Самоанализ
Я, Тишина Галина Ивановна, учитель физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9». Общий стаж – 8 лет 5 мес., педагогический стаж – 4 года, в данной школе – 2 года 3 мес. В 2006 году окончила Барнаульский государственный профессионально педагогический колледж по специальности «физическая культура и ОБЖ».
Приоритетные задачи нашей школы – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование и развитие личности с ясным пониманием общечеловеческих ценностей, а также развитие интеллекта и творческих способностей. Эти задачи я ставлю и в своей профессиональной деятельности. Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Сейчас, как никогда, наиважнейшей задачей школы стала концентрация усилий педагогического коллектива и родителей для формирования здорового образа жизни ребёнка.
Решение поставленной задачи возможно при активной деятельности самого ребёнка, так как заставить работать на себя свои собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.
Исходя из этого, цель моей педагогической деятельности являются: формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.
Для решения поставленной цели я определила задачи:
Образовательная - решение которой я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.
Воспитательная - убеждена, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и физкультурно-спортивной деятельности.
Оздоровительная - направленность средств физического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытие резервных возможностей человека.
Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации – основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Что полностью совпадает с целями и задачами нашего учебного заведения, коллектив которого работает над методической темой «Повышение доступности качественного образования и развитие творческого потенциала обучающихся в условиях современного образования».
Мною ведется работа по теме – формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников. Современный школьник систематически недополучает необходимый объём моторики. Государственные программы физического воспитания обучающихся чётко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций.
Яркая черта современного урока физической культуры - четко выраженный индивидуальный подход к учащимся. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может и не быть проблемным для другого.
Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные (занимающиеся в ДЮСШ или спортивных секциях), имеющие спортивные разряды. И наряду с ними – ученики со средней и даже слабой подготовкой. Уроки физической культуры проводятся в разных условиях – в помещении, на площадке, в разное время учебного дня. Интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят баскетбол, футбол, другие – гимнастику, акробатику, легкую атлетику.
На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Содействуют воспитанию активности и инициативы такие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников: каждому хочется поскорее догнать товарищей.
В своей работе я применяю личностно – ориентированное обучение. Для этого использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, использую метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений по овладению двигательными действиями, развитие физических способностей с учетом типа телосложения, физической и технико-тактической подготовленности, учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Я строю урок так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа на районных, городских соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка. Учащихся оцениваю на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм: стандартные тесты физической подготовленности использую для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования.
Выбираю формы, методы и средства обучения, организовываю двигательную деятельность ребенка на уроке с учетом его возрастно-половых особенностей, динамики физической подготовленности и индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья. Внутригрупповая дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому ребенку, позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подобрать ребенку адекватные его индивидуальным способностям и возможностям методы и средства обучения. При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Приобщаю к выполнению домашних заданий своих учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает объем задания по силам. Причем при выполнении двигательных действий могу видоизменять упражнения в зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития, склонностей к тому или иному виду деятельности.
Не вызывает сомнений, что результативность данной системы проявляется в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся всех классов, у таких учеников появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формируется умение организовывать себя на достижение поставленной цели. Проводя мониторинг физической подготовки в начале, середине и конце года, можно заметить положительный сдвиг показателей физической подготовки учащихся (приложение №1).
Разработан и успешно работает план внеклассной и спортивно-массовой работы школы на основе календарного плана спортивных соревнований . Учащиеся соревнуются в таких видах спорта как кросс, футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, туризм (приложение №2).
За два года существенно улучшилась материально-техническая база школы. Были приобретены мячи, лыжи, что во многом улучшило проведение учебных занятий по разделам программы, в частности уроков лыжной подготовки. Выросла популярность таких видов спорта, как легкая атлетика, спортивные игры, туризм. Для обработки результатов мониторинга, разработки презентаций по видам спорта, заполнения протоколов внутришкольных соревнований в своей работе использую компьютер. Для проведения спортивных праздников, Дней здоровья имеется музыкальный центр, микрофоны, акустика.
Общая масса учеников и воспитанников имеет отличные и хорошие оценки, неуспевающих учеников по предмету нет. В их состав входят и дети с ОВЗ которые обучаются как в обычных классах, так и в специальных коррекционных классах для детей с умственной отсталостью.
