СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское правописание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью  учащимся старших классов предлагается по-ново­му взглянуть на привычные  проблемы правописания, анализи­ровать их, исходя из представления об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах, где каждый элемент (ор­фограмма, пунктограмма, правило, принцип выбора написания и др.) находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ему место.

Программа дает представление о том, как можно распре­делить материал по темам, какую последовательность изучения избрать, чтобы в результате работы у      старшеклассников укре­пилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности логичности (несмотря на наличие некоторых нарушений орфографических и пунктуационных закономерностей).

Просмотр содержимого документа
«Русское правописание»

Богородицкая муниципальная средняя общеобразовательная школа Смоленского района Смоленской области

















Учитель русского языка и литературы

Магер Марина Михайловна





















2019-2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Преподавание русского языка в средней школе ориен­тировано на изучение его как системы, формирование лингвистической и коммуникативной компетенции уча­щихся, повышение речевой культуры, выработку проч­ных орфографических и пунктуационных навыков.

Однако результаты обучения русскому языку в школе нельзя признать удовлетворительными. Проблема сниже­ния уровня грамотности выпускников стала настолько острой, что в Федеральной целевой программе «Русский язык» (1993 г.) названа общегосударственной. Значителен разрыв между уровнем знаний, практических умений и навыков школьников и требованиями вступительных эк­заменов в вузы.

Практика свидетельствует, что в 10 — 11 классах зна­чительно снижается грамотность письменной речи уча­щихся. Причинами частичной утраты навыка правописа­ния являются: нетвёрдое знание правил, неумение приме­нять их, но главное — отсутствие системы знаний, эффективной в практическом применении.

Предлагаемое тематическое и поурочное планирование по русскому языку в 10 — 11 классах разработано в 1993 году с учётом потребности в повышении грамотности устной и письменной речи выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Реализации программы способст­вуют методические рекомендации для учителей «Тематичес­кое и поурочное планирование по русскому языку. 10 класс» и «Тематичес­кое и поурочное планирование по русскому языку. 11 класс». В качестве учебника избрано «Пособие для занятий по рус­скому языку в старших классах средней школы» (М.: Про­свещение) В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, ко­торое является стабильным учебником (выдержало более 40 изданий) и содержит материал, необходимый для орга­низации самостоятельной работы учащихся. Этой книгой обеспечены все школьные библиотеки.

Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью учащимся старших классов предлагается по-ново­му взглянуть на привычные проблемы правописания, анализи­ровать их, исходя из представления об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах, где каждый элемент (ор­фограмма, пунктограмма, правило, принцип выбора написания и др.) находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ему место.

Программа дает представление о том, как можно распре­делить материал по темам, какую последовательность изучения избрать, чтобы в результате работы у старшеклассников укре­пилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности логичности (несмотря на наличие некоторых нарушений орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе проще сформировать умение ориентировать­ся в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает школь­никам задачу усвоения самих правил, так как заставляет в раз­ных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих пра­вил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей линг­вистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую си­туацию, потребность как можно точнее передать смысл выска­зывания, используя при этом возможности письма. Это направ­ление в обучении находит отражение во многих формулиров­ках программы, в содержании материала, предлагаемого для изучения. Кроме того, уделяется внимание характеристике рече­вого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использую­щимся в письменной речи.

  1. Тематические блоки, отражающие звукобуквенные написания


Правописание гласных в корнях слов (2 часа)

Универсальное правило проверки безударных гласных ударением, его использование для правописания корней (посветить – посвятить, увидать – увядать, развеваться - развиваться).

Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая, лексическая группы.

Буквы о, е (ё) после шипящих и ц в корнях и других частях слова. Единые правила правописания о, е в суффиксах и окончаниях именных частей речи. Написание суффикса -ёр-. Буква ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований.

Буквы о – е, ы – и после ц в корнях и других частях слова. Отражение фонетических изменений в написании суффикса (сестрицын, куницын) и окончаний имён существительных и прилагательных (улицы, колодцы, смуглолицый, куцый). Правописание заимствованных слов, оканчивающихся на - ция (нация, авиация, революция).

