СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Рахманинов Концерт №3

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки по программе Д. Кабалевского для 7-го класса - С. Рахманинов Концерт №3 "Музыкальный образ"

Просмотр содержимого документа
«С. Рахманинов Концерт №3»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск

«Черемушкинская средняя общеобразовательная школа №1»
















Конспект урока в 7 классе

«Музыкальный образ»

С. Рахманинов





Соколовская Гулия Николаевна,

Учитель ОДНКНР, ОРКСЭ











МБОУ «ЧСШ №1», 2016



Художественно-педагогическая идея урока:

«Рахманинов – это русская душа, русская природа, русский быт»

Константин Игумнов


Ход урока:

Сегодня наш урок я хочу начать с высказывания великого русского художника Алексея Саврасова:

«Пейзаж не имеет цели, если он только красив, в нём должна быть история души, он должен быть звуком отвечающим сердечным чувством. Это трудно выразить словами, это похоже на музыку».

А ведь действительно, только музыка рождает звук, который может передать любое настроение, любое чувство благодаря своей оригинальности. Простой музыкальный звук может содержать в себе цвет, интонацию, движение. Послушайте концерт №3 Сергея Рахманинова и ответьте мне на такой вопрос – может ли это произведение стать музыкальным пейзажем?

(Слушание фрагмента концерта №3 С. Рахманинова)

(Да - можно представить лес, дуновение ветра, как деревья качаются на ветру, речка бежит). А что вас подтолкнуло к таким картинам в музыке? (движение в мелодии стремительное, тема фортепиано с постоянными переливами, арпеджио).

Несомненно, это произведение можно отнести к термину музыкальный пейзаж. Мелодия удивительно красива и выразительна – здесь и волнение и лёгкая грусть. Обратите внимание на начало – на фоне тихой игры оркестра звучит рояль – мелодично и светло.

(Слушание отрывка)

Создаётся ощущение полёта – звуки расширяют пространство, уводя нас в даль. Потом эта тема переходит в оркестр, она наполняется сочностью, оркестр также бережно исполняет её.

(Слушание отрывка)

Этот переход мелодии от фортепиано к оркестру – создаёт впечатление масштабности. Посмотрите, как эта тема приобрела мощь при повторном исполнении оркестра.

(Слушание отрывка)

Как вы думаете, одиночество есть в мелодии? (Есть)

А как вы это почувствовали? (Мелодия грустная, плавная, в ней нет радости, и она постоянно чего-то ищет – переходит из одного состояния в другое).

Вы совершенно правильно поняли замысел композитора и даже определили его состояние души. Он необычайно сильно любил природу и сам того не замечая через свои произведения заставлял задуматься о единстве человека с природой.

Сейчас я хочу представить вашему вниманию картину Алексея Саврасова «Дубы». Величавое мудрое дерево стоит на берегу маленькой речушки. Посмотрите, как Саврасов удачно поместил пространство в картине – перед дубом простор, и какой получился большой контраст между берегом и самим богатырём-деревом. Сейчас всмотритесь в картину ещё раз и послушайте музыкальное произведение – попробуйте поговорить с картиной, какие мысли она вызовет у вас.

(Слушание Концерта №3 С. Рахманинов)





















А. Саврасов «Дубы»




( Может это раздумья старого дерева о жизни, о том, как быстротечно бежит время, как эта речка. Одиночество дерева – он могуч, но слаб, ему не хватает общения. Мелодия уносит его в далёкое прошлое, где он был маленьким деревцом, и его окружала высокая трава, с которой он мог поговорить. Может композитор ощущает себя в роли такого же дерева – он полон сил, но ему не хватает чего-то самого главного в жизни – родной земли, он далеко от неё).

А мне, когда я слушала музыку и смотрела картину, вспомнилось стихотворение Натальи Разгон:

Остались в прошлом дни пурги и стужи,

Вступает март в законные права.

И вот я жду, когда подсохнут лужи

И народиться первая трава.


Тогда я – в лес, прозрачный, затаённый,

Расцвеченный лишь охрою сосны,

И пеньем птиц ещё не пробуждённый

Для суматохи молодой весны.


И, может быть, на краткое мгновенье

Почувствую в торжественной тиши

Я здесь – царица! Лес – мои владенья,

Предвечное наследие души.


Мой чудный лес,… конечно, всё – иначе..

Ведь я – его случайная строка!

А для природы, может, равнозначно

Рожденье человека и листка?...


Вот об этом хотел сказать в своих произведениях Рахманинов – для природы равнозначно рожденье человека и листка. Природа – мастерская и храм, человеческий дом и место обитания всего живого. А как думаете вы?

Давайте, ваши ответы вы оформите в виде небольшого эссе и принесёте на следующий урок. Наш урок закончился, спасибо за внимание.










Используемая литература

  1. Парусова Е. Источник вдохновения, Музыкальная жизнь №2, 2009

  2. http://www.clubochek.ru/ Разгон Н. стихи о музыке