Такие дети не ведут активный образ жизни, сверстники из домашних семей часто избегают от общения с ними. Одной из основных проблем детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, недостаточности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Однако все дети с ОВЗ как и обычные дети не имеющих проблем со здоровьем имеют право пользоваться всеми благами, удовлетворять свои социальные потребности (приложение №3).
В специальных коррекционных классах для детей с умственной отсталостью обучаются по 4-8 чел., к этим детям нужен особый подход и доверие. В этих классах имеется своя специальная программа, в которую не входит сдача нормативов. Физическая культура и спорт являются мощным фактором оздоровления детей, повышения защитных функций их иммунной системы. С такими детьми урок строится в игровой форме, что бы заинтересовать и привлечь их внимание.
Анализируя учебную работу за 2 года можно сказать, что мне удается сохранить динамику качества знаний по предмету физическая культура на высоком уровне, которая составляет 100% (приложение №4).
Урок был и остается для меня основной формой работы. Стараюсь давать материал урока доходчиво и интересно. Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для эффективного использования времени детей на уроке использую, наряду с традиционными средствами, методами и приемами обучения, уроки по типу спортивных тренировок. Уроки по спортивным играм (баскетболу и волейболу) являются наиболее любимыми у учащихся, и поэтому применение тренировочных занятий в них полностью соотносится с потребностями обучающихся в движении. Индивидуальную форму практикую, когда учащиеся обучены умениям самостоятельно осваивать двигательное действие и развивать двигательные качества.
Для оценки деятельности учащихся на уроке по основам знаний я использую метод опроса, программированный метод и демонстрацию. По технике владения двигательными действиями использую методы вызова, наблюдения, упражнений и комбинированный метод. Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оцениваю методом наблюдения, опроса, практического выполнения в любой части урока. Метод опроса применяю на каждом уроке и оцениваю не только умения детей в выполнении различных упражнений, предусмотренных учебной программой, но и знания из области физической культуры. Использую метод опроса и при проведении контрольных уроков. Чтобы активизировать внимание детей, использую следующий методический прием - предлагаю ученикам высказать свое мнение о выполнении упражнений товарищами.
Поскольку ребятам предмет интересен, они охотно занимаются в секциях, помогают в подготовке и проведении спортивных соревнований, выпускают стенгазеты по итогам соревнований.
На протяжении 2 лет традиционными стали товарищеские встречи по футболу, баскетболу и волейболу среди классов. Безусловно, все это привлекает детей, у ребят возникает интерес к занятиям, положительные эмоции, формируется мотивация.
На уроках и во внеурочное время общение с учениками, воспитанниками строю на открытой, доверительной основе, стараюсь быть предельно тактичным, внимательным, не показываю свое плохое настроение. На мой взгляд, культуру общения учителя определяют его внешний вид и поведение, а фундаментом доброжелательных отношений является умение считаться с интересами других людей, учащихся. Правильно организованные контакты с классом и отдельными школьниками, умелое управление детьми помогают мне сплотить коллектив, сформировать в нем положительный моральный климат.
Воспитание высоких, благородных мотивов поведения школьников- основная моя задача как педагога, так и классного руководителя. Ее решение во многом зависит от методов управления коллективом, от стиля руководства. Наиболее эффективным для меня является интегративный стиль руководства, который помогает мне учитывать интересы школьников, оказывать им помощь в учебе, труде, решении возникающих вопросов. Этот стиль руководства помогает мне формировать общественное мнение класса. Я считаю, что общественное мнение и единство нравственных оценок является эффективным методом формирования личности школьника. Я убеждена, что эффективным методом управления отношениями школьников является личный пример учителя и пример выдающихся спортсменов.
Ученики моего класса регулярно участвуют во всех муниципальных и областных соревнованиях и занимают призовые места.
На протяжении двух лет сама принимаю участие в спортивных мероприятиях: «кросс наций -2014,2015 года», занявшая 3 место, так же в легкоатлетической эстафете посвященной 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне за сборную управления образования имею награду за 3место. Участвую во всех товарищеских встречах в составе учителей, которые проводятся в школе.