Умение определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова путём осознания состава. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарями.

Правописание согласных в корнях слов (1 час)

Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных. Закрепление навыков проверки. Изменения в правописании под влиянием произношения (свадьба – сватать, диагноз - диагностика) и в результате чередования согласных (доска — дощатый, воск — вощёный, сладкий — слаще, густой — гуще, но - резче, несчастный).

Правописание непроверяемых согласных (ресницы, каф­тан) и слов, правописание которых объясняется этимологией (яства, ровесник, сверстник).

Правописание двойных согласных в русских словах на стыке морфем. Редкие случаи удвоения согласных в корнях русских слов (жж, сс).

Удвоение согласных в корнях заимствованных слов, сохране­ние удвоенных согласных перед русским суффиксом (классный, программный, группка). Слова-исключения (колонка, антенка, кристальный, финка, оперетка, тонна — трёхтонка, будё­новка).

Умение подбирать проверочные слова, употреблять слова в прямом и переносном значении. Умение понимать новые слова путём осознания их состава. Умение пользоваться толковым сло­варём иностранных слов.

Правописание окончаний разных частей речи (2 часа)

Система падежных окончаний имён существительных в русском языке. Принадлежность однокоренных слов к разным ти­пам склонения (ёлка ель, площадка площадь). Особеннос­ти склонения существительных на -ия, -ий, -ие. Разносклоняе­мые существительные.

Система спряжений глаголов. Роль категории наклонения и вида для правописания личных окончаний или суффиксов (прыгнете — прыгните, крикнете крикните, решать — ре­шить, встречать — встретить).

Совершенствование навыка правописания падежных окон­чаний прилагательных и причастий: определение падежного окончания по вопросу, заданному от главного слова.

Падежные окончания сложных и составных числительных. Совершенствование навыка употребления числительных в речи. Совершенствование навыков образования, произношения и правописания склоняемых и спрягаемых частей речи. Культура речи: нулевое окончание и -ов в форме родительного падежа мно­жественного числа существительных, выбор правильного вари­анта падежного окончания.


Правописание приставок (1 час)

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок. Слит­ное написание приставок: неизменяемые гласные и согласные в приставках за-, на-, над-, по-, про-, под-, о-, от- и др.; фонетиче­ские различия в приставках раз(с) — роз(с); правописание при­ставок на з, с; приставки пре-, при-.

Иноязычные слова с пре-, при- (привилегия, престиж, президиум и др.).

Буквы и, ы после русских и иноязычных приставок.

Значение иноязычных словообразовательных элементов гипер-, де-, дез-, дне-, интер-, кон-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-. Правописание сложных слов (мединститут, спор­тинвентарь).

Дефисное написание приставок по-, в-(во-) в наречиях. Раздельное написание приставок.

Совершенствование навыка написания приставок перед глу­хими и звонкими согласными.

Умение определять лексическое значение слова для выбора приставки пре-, при- (приходящий поезд преходящий успех, приложить — непреложный, применить — непременный). Умение пользоваться в речи словами и словосочетаниями делового, научного стиля (непреложный закон, пресловутая проблема, превалировать и др.). Умение пользоваться толковым словарём иностранных слов.


Правописание суффиксов различных частей речи (1 час)

Суффиксы некоторых частей речи, вызывающие затрудне­ния в правописании: суффиксы -ечк-, -ичк-, -еств-, -ев-, -ив-, -лив-, -чив- существительных и прилагательных, отработка навыка проверки суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- глаголов; правописание -о, -а на конце наречий (набело — добела, начисто - дочиста) и др.

Единый способ образования глагольных форм прошедшего времени от инфинитива (обидеть — обидел обидевший — обидев, почуять почуялпочуявший — почуяв). Зависи­мость гласной в суффиксах причастий настоящего времени от спряжения глаголов (видеть видимый — видящий, читать — читаемый — читающий).

Гласные а(я), е в суффиксах страдательных причастий прошед­шего времени (замешать — замешанный, замесить замешен­ный, выкачать выкачанный, выкатить выкаченный).

