СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Есенин. "Черемуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • познакомить обучающихся со стихотворением С.Есенина; 
  • развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение); 
  • воспитывать любовь к слову, к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«С. Есенин. "Черемуха"»

ГКОУ «Снежнянская СШИ № 42»















Разработка урока

по русскому чтению на тему:

«С. Есенин «Черемуха»

Учитель: Акименко Н.В.





2023 – 2024 уч.г.

Цели: 

  • познакомить обучающихся со стихотворением С.Есенина;

  • развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях;

  • формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение);

  • воспитывать любовь к слову, к родной природе.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;

  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

  • совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения; определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения; связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

  • читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

  • рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

  • отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

  • рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;

  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;

  • выражать свое собственное мнение;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

  • умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

  • высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

  • анализировать поступки, выделять главное;

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;

  • формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;

  • допускать существование различных точек зрения.

Характеристика деятельности учащихся:

  • читать стихотворение, отражая настроение;

  • находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

  • объяснять смысл выражений с опорой на текст;

  • определять авторское отношение к литературному произведению;

  • самостоятельно оценивать свои достижения.

Тип урока: изучения нового материала.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, творческая работа, работа с книгой.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковые, предметно – практические.

Оборудование: презентация, дидактический и наглядный материал.


Ход урока

  1. Эмоционально-психологический настрой на урок.

Наша речь полна величья,

гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,

сила красоты. .

Потому поэта слушай,

будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью,

хорошо владеть!


  1. Речевая разминка.

Работа с пословицей:

«Никакое искусство не достигнет природы».

Прочитайте пословицу:

  • по слогам;

  • с ускорением;

  • с вопросительной интонацией;

  • с утвердительной интонацией;

  • выразительно.

  • Как вы ее понимаете?

- Природа в своем многообразии настолько красива и прекрасна, что ни одно искусство не может с ней соперничать.


3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

- Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века и начнем изучение нового раздела: «Литература 20 века»

Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение:

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты….

Только скажут - ………(С.Есенин)

Всей России встают черты.

Портрет поэта появляется на слайде.

- Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой…


4.Краткое ознакомление с биографией поэта.

Слайд 1. Портрет С. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Слайд 2. с. Константиново. Дом-музей С. Есенина.

Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.

Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России

Слайд 3. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.


5. Введение в тему урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы.

А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).

- Какие картины рисует вам воображение? Опишите их.

- Какое время года вам представляется?

Игра "Цепочка". Обучающиеся по очереди перечисляют признаки наступления весны.

-Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

(попросить одного из ребят прочитать текст) 

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Итак, тема нашего урока: «С.Есенин. «Черемуха»».


6. Первичное знакомство с текстом.

- В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.

- Давайте посмотрим, что написал о черемухе С. Есенин. Пожалуйста, откройте ваши ученики на стр. 201.

Учитель выразительно читает стихотворение.

Вопросы:

- Какое настроение стремится передать автор?

(веселье, восторг, восхищение, радость)

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?)

(чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы весна была, как в этом стихотворении)

(чувство изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение)

Вывод: Стихотворение отражает душевное переживание поэта, его настроение.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

(Большая черёмуха стоит вся в цвету в солнечный, весенний день. Белые цветы черёмухи, как кудри у девочки. А рядом журчит ручей.)


7. Анализ стихотворения

7.1. Прочитайте текст самостоятельно. Отметьте непонятные вам слова.

Жужжащее чтение.

7.2. Словарная работа. Обучающиеся читают строки стихотворения и называют непонятные слова. На слайде – пояснение.

  • Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда).

  • Зелень пряная (с острым ароматным запахом).

  • Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.

  • Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

  • Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

  • Под кручею – под обрывом.

7.3.Физминутка. Дыхательная гимнастика – медитация.

«Закройте глазки и окунитесь в волшебный мир весенней природы. Вы на красивой полянке. Невдалеке журчит ручеек. Вы вдыхаете полной грудью ароматы первых весенних цветов. Вы расслаблены и одурманены этими ароматами».

7.4.Работа с изобразительно-выразительными средствами.

         – Сколько героев в этом стихотворении?

      - Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).

        - Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.

          (Выборочное чтение).

7.5. Работа с эпитетами.

Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.

Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.

• Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".

(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).

• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая).

Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.

• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета.

(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)

Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.

• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?

(С молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")

• А на кого тогда похож ручей? Почему?

(На юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")

• Что значит "вкрадчиво"

(тихо, доверчиво, хочет понравиться черемухе)

• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)

• Найдите подтверждения в тексте.


8. Работа над выразительным чтением.

    - Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.

Памятка:

  • правильно ставь ударение;

  • соблюдай паузы;

  • выбери силу голоса;

  • определи темп;

  • читай эмоционально;

  • покажи интонацией своё отношение к произведению.

Задание: Оцени товарища!

Чтение детьми стихотворения.


9. Динамическая пауза.

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат. (видео)


10. Творческая работа. (работа в парах)

- А теперь давайте мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. Сколько четверостиший получится?

- На столе у вас лежат нарезки из цветной бумаги: жёлтый цвет, красный, зелёный, синий, голубой, чёрный, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

- Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?

- Приклейте один цвет на каждое четверостишие.

- Какие цвета у вас получились?

- Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона?


11. Экологическая работа.

- А вы любите цветущую черемуху?

-Давайте попробуем оценить поступки людей.

(Стихотворение «Черемуха» З. Александровой)

Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

- С какой целью люди так поступают?

- Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

- Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь.


12. Видеозапись.

- А сейчас я бы хотела представить вам одну очень интересную и памятную видеозапись о Сергее Есенине.

- В кадрах будут записи с участием живого поэта. У нас с вами будет возможность увидеть его так же, как вы, например, сейчас видите своего соседа по парте.

- Скажите, какие чувства вы испытали при просмотре данной видеозаписи?


13. Работа по группам:

Вставь пропущенные слова

Черемуха ________


С ________ расцвела


И ветки ________,


Что кудри, завила.


14. Рисование.

А теперь, ребята, давайте за 2 мин. изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. (На партах у учеников картон и мелки.)

Просмотр рисунков.


15. Итог.

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

  • С каким произведением вы познакомились на уроке?

  • Кто автор?

  • Что вам больше всего понравилось на уроке?

  • Какие задания вам показались наиболее интересными?

  • Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи – ручья, девушки – юноши)

  • Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?

     Выбрать нужное или добавить своё утверждение:

  • Чтобы передать радость общения с природой;

  • Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

  • Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

  • Чтобы просто читать.

- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.

  • Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)

  • Я думаю у многих возникло желание скорее увидеть цветущую черемуху. Я надеюсь, вы не будете ломать, а только восхищаться любоваться ею. Я желаю, чтобы весна жила в ваших сердцах, дарила любовь и радость.

Закончить хочется словами «Если Вы хотите, чтоб жизнь вам улыбалась, подарите ей улыбку» (Спиноза)

16. Д/з.

Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Черёмуха».

17. Оценки за урок.