствование навыков образования, произношения и правописания склоняемых и спрягаемых частей речи. Культура речи: нулевое окончание и -ов в форме родительного падежа множественного числа существительных, выбор правильного варианта падежного окончания.
Правописание приставок (1 час)
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок. Слитное написание приставок: неизменяемые гласные и согласные в приставках за-, на-, над-, по-, про-, под-, о-, от- и др.; фонетические различия в приставках раз(с) — роз(с); правописание приставок на з, с; приставки пре-, при-.
Иноязычные слова с пре-, при- (привилегия, престиж, президиум и др.).
Буквы и, ы после русских и иноязычных приставок.
Значение иноязычных словообразовательных элементов гипер-, де-, дез-, дне-, интер-, кон-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-. Правописание сложных слов (мединститут, спортинвентарь).
Дефисное написание приставок по-, в-(во-) в наречиях. Раздельное написание приставок.
Совершенствование навыка написания приставок перед глухими и звонкими согласными.
Умение определять лексическое значение слова для выбора приставки пре-, при- (приходящий поезд — преходящий успех, приложить — непреложный, применить — непременный). Умение пользоваться в речи словами и словосочетаниями делового, научного стиля (непреложный закон, пресловутая проблема, превалировать и др.). Умение пользоваться толковым словарём иностранных слов.
Правописание суффиксов различных частей речи (1 час)
Суффиксы некоторых частей речи, вызывающие затруднения в правописании: суффиксы -ечк-, -ичк-, -еств-, -ев-, -ив-, -лив-, -чив- существительных и прилагательных, отработка навыка проверки суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- глаголов; правописание -о, -а на конце наречий (набело — добела, начисто - дочиста) и др.
Единый способ образования глагольных форм прошедшего времени от инфинитива (обидеть — обидел — обидевший — обидев, почуять — почуял — почуявший — почуяв). Зависимость гласной в суффиксах причастий настоящего времени от спряжения глаголов (видеть — видимый — видящий, читать — читаемый — читающий).
Гласные а(я), е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (замешать — замешанный, замесить — замешенный, выкачать — выкачанный, выкатить — выкаченный).
Совершенствование навыков образования, произношения и правописания существительных, прилагательных, глаголов; умение согласовывать данные части речи. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим.
Умение пользоваться словообразовательным словарём.
Правописание н, нн в суффиксах различных частей речи (2 часа)
Сопоставление правил правописания н и нн в суффиксах имён прилагательных и отглагольных образований (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных от них существительных и наречий (ветреный — ветреность — ветрено; воспитать -— воспитанный — воспитанник — воспитанно; путать — путаный — путаница — путано).
Правописание кратких форм прилагательных, причастий. Правописа-ние кратких форм прилагательных, образованных от причастий неморфоло-гическим способом (взволновано штормом — лицо взволнованно).
Словарь первообразных прилагательных (синий, юный, зелёный к др.).
Умение определять морфемный состав слова для правильного написания (свежезамороженный — свежемороженый, златокованый, старинный, овчинный).
Умение определять морфологическую принадлежность слов для правописания (смоляной — смолёный — просмоленный; масляный — масленый — замасленный; названый брат — названный по имени; приданое невесты — приданный),
Умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные (правленый — исправленный — правленный мною).
Употребление ь для обозначения мягкости согласных (1 час)
Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных (угол — уголь, стал — сталь).
Правописание формы родительного падежа множественного числа имён существительных (-ен, -нь: башен, пашен, но: барышень, боярышень, деревень).
Мягкий знак в середине слова перед буквами к, б, м, г (просьба, борьба). Обозначение мягкости согласного другими способами.
Мягкий знак па конце и в середине количественных числительных (пятьсот, девятьсот).
Мягкий знак для обозначения [л'] (больной, сельдь, льстить).
Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с твёрдыми и мягкими согласными. Умение пользоваться орфоэпическим словарём.
Употребление разделительных ь и ь (1 час)
Функциональное сходство роли ъ и ь как разделительных.
Место разделительного ъ.
Совершенствование навыка определения русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную. Употребление в первой части слова числительных двух-, трёх-, четырех-.
Разделительный ь в русских и заимствованных словах (воробьи, павильон).
Сложносокращённые слова (иняз, детясли).
Расширение лексического запаса слов с ъ и ь (адъютант, адъюнкт, конъюнктура и др.).
Умение определять необходимость разделительных ъ и ь в словах (сузить, сагитировать, съехать, вьюга, въявь).
Правописание ь на конце слов после шипящих (1 час)
Систематизация сведений о частях речи. Написание ь после шипящих на конце слов:
— имена существительные — только в III склонении;
— имена прилагательные — не пишется в краткой форме;
— глаголы — всегда пишется после шипящих;
— наречие — ь на конце всех наречий, кроме уж, замуж,невтерпёж;
— частицы — ь на конце всех частиц.
Умение определять морфологическую принадлежность слов, словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи. Умение правильно произносить слова с шипящими согласными на конце.
