Литературное чтение, 2 класс
Тема: С. Я. Маршак «Кот и лодыри».
Тип урока: Усвоения новых знаний
Образовательные:
- познакомить с творчеством С. Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»;
-формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь произведения);
- проводить работу по совершенствованию навыка чтения;
Развивающие:
-развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные:
-прививать любовь к чтению,
- создавать условия для социального становления каждого ребенка;
- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;
Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве, как партнеров, так и самих себя.
Оборудование: презентация, карточки с буквами, портрет С.Маршака, иллюстрация кота и лодырей, карточки для парной и групповой работы.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу теперь повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
II. Дыхательная гимнастика
«Задуй свечу»
Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните вест воздух. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки.
Речевая разминка
-Прочитайте хором скороговорку
Киска из миски пьет молоко.
Миска от киски стоит далеко.
Тянется киска к миске своей.
Киска, из миски пей поскорей!
-Прочитайте сначала тихо, громче, громко, медленно, быстрее, еще быстрее.
III. Актуализация полученных ранее знаний.
- Очень хорошо!
- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О киске).
- Да! Сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.
- У кого из вас дома есть кот?
- Как кличут твоего кота?
- Как он выглядит и что любит делать?
Но есть и другие участники. Определите название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране.
«Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»
-Кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня?
(«Кот и лодыри»)
Работа в группах
- Автора этого стихотворения вы сможете назвать, если разгадаете кроссворд. Вставьте пропущенные слова.
| | | | | | | 1. | М | Я | Ч | | |
| | | | 2. | С | О | Б | А | Ч | О | Н | К | У |
| 3. | Р | Е | М | Н | Е | | | |
4. | К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш | Е | Й | |
| 5. | Л | Ь | В | А | |
| | | | | | 6. | С | К | О | В | О | Р | О | Д | У |
1. Мой веселый, звонкий… (мяч),
Ты куда помчался вскачь?
2. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
И маленькую …(собачонку).
3. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на …(ремне).
4. Не было в доме мышей,
А было много… (карандашей)
5. Пообедал я сперва
За решеткою у… (льва).
6. Вместо шапки на ходу
Он надел …(сковороду).
- Вы правильно вставили слова и отгадали автора. Маршак – это не только автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, но и автор строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.
-Сформулируйте тему урока: (С.Я.Маршак « Кот и лодыри»).
IV. Постановка учебной задачи. Формирование целей урока.
У.: Давайте сформулируем цель нашего урока.
Что узнаем сегодня на уроке? (Познакомимся с творчеством С.Я. Маршака и его произведением)
Чему мы научимся? (Мы научимся читать выразительно)
Чему будем учиться? (Читать стихотворение выразительно, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, делать выводы.)
-Молодцы, вы уже многому научились. Но вам предстоит узнать еще много нового, интересного. Но для этого от вас потребуется усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.
-Как вы считаете, зачем нужно учиться?
-А что мешает чаще всего хорошо учиться? (Лень)
-А как можно назвать такого человека, который обладает таким качеством? (Лодырь, бездельник, лентяй, ленивец, лежебока).
V. Изучение нового материала.
Рассказ о творчестве С.Я.Маршака. Портрет.
Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.
- Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа.
На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я.Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравиться, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься
VI. Работа над стихотворением С.Я. Маршака.
Подготовка к восприятию
- А теперь давайте перейдем к нашему стихотворению. Откройте в учебнике стр. 26.
- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.
- Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями?
Интересно вам стало узнать, о чем оно?
- Давайте же тогда начнем знакомство с произведением. Сейчас я включу аудиозапись, а ваша задача внимательно слушать.
- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.
Словарная работа
Лодырь – лентяй, бездельник.
Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое настроение оно вызывает?
- О чем рассказывается в стихотворении?
- Кто главные герои?
Физминутка:
«Солнышко лучистое» (гимнастика для глаз)
- А сейчас прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя.
Беседа по содержанию
-Куда попали лодыри по пути на урок?
-Кого встретили лодыри?
-Найдите отрывок, в котором дается описание кота (Видят…..)
-Какие чувства вызывает он у вас? (Жалость, грусть)
- Почему кот хочет научиться грамоте?
-Какое настроение было у кота? Чем он расстроен? Зачитайте. (Замяукал…)
-А лодырям нравится учиться? Найдите отрывок, в котором говорится об этом. (Нам учиться…)
- Чем занимаются лодыри целый день?
- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?
- Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках?
-Найдите в тексте строки, где заключается главная мысль этого произведения. (А теперь без грамоты…)
-Почему без грамоты пропадешь? Докажите из текста. (Не попить…)
-Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Чтение эпизода по ролям.
- Сейчас мы проведем кастинг - отбор актеров для фильма «Кот и лодыри». Назовите главных героев фильма (1 - автор; 2 - кот; 3 - лодыри). Что бы лучше вжиться в роль я предлагаю вам маски.
- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев?
- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?
- Да! Какие отметки поставим ребятам?
Работа класса с карточками
-Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый).
-Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь: (бездельник, лентяй, лежебока).
Творческая работа в парах. Соотнесение пословицы с содержанием текста.
-Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.
1 группа. У лодыря, что ни день, то лень. Родина – мать, умей за нее постоять.
2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.
3 группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.
4 группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.
5 группа. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет. Сметка дороже богатства.
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Какой же урок можно вынести из стихотворения С. Маршака?
(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)
Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный и обведите букву в кружочек.
Проверочный тест.
1. Имя и отчество поэта.
В - Лев Николаевич
М - Самуил Яковлевич
У - Корней Иванович
2. Где родился Маршак?
О - Воронеж
М - Острогожск
Р - Петербург
3. Выберите название произведения Маршака.
Н - "Путаница"
Ш - "Федорино горе"
Л - "Детки в клетке"
4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".
И - неряха
Ю - плакса
О - лентяй
5. Куда попали лодыри вместо урока?
Д- каток
Т - кино
Ч - музей
6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?
К - два года
Ц - год
Щ - пять лет
7. Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а
Ы - лень портит
А - два лучше
Е - говори меньше
Выпишите буквы по порядку, которые обвели _____________________________________
Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово: МОЛОДЦЫ!
-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.
(Мне все удалось. Мне не все удалось. У меня ничего не получилось.)
Д/з: с.26-28, приготовиться к выразительному чтению.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проверочный тест.
1. Имя и отчество поэта.
В - Лев Николаевич
М - Самуил Яковлевич
У - Корней Иванович
2. Где родился Маршак?
О - Воронеж
М - Острогожск
Р - Петербург
3. Выберите название произведения Маршака.
Н - "Путаница"
Ш - "Федорино горе"
Л - "Детки в клетке"
4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".
И - неряха
Ю - плакса
О - лентяй
5. Куда попали лодыри вместо урока?
Д- каток
Т - кино
Ч - музей
6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?
К - два года
Ц - год
Щ - пять лет
7. Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а
Ы - лень портит
А - два лучше
Е - говори меньше
Выпишите буквы по порядку, которые обвели
______________________________________________________________________________