Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Саяногорск
«Черемушкинская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока в 7 классе
«Музыкальный образ»
С. Рахманинов
Соколовская Гулия Николаевна,
Учитель ОДНКНР, ОРКСЭ
МБОУ «ЧСШ №1», 2016
Художественно-педагогическая идея урока:
«Рахманинов – это русская душа, русская природа, русский быт»
Константин Игумнов
Ход урока:
Сегодня наш урок я хочу начать с высказывания великого русского художника Алексея Саврасова:
«Пейзаж не имеет цели, если он только красив, в нём должна быть история души, он должен быть звуком отвечающим сердечным чувством. Это трудно выразить словами, это похоже на музыку».
А ведь действительно, только музыка рождает звук, который может передать любое настроение, любое чувство благодаря своей оригинальности. Простой музыкальный звук может содержать в себе цвет, интонацию, движение. Послушайте концерт №3 Сергея Рахманинова и ответьте мне на такой вопрос – может ли это произведение стать музыкальным пейзажем?
(Слушание фрагмента концерта №3 С. Рахманинова)
(Да - можно представить лес, дуновение ветра, как деревья качаются на ветру, речка бежит). А что вас подтолкнуло к таким картинам в музыке? (движение в мелодии стремительное, тема фортепиано с постоянными переливами, арпеджио).
Несомненно, это произведение можно отнести к термину музыкальный пейзаж. Мелодия удивительно красива и выразительна – здесь и волнение и лёгкая грусть. Обратите внимание на начало – на фоне тихой игры оркестра звучит рояль – мелодично и светло.
(Слушание отрывка)
Создаётся ощущение полёта – звуки расширяют пространство, уводя нас в даль. Потом эта тема переходит в оркестр, она наполняется сочностью, оркестр также бережно исполняет её.
(Слушание отрывка)
Этот переход мелодии от фортепиано к оркестру – создаёт впечатление масштабности. Посмотрите, как эта тема приобрела мощь при повторном исполнении оркестра.
(Слушание отрывка)
Как вы думаете, одиночество есть в мелодии? (Есть)
А как вы это почувствовали? (Мелодия грустная, плавная, в ней нет радости, и она постоянно чего-то ищет – переходит из одного состояния в другое).
Вы совершенно правильно поняли замысел композитора и даже определили его состояние души. Он необычайно сильно любил природу и сам того не замечая через свои произведения заставлял задуматься о единстве человека с природой.
Сейчас я хочу представить вашему вниманию картину Алексея Саврасова «Дубы». Величавое мудрое дерево стоит на берегу маленькой речушки. Посмотрите, как Саврасов удачно поместил пространство в картине – перед дубом простор, и какой получился большой контраст между берегом и самим богатырём-деревом. Сейчас всмотритесь в картину ещё раз и послушайте музыкальное произведение – попробуйте поговорить с картиной, какие мысли она вызовет у вас.
(Слушание Концерта №3 С. Рахманинов)
А. Саврасов «Дубы»
( Может это раздумья старого дерева о жизни, о том, как быстротечно бежит время, как эта речка. Одиночество дерева – он могуч, но слаб, ему не хватает общения. Мелодия уносит его в далёкое прошлое, где он был маленьким деревцом, и его окружала высокая трава, с которой он мог поговорить. Может композитор ощущает себя в роли такого же дерева – он полон сил, но ему не хватает чего-то самого главного в жизни – родной земли, он далеко от неё).
А мне, когда я слушала музыку и смотрела картину, вспомнилось стихотворение Натальи Разгон:
Остались в прошлом дни пурги и стужи,
Вступает март в законные права.
И вот я жду, когда подсохнут лужи
И народиться первая трава.
Тогда я – в лес, прозрачный, затаённый,
Расцвеченный лишь охрою сосны,
И пеньем птиц ещё не пробуждённый
Для суматохи молодой весны.
И, может быть, на краткое мгновенье
Почувствую в торжественной тиши
Я здесь – царица! Лес – мои владенья,
Предвечное наследие души.
Мой чудный лес,… конечно, всё – иначе..
Ведь я – его случайная строка!
А для природы, может, равнозначно
Рожденье человека и листка?...
Вот об этом хотел сказать в своих произведениях Рахманинов – для природы равнозначно рожденье человека и листка. Природа – мастерская и храм, человеческий дом и место обитания всего живого. А как думаете вы?
Давайте, ваши ответы вы оформите в виде небольшого эссе и принесёте на следующий урок. Наш урок закончился, спасибо за внимание.
Используемая литература
Парусова Е. Источник вдохновения, Музыкальная жизнь №2, 2009
http://www.clubochek.ru/ Разгон Н. стихи о музыке