Классный руководитель:
Сковыш Елена Михайловна
Тема урока: С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».
Есенин Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт.
Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе — будущий поэт закончил ее с отличием. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.
Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека.
Распечатать фотографию и вклеить в тетрадь. Написать о поэте несколько строк( )
Посмотрите на портрет этого великого русского поэта.
*Читаем стихотворение «Поёт зима- аукает» на странице 195.
Поёт зима - аукает
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Словарная работа.
Аукает – перекликается
Сосняк- сосновый лес
Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Стозвоном – звон 100 сосен.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
Пташки – маленькие птички.
Есенин использовал в своем стихотворении литературные приемы, такие как: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.
МЕТАФОРА
- такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении.
*Читаем стихотворение «Берёза» на странице 196 – 197.
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
-Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу? ( белую, серебряную, золотую)
- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете .( Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь ).
- Особенно интересно в стихах описание инея. Найдите его описание . (Вторая строфа)
-Какое время дня рисует поэт? ( Утро).
-Почему вы так решили? ( Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи.)
-Солнечное это утро или пасмурное? ( Солнечное, « горят снежинки в золотом огне»)
-Прочитайте, как занималась заря?
-Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? ( Олицетворение).
Домашнее задание
Выразительное чтение стр.195.
Выучить стихотворение «Берёза», страница 196-197.