II. Тематические блоки, обобщающие слитно-дефисно-раздельные написания
Частицы не, ни с различными частями речи (2 часа)
Приставки не-, ни- и частицы не, ни.
Однотипность правописания не с глаголами и деепричастиями; с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е).
Не с причастиями: сочетание правил написания не с прилагательными и глаголами.
Не-, ни- с отрицательными и неопределёнными местоимениями и отрицательными наречиями.
Раздельное написание не, ни с местоимениями при появлении предлога.
Краткие прилагательные и краткие причастия с не.
Противопоставление в сопоставление членов предложения, различие роли противительных союзов (недорогая, но удобная мебель; не дорогая, а дешёвая мебель).
Частица не и глаголы с приставкой до-, приставка недо- (не досмотреть — недосмотреть; не досчитать — недосчитаться; не договорить — недоговаривать).
Различение частиц не и ни (кто не бывал — кто ни бывал, не один — на один и др.).
Умение определять часть речи, роль не, ни — приставки или частицы.
Правописание предлогов (1 час)
Дефисное написание сложных предлогов из-за, из-под, по-над.
Неморфологический способ образований частей речи, в том числе предлогов.
Слитное написание производных предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий: ввиду, вследствие, вроде, наподобие, насчёт, вместо, наряду, сверх, вблизи, внизу, наверху, навстречу, посредине, сбоку, невзирая на, несмотря на.
Раздельное написание производных предлогов, образованных от существительных: в силу, в связи, в виде, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, во избежание, в соответствии, по возвращении, по истечении, по завершении, за счёт, за исключением, по мере, на протяжении.
Формы винительного и предложного падежа существительных для образования производных предлогов.
Умение различать самостоятельные и служебные части речи (в следствие включены — в следствии обнаружены; вследствие ошибок).
Умение пользоваться синонимическими конструкциями в разных стилях речи.
Правописание союзов (1 час)
Отличие союзов от местоимений с частицами и местоимений с предлогами (тоже — то же; зато — за то); местоимений с предлогами и образованных от них наречий, которые употребляются в роли союзов (от того дома — оттого; по этому пути — поэтому).
Умение различать самостоятельные и служебные части речи.
Правописание сложных слов (1 час)
Образование сложных слов от сочинительных и подчинительных словосочетаний — дефисное и слитное написание сложных слов.
Буквы и, а на конце первого слова при образовании слов способом слияния (семилетний, сорокаметровый, горицвет).
Правописание сложных слов, где первая часть числительные сто, девяносто, тысяча (столетний, тысячекилометровый).
Сложные слова и словосочетания: наречие + прилагательное, наречие + причастие (детски наивный, редко появляющийся),
Правописание сложных слов — единиц измерения (человеко-день, грамм-молекула, но: трудодень).
Сложные прилагательные, образованные от сложных существитель-ных (юго-восточный, ново-троицкий) и сложные существительные (амударьинцы, ореховозуевцы).
Правописание сложных слов с первым компонентом пол- (полу-).
Слитное написание сложных слов-терминов (густонаселённый — густо населённый в прошлом).
Совершенствование навыков образования, произношения и употребления сложных слов в речи.
Календарно-тематическое планирование
10 класс (34 ч.).
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата |
| Правописание гласных в корнях слов (первый тематический блок: правописание гласных в корне слова, непроверяемых и проверяемых ударением, правописание корней с чередующимися гласными, правописание гласных после шипящих и ц). | 3 | |
| Правописание гласных в корнях слов (первый тематический блок: правописание гласных в корне слова, непроверяемых и проверяемых ударением, правописание корней с чередующимися гласными, правописание гласных после шипящих и ц). | 3 | |
| Правописание согласных в корнях слов (второй тематический блок: правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных, правописание двойных согласных) | 3 | |
| Правописание окончаний (третий тематический блок: правописание окончаний склоняемых и спрягаемых частей речи). | 3 | |
| Правописание приставок (четвёртый тематический блок: правописание исконно русских и заимствованных слов с пре- и при-; правописание гласных и согласных в приставках; буквы Ы/И после приставок; дефисное и раздельное написание ). | 2 | |
| Правописание суффиксов (пятый тематический блок: правописание суффиксов именных частей речи, Н и НН в суффиксах). | 3 | |
| Употребление букв Ь и Ъ (шестой тематический блок: правописание Ъ и Ь в исконно русских и заимствованных словах, Ь на конце шипящих). | 2 | |
| Правописание частицы не с различными частями речи (седьмой тематический блок: частица НЕ, НИ и приставки НЕ-, НИ-) | 2 | |
| Правописание производных предлогов (восьмой тематический блок: слитное и раздельное написание производных предлогов). | 1 | |
| Правописание союзов (девятый тематический блок: разграничение омонимичных частей речи, правописание производных союзов). | 1 | |
| Правописание сложных слов (десятый тематический блок: правописание сложных, наречных словосочетаний). | 1 | |
| Стилистика текста | 1 | |
| Стилистика языка | 1 | |
| Стилистика речи (научный, публицистический, официально-деловой, художественный) | 6 | |
| Лингвостилистический анализ текста | 2 | |