Самоанализ деятельности педагога
как действенное средство совершенствования профессионально-педагогического мастерства
Овладение педагогическим мастерством предполагает анализ каждого проведенного учебного занятия. При этом важно отметить как свои удачи, так и свои промахи, их первопричину, и выяснить, были они «запрограммированы» на стадии подготовки к учебному занятию или явились результатом работы в ходе учебного занятия.
педагогическое мастерство
производительность педагогического труда
умение спланировать, организовать, проконтролировать, свою деятельность
анализ урока
анализ педагогической ситуации
анализ воздействия на ученика
анализ результатов собственной работы
научная подготовка
педагогические навыки
способность организовать самостоятельную работу всех обучающихся
методические
умения
Виды анализа
Событийный
Элементарный
Содержательный
Причинный
Понятийный
Логический
Феноменологический
Структурно-функциональный
Анализ ― логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета на части, их сопоставление и изучение с целью выявления его качеств и свойств.
Анализ учебного занятия –сравнение конкретного учебного занятия с его теоретической моделью, продуктивным опытом и здравым смыслом.
Современный урок ― не однообразная и единая структурно-содержательная схема. каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность.
Анализ
психологический
педагогический
Аспекты
Комплексный подход
содержательный
методический
предметный
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Анализ учебного занятия формирует у педагога аналитические способности и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
деятельность учителя и ученика
деятельность
дифферен-цированных
групп учеников
Позиции анализа урока:
физиолого-гигиенические позиции
педагогические и методические позиции
Классификации видов анализа на основе их усложнения
- Предполагает общую оценку учебно-воспитательной функции урока или занятия, которая характеризует решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и даёт оценку их реализации.
- Может проводиться сразу после урока и не является окончательным.
- Дает начало другому анализу.
- Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.
1.
Краткий
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
- Возможен поэтапный анализ урока: процедурная сторона анализа заключается в разложении урока на составляющие компоненты и в поочередном их разборе.
2.
Структурный анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
как опрашиваются ученики
Схема поэтапного анализа
объяснение учителя
воспитательные моменты на уроке
эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы учащихся
применение наглядных пособий и технических средств обучения
задание на дом
Классификации видов анализа на основе их усложнения
- Используется при разборе занятий, этапы которых объединены или частично отсутствуют.
- Заключается в разложении занятия на его основные элементы:
- содержание;
- методика;
- развитие познавательной самостоятельности учащихся и др.;
- Поочередное изучение основных элементов с позиции различных целевых установок.
3.
Поэлементный
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
Позиции целевых установок:
- оценка правильности определения целей и задач урока; рациональности структурного построения урока и целесообразности распределения времени на его элементы, правильности отбора содержания учебного материала;
- оценка методов проведения урока, способов активизации познавательной деятельности учащихся, способов осуществления межпредметных связей; объективности способов решения воспитательных задач;
- изучение методов применения наглядных пособий, содержания и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
3.
Поэлементный
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
Методика поэлементного анализа эффективнее поэтапного, так как ее процедурная сторона заключается в осмыслении главных компонентов учебного процесса.
Поэлементный
Поэтапный
анализ
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
- Системный анализ ― это совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы.
- Подразумевает рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
4.
Системный
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
Типы системного подхода
Системный подход – направление педагогической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них многообразных типов связей.
Дает возможность оценить эффективность занятий независимо от типа, вида и структуры, наличия тех или иных дидактических средств и методов.
жесткий
гибкий
Классификации видов анализа на основе их усложнения
Предполагает рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценку под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
5.
Аспектный
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
Анализироваться могут следующие аспекты урока:
- реализация учителем триединой задачи урока;
- использование развивающих методов на уроке;
- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умений и навыков школьников;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
- организация проблемного обучения на уроке.
5.
Аспектный
анализ
Классификации видов анализа на основе их усложнения
- Система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
- Может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.
- Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
6.
Полный
анализ
Самоанализ учебного занятия
Самоанализ учебного занятия – процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка учебного занятия.
Устный самоанализ учебного занятия выступает как составная часть процедуры анализа урока, проводимого руководителем школы или методистом.
Плюсы самоанализа учебного занятия
Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала, когда учитель чувствует и понимает необходимость начать работать по-новому и меняться как личность.
Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения учителя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.
Плюсы самоанализа учебного занятия
Самоанализ ― прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него «творческого рабочего самочувствия».
Право па самоанализ и оценку своей работы может избавить педагога от многих лишних тревог и переживаний, что предполагает конструктивную критику работы в диалоге с экспертами, оценивающими учебное занятие.
Плюсы самоанализа учебного занятия
Без самоанализа педагогу невозможно улучшить качество своей работы. Такое улучшение не может произойти только за счет изучения передового опыта и научных достижений.
Плохо понимая свою собственную работу и свои проблемы, учитель вряд ли сможет органично встроить чужие достижения в систему своей деятельности.
Ход от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность.
Плюсы самоанализа учебного занятия
Без самоанализа учителю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были.
Человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелым профессионалом.
Плюсы самоанализа учебного занятия
Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель - учащиеся».