Совершенствование навыков образования, произношения и правописания существительных, прилагательных, глаголов; умение согласовывать данные части речи. Трудные случаи согла­сования сказуемого с подлежащим.

Умение пользоваться словообразовательным словарём.


Правописание н, нн в суффиксах различных частей речи (2 часа)

Сопоставление правил правописания н и нн в суффиксах имён прилагательных и отглагольных образований (причастий, отгла­гольных прилагательных), а также образованных от них сущест­вительных и наречий (ветреный — ветреность — ветрено; воспитать -— воспитанный — воспитанник — воспитанно; путать — путаный — путаница — путано).

Правописание кратких форм прилагательных, причастий. Правописа-ние кратких форм прилагательных, образованных от причастий неморфоло-гическим способом (взволновано штормом — лицо взволнованно).

Словарь первообразных прилагательных (синий, юный, зелё­ный к др.).

Умение определять морфемный состав слова для правильного написания (свежезамороженный свежемороженый, златоко­ваный, старинный, овчинный).

Умение определять морфологическую принадлежность слов для правописания (смоляной — смолёный — просмоленный; масляный — масленый замасленный; названый брат названный по имени; приданое невесты приданный),

Умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные (правленый — исправ­ленный — правленный мною).



Употребление ь для обозначения мягкости согласных (1 час)

Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости со­гласных (угол — уголь, стал — сталь).

Правописание формы родительного падежа множественного числа имён существительных (-ен, -нь: башен, пашен, но: бары­шень, боярышень, деревень).

Мягкий знак в середине слова перед бук­вами к, б, м, г (просьба, борьба). Обозначение мягкости согласного другими спосо­бами.

Мягкий знак па конце и в середине количественных числи­тельных (пятьсот, девятьсот).

Мягкий знак для обозначения [л'] (больной, сельдь, льстить).

Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с твёрдыми и мягкими согласными. Умение пользоваться орфо­эпическим словарём.


Употребление разделительных ь и ь (1 час)

Функциональное сходство роли ъ и ь как разделительных.

Место разделительного ъ.

Совершенствование навыка определения русских и иноязыч­ных приставок, оканчивающихся на согласную. Употребление в первой части слова числительных двух-, трёх-, четырех-.

Разделительный ь в русских и заимствованных словах (во­робьи, павильон).

Сложносокращённые слова (иняз, детясли).

Расширение лексического запаса слов с ъ и ь (адъютант, адъюнкт, конъюнктура и др.).

Умение определять необходимость разделительных ъ и ь в словах (сузить, сагитировать, съехать, вьюга, въявь).


Правописание ь на конце слов после шипящих (1 час)

Систематизация сведений о частях речи. Написание ь после шипящих на конце слов:

— имена существительные — только в III склонении;

— имена прилагательные — не пишется в краткой форме;

— глаголы — всегда пишется после шипящих;

— наречие — ь на конце всех наречий, кроме уж, замуж,невтерпёж;

— частицы — ь на конце всех частиц.

Умение определять морфологическую принадлежность слов, словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи. Умение правильно произносить слова с шипящими согласными на конце.


II. Тематические блоки, обобщающие слитно-дефисно-раздельные написания


Частицы не, ни с различными частями речи (2 часа)

Приставки не-, ни- и частицы не, ни.

Однотипность правописания не с глаголами и деепричастиями; с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е).

Не с причастиями: сочетание правил написания не с прилагательными и глаголами.

Не-, ни- с отрицательными и неопределёнными местоиме­ниями и отрицательными наречиями.

Раздельное написание не, ни с местоимениями при появлении предлога.

Краткие прилагательные и краткие причастия с не.

Противопоставление в сопоставление членов предложения, различие роли противительных союзов (недорогая, но удобная мебель; не дорогая, а дешёвая мебель).

Частица не и глаголы с приставкой до-, приставка недо- (не досмотреть — недосмотреть; не досчитать — недосчитать­ся; не договорить — недоговаривать).

Различение частиц не и ни (кто не бывал — кто ни бывал, не один — на один и др.).

