СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Я. Маршак «Кот и лодыри» (литературное чтение, 2 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С. Я. Маршак «Кот и лодыри» (литературное чтение, 2 класс).»

Литературное чтение, 2 класс

Тема: С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

Тип урока: Усвоения новых знаний

Образовательные: 

- познакомить с творчеством С. Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»;

-формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь произведения);

- проводить работу по совершенствованию навыка чтения;

Развивающие: 

-развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;

Воспитательные: 

-прививать любовь к чтению,

- создавать условия для социального становления каждого ребенка;

- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.

Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;

Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве, как партнеров, так и самих себя.

Оборудование: презентация, карточки с буквами, портрет С.Маршака, иллюстрация кота и лодырей, карточки для парной и групповой работы.



ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу теперь повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу».


II. Дыхательная гимнастика

«Задуй свечу»

Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните вест воздух. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки.


Речевая разминка

-Прочитайте хором скороговорку

Киска из миски пьет молоко.

Миска от киски стоит далеко.

Тянется киска к миске своей.

Киска, из миски пей поскорей!


-Прочитайте сначала тихо, громче, громко, медленно, быстрее, еще быстрее.


III. Актуализация полученных ранее знаний.

- Очень хорошо!

- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О киске).

- Да! Сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.

- У кого из вас дома есть кот?
- Как кличут твоего кота?
- Как он выглядит и что любит делать?

Но есть и другие участники. Определите название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране.


«Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»


-Кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня?

(«Кот и лодыри»)

Работа в группах

- Автора этого стихотворения вы сможете назвать, если разгадаете кроссворд. Вставьте пропущенные слова.









1.

М

Я

Ч







2.

С

О

Б

А

Ч

О

Н

К

У


3.

Р

Е

М

Н

Е




4.

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

Е

Й



5.

Л

Ь

В

А








6.

С

К

О

В

О

Р

О

Д

У



1. Мой веселый, звонкий… (мяч),

Ты куда помчался вскачь?


2. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
И маленькую …(собачонку).


3. Кто стучится в дверь ко мне  
С толстой сумкой на …(ремне).

4. Не было в доме мышей,
А было много… (карандашей)

5. Пообедал я сперва
За решеткою у… (льва).

6. Вместо шапки на ходу

Он надел …(сковороду).


- Вы правильно вставили слова и отгадали автора. Маршак – это не только автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, но и автор строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.


-Сформулируйте тему урока: (С.Я.Маршак « Кот и лодыри»). 

IV. Постановка учебной задачи. Формирование целей урока.

У.: Давайте сформулируем цель нашего урока.

Что узнаем сегодня на уроке? (Познакомимся с творчеством С.Я. Маршака и его произведением)

Чему мы научимся? (Мы научимся читать выразительно)

Чему будем учиться? (Читать стихотворение выразительно, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, делать выводы.)

-Молодцы, вы уже многому научились. Но вам предстоит узнать еще много нового, интересного. Но для этого от вас потребуется усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

-Как вы считаете, зачем нужно учиться?

-А что мешает чаще всего хорошо учиться? (Лень)

-А как можно назвать такого человека, который обладает таким качеством? (Лодырь, бездельник, лентяй, ленивец, лежебока).


V. Изучение нового материала.

Рассказ о творчестве С.Я.Маршака. Портрет.

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.


- Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа.

На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я.Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравиться, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься


VI. Работа над стихотворением С.Я. Маршака.

Подготовка к восприятию

- А теперь давайте перейдем к нашему стихотворению. Откройте в учебнике стр. 26.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями?

Интересно вам стало узнать, о чем оно?

- Давайте же тогда начнем знакомство с произведением. Сейчас я включу аудиозапись, а ваша задача внимательно слушать.


- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.


Словарная работа

Лодырь – лентяй, бездельник.

Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.


- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- О чем рассказывается в стихотворении?

- Кто главные герои?


Физминутка:

«Солнышко лучистое» (гимнастика для глаз)


- А сейчас прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя.


Беседа по содержанию

-Куда попали лодыри по пути на урок?

-Кого встретили лодыри?

-Найдите отрывок, в котором дается описание кота (Видят…..)

-Какие чувства вызывает он у вас? (Жалость, грусть)

- Почему кот хочет научиться грамоте?

-Какое настроение было у кота? Чем он расстроен? Зачитайте. (Замяукал…)

-А лодырям нравится учиться? Найдите отрывок, в котором говорится об этом. (Нам учиться…)

- Чем занимаются лодыри целый день?



- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?
- Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках?

-Найдите в тексте строки, где заключается главная мысль этого произведения. (А теперь без грамоты…)

-Почему без грамоты пропадешь? Докажите из текста. (Не попить…)

-Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.


Чтение эпизода по ролям.

- Сейчас мы проведем кастинг - отбор актеров для фильма «Кот и лодыри». Назовите главных героев фильма (1 - автор; 2 - кот; 3 - лодыри). Что бы лучше вжиться в роль я предлагаю вам маски.

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев?

- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

- Да! Какие отметки поставим ребятам?


Работа класса с карточками

-Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый).


-Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь: (бездельник, лентяй, лежебока).


Творческая работа в парах. Соотнесение пословицы с содержанием текста.

-Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям  их ошибку.

1 группа. У лодыря, что ни день, то лень. Родина – мать, умей за нее постоять.

2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3 группа. Мудрым никто не родился, а научился.  Робкого и тень страшит.

4 группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

5 группа.  Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет. Сметка дороже богатства.  



VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.


-Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения С. Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)


Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный и обведите букву в кружочек.


Проверочный тест.


1. Имя и отчество поэта.

В - Лев Николаевич

М - Самуил Яковлевич

У - Корней Иванович


2. Где родился Маршак?

О - Воронеж

М - Острогожск

Р - Петербург


3. Выберите название произведения Маршака.

Н - "Путаница"

Ш - "Федорино горе"

Л - "Детки в клетке"


4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".

И - неряха

Ю - плакса

О - лентяй


5. Куда попали лодыри вместо урока?

Д- каток

Т - кино

Ч - музей


6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

К - два года

Ц - год

Щ - пять лет


7. Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

Ы - лень портит

А - два лучше

Е - говори меньше

Выпишите буквы по порядку, которые обвели _____________________________________


Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово: МОЛОДЦЫ!


-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.

(Мне все удалось. Мне не все удалось. У меня ничего не получилось.)


Д/з: с.26-28, приготовиться к выразительному чтению.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Проверочный тест.


1. Имя и отчество поэта.

В - Лев Николаевич

М - Самуил Яковлевич

У - Корней Иванович


2. Где родился Маршак?

О - Воронеж

М - Острогожск

Р - Петербург


3. Выберите название произведения Маршака.

Н - "Путаница"

Ш - "Федорино горе"

Л - "Детки в клетке"


4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".

И - неряха

Ю - плакса

О - лентяй


5. Куда попали лодыри вместо урока?

Д- каток

Т - кино

Ч - музей


6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

К - два года

Ц - год

Щ - пять лет


7. Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

Ы - лень портит

А - два лучше

Е - говори меньше


Выпишите буквы по порядку, которые обвели


______________________________________________________________________________