Необходимо реально отслеживать, что удалось и что не удалось сделать для обеспечения внутрипредметных связей, своевременной коррекции неизбежных отклонений от плана и наращивание достигнутых успехов. Тогда последовательный набор уроков сможет стать настоящей системой.
Плюсы самоанализа учебного занятия
В условиях либерализации внешнего контроля самоанализ и коррекция работы страхуют учителя от снижения качества обучения и воспитания школьников.
Творческая стадия подготовки к уроку
Плюсы самоанализа учебного занятия
Способствует экономии времени на техническую работу.
Проектирование урока
Можно не экономить время
Техническая стадия подготовки к уроку
Воплощение замысла в план урока
Экономия времени уместна
Алгоритм самоанализа урока, предложенный Ю.А. Конаржевским
Юрий Конаржевский
(советский педагог)
I. Характеристика класса
структура межличностных отношений
недостатки подготовленности учащихся класса
характеристика развития психических свойств
недостатки психического развития
недостатки биологического развития учащихся
лидеры, аутсайдеры
пробелы в фактических знаниях и умениях
дефекты зрения, слуха
отсутствие интереса, потребности в знаниях, установки на учение
слабое развитие интеллектуальной сферы
соматическая ослабленность
круги желаемого общения каждого ученика
слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся
проблемы в навыках учебного труда
недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу
особенности высшей нервной деятельности
слабое развитие эмоциональной сферы личности
взаимодействие структур личных взаимоотношений
дефекты в привычках и культуре поведения
патологические отклонения
Необязательно при каждом самоанализе урока давать подробную характеристику класса.
Самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся.
Руководитель может не знать характеристики класса, в котором он наблюдает и анализирует уроки, учитель обязан знать и строить урок на основе характерных особенностей конкретного класса.
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
Урок
Урок
II. Анализ внешних связей урока
- устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме;
- устанавливается характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
Урок
Урок
Урок
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
III. Характеристика триединой цели урока
выполняется с опорой на характеристику класса:
- чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива;
- какое воспитательное воздействие оказать на учащихся;
- какие качества начать, продолжать, закончить, развивать.
ЦЕЛЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
IV. Характеристика замысла (плана) урока
- что собой представляет содержание учебного материала;
- как его будут усваивать ученики;
- какую часть материала они могут усвоить сами;
- какая часть материала потребует помощи учителя;
- что необходимо прочно запомнить;
- что необходимо повторить и на что опереться при постижении нового;
- как закрепить вновь изученное;
- что будет интересным и легким, а что трудным;
- каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединой цели урока.
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
- характеристика учебно-воспитательных моментов и их учебно-воспитательных задач;
- объединение учебно-воспитательных моментов в этапы;
- выделение учебно-воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока и формирование конечного результата.
V. Морфологический аспект самоанализа
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
- подробный анализ микроструктуры тех учебно-воспитательных моментов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока;
- анализ соответствия содержания, методов обучения, форм организации познавательной деятельности друг другу и задаче каждого образовательного момента;
- анализ осуществляется через все три аспекта учебно-воспитательных задач.
VI. Структурный аспект самоанализа
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
- на основе установленных способов взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности определяется механизм формирования конечного результата урока;
- определяется, насколько структура урока соответствовала ТДЦ, замыслу урока, возможностям классного коллектива;
- каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечный результат урока;
- анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
VII. Функциональный аспект самоанализа
Алгоритм самоанализа урока (Ю.А. Конаржевский)
- проведение оценки качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;
- определение разрыва между триединой целью урока и конечным результатом урока, сравнение причин этого разрыва;
- оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта триединой цели урока;
- формулирование выводов и проведение самооценки урока .
VIII. Аспект оценки конечного результата урока
Памятка для самоанализа занятия
I. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
- Как урок связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
- Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы (других предметов)?
- Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития образовательной организации?
- В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
- Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (тип урока)?
а) Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
Памятка для самоанализа занятия
I . Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
д) Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
е) Какие условия (гигиенические, социально-психологические, учебно-материальные, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
б) Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
в) Какие главные задачи решались на уроке и почему?
г) Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
Памятка для самоанализа занятия
III. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
II. Были ли изменения (усовершенствования,
отклонения) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, то какие, почему и к чему они привели?
Памятка для самоанализа занятия
II. Были ли изменения (усовершенствования,
III. Удалось ли:
отклонения) по сравнению с данным планом в ходе урока?
- решить поставленные задачи урока ;
- получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.
Если – «да»:
Какова общая самооценка урока?
- Какие изменения?
- Почему они были введены в урок?
- К чему они привели?
Памятка для самоанализа занятия
IV. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
V. К акие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у педагога и помогает лучше осмыслить свою собственную работу.
Переход к самоанализу урока учителем ― ступень к преобразованию аналитических функций, своеобразное включение педагога в процесс управления школой, подключение его к управлению процессом повышения качества преподавания.
Источники
- Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М., Сентябрь, 2004.
- Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы. – Рига, 1996.
- Конаржевский Ю.А.Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
- Ромадина Л.П. Справочник завуча. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.