Умение определять часть речи, роль не, ни — приставки или частицы.


Правописание предлогов (1 час)

Дефисное написание сложных предлогов из-за, из-под, по-над.

Неморфологический способ образований частей речи, в том чис­ле предлогов.

Слитное написание производных предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий: ввиду, вследствие, вроде, наподобие, насчёт, вместо, наряду, сверх, вблизи, внизу, наверху, навстречу, посредине, сбоку, невзирая на, несмотря на.

Раздельное написание производных предлогов, образован­ных от существительных: в силу, в связи, в виде, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, во избежание, в соот­ветствии, по возвращении, по истечении, по завершении, за счёт, за исключением, по мере, на протяжении.

Формы винительного и предложного падежа существитель­ных для образования производных предлогов.

Умение различать самостоятельные и служебные части речи (в следствие включены в следствии обнаружены; вслед­ствие ошибок).

Умение пользоваться синонимическими конструкциями в разных стилях речи.


Правописание союзов (1 час)

Отличие союзов от местоимений с частицами и местоимений с предлогами (тоже — то же; зато — за то); местоимений с предлогами и образованных от них наречий, которые употребляют­ся в роли союзов (от того дома — оттого; по этому пути — поэтому).

Умение различать самостоятельные и служебные части речи.


Правописание сложных слов (1 час)

Образование сложных слов от сочинительных и подчини­тельных словосочетаний — дефисное и слитное написание слож­ных слов.

Буквы и, а на конце первого слова при образовании слов спо­собом слияния (семилетний, сорокаметровый, горицвет).

Правописание сложных слов, где первая часть числительные сто, девяносто, тысяча (столетний, тысячекилометровый).

Сложные слова и словосочетания: наречие + прилагательное, наречие + причастие (детски наивный, редко появляющийся),

Правописание сложных слов — единиц измерения (челове­ко-день, грамм-молекула, но: трудодень).

Сложные прилагательные, образованные от сложных существитель-ных (юго-восточный, ново-троицкий) и сложные су­ществительные (амударьинцы, ореховозуевцы).

Правописание сложных слов с первым компонентом пол- (полу-).

Слитное написание сложных слов-терминов (густонаселён­ный — густо населённый в прошлом).

Совершенствование навыков образования, произношения и употребления сложных слов в речи.







Календарно-тематическое планирование

10 класс (34 ч.).


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

дата

Правописание гласных в корнях слов (первый тематический блок: правописание гласных в корне слова, непроверяемых и проверяемых ударением, правописание корней с чередующимися гласными, правописание гласных после шипящих и ц).



3


Правописание гласных в корнях слов (первый тематический блок: правописание гласных в корне слова, непроверяемых и проверяемых ударением, правописание корней с чередующимися гласными, правописание гласных после шипящих и ц).



3


Правописание согласных в корнях слов (второй тематический блок: правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных, правописание двойных согласных)


3


Правописание окончаний (третий тематический блок: правописание окончаний склоняемых и спрягаемых частей речи).


3


Правописание приставок (четвёртый тематический блок: правописание исконно русских и заимствованных слов с пре- и при-; правописание гласных и согласных в приставках; буквы Ы/И после приставок; дефисное и раздельное написание ).



2


Правописание суффиксов (пятый тематический блок: правописание суффиксов именных частей речи, Н и НН в суффиксах).


3


Употребление букв Ь и Ъ (шестой тематический блок: правописание Ъ и Ь в исконно русских и заимствованных словах, Ь на конце шипящих).


2


Правописание частицы не с различными частями речи (седьмой тематический блок: частица НЕ, НИ и приставки НЕ-, НИ-)


2


Правописание производных предлогов (восьмой тематический блок: слитное и раздельное написание производных предлогов).


1


Правописание союзов (девятый тематический блок: разграничение омонимичных частей речи, правописание производных союзов).


1


Правописание сложных слов (десятый тематический блок: правописание сложных, наречных словосочетаний).


1


Стилистика текста

1


Стилистика языка

1


Стилистика речи (научный, публицистический, официально-деловой, художественный)


6


Лингвостилистический анализ текста

2