СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».»

Классный руководитель:

Сковыш Елена Михайловна

Тема урока: С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».

  • Есенин Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт.

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе — будущий поэт закончил ее с отличием. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

  • Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека.

Распечатать фотографию и вклеить в тетрадь. Написать о поэте несколько строк( )

Посмотрите на портрет этого великого русского поэта.

*Читаем стихотворение «Поёт зима- аукает» на странице 195.

Поёт зима - аукает

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.



Словарная работа.

Аукает – перекликается

Сосняк- сосновый лес

Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

Стозвоном – звон 100 сосен.

Ковром шелковым – мягким ковром

Сиротливые – без родителей

Озябли – сильно замерзли

Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

Вихри – порывистые круговые движения ветра

Пташки – маленькие птички.



Есенин использовал в своем стихотворении литературные приемы, такие как: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

- поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.


МЕТАФОРА

- такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении.



*Читаем стихотворение «Берёза» на странице 196 – 197.

Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


 - Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

-Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу? ( белую, серебряную, золотую)

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете .( Белая берёза, серебряный снег, золотой  огонь ).

- Особенно интересно в стихах описание инея. Найдите его описание . (Вторая строфа)

-Какое время дня рисует поэт? ( Утро).

-Почему вы так решили? ( Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи.)

-Солнечное это утро или пасмурное? ( Солнечное, « горят снежинки в золотом огне»)

-Прочитайте, как занималась заря?

-Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? ( Олицетворение).









Домашнее задание


  1. Выразительное чтение стр.195.

  2. Выучить стихотворение «Берёза», страница 196-197.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!