Основными формами взаимодействия с родителями для меня являются выступления на родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед, посещение учащихся на дому с целью знакомства с индивидуальными особенностями семьи. Традиционным стало проведение «Дней здоровья» с участием родителей, соревнований по футболу, волейболу среди учителей и учащихся школы. Информацию об учебных достижениях, участиях в соревнованиях, об уровне физической подготовленности довожу до родителей на классных родительских собраниях. Все замечания и пожелания, если они объективны и могут повлиять на качество обучения, анализирую, делаю выводы. Добиваюсь, чтобы родители внимательно следили за состоянием здоровья своих детей. К оцениванию учащихся подхожу дифференцированно, соотнося контрольный норматив со способностями и возможностями учащихся, их отношением к предмету.
Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Являюсь человеком достаточно терпеливым в общении с другими, умеющим выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.
Согласно графику аттестации, прохожу курсы повышения квалификации. Посещаю районные мероприятия, открытые уроки учителей физкультуры. Для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий прошла обучение:
ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС» в 2014 году в объеме 108 часов;
ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Методическое обеспечение физического воспитания и оздоровления школьников при реализации ФГОС» в 2015 году в объеме 108 часов;
ГБУ НСО «ОЦДК» краткосрочные курсы повышение квалификации по теме «Психолого – педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» в объеме 36 часов.
Имею сертификат участника Первой Всероссийской научно-практической конференции «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений» в 2014 году; благодарственное письмо за подготовку команды на «Малые олимпийские игры» 2015 г.
Знакомлюсь с передовым опытом учителей, использую в своей работе материалы журнала «Физическая культура в школе», специальную учебно-методическую литературу по предмету, слежу за последними новинками в области физической культуры и спорта, используя единую, глобальную сеть «Интернет».
На уроках физической культуры в той иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Важнейшей стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям, воспитание физических и духовных сил, их подготовки к жизни.
В связи с этим я хочу добиться:
Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду общеобразовательных школьных дисциплин.
Заботиться о вовлечении учащихся в различные формы занятий физическими упражнениями, привлекать к этой работе школьный педагогический коллектив через проведение упражнений гимнастики и физкультминуток, обучив физруков 8-9 классов.
Привлечение учителей школы к спортивным мероприятиям для того, чтобы они личным примером влияли на учащихся на формирование здорового образа жизни.
Организовать высокую подготовку школьников к городским спортивным мероприятиям.
Организовать большее число внутришкольных соревнований и физкультурных праздников для родителей, учителей, школьников.
Строить уроки физической культуры на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми обеспечить каждому ребенку одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективный трудности усвоения материал программы. Опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения, создать условия для выбора занятий, которые ближе каждому школьнику.
Внедрение в действие программы школы «Самый здоровый класс».
Приложение №1
Средние показатели физической подготовки учащихся
Успеваемость | 2014 - 2015 | 2015 - 2016 |
Прыжок в длину с места (См.) | 185 | 205 |
Бег 2000 м (Мин.) | 10.5 | 9.0 |
Отжимание (кол – во раз) | 25 | 35 |
Поднимание туловища (кол – во раз) | 40 | 55 |
Бег 60м. (Сек.) | 10.4 | 9.0 |
Подтягивание (кол – во раз) | 8 | 16 |
![]()
Приложение №2
Анализ выступления в спартакиаде школ города
| 2014 - 2015 | 2015 - 2016 |
Веселые старты (начальная школа) | 7 | 5 |
Пионербол (5-6 класс) | 7 | 5 |
Баскетбол (7-9 класс) | 7 | 7 |
Футбол (7-9 класс) | 7 | 6 |
Легкоатлетическая эстафета (нач.школа) | 10 | 5 |
Легкоатлетическая эстафета (среднее и старшее звено) | 9 | 4 |
Приложение №3
Группа здоровья | 2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год |
Абс. | % | Абс. | % |
Основная | 402 | 86% | 374 | 80% |
Подготовительная | 51 | 11% | 74 | 16% |
СМГ | 12 | 3% | 16 | 3% |
Освобожденные | 2 | 0,4% | 2 | 0,4% |
| 467 | | 466 | |
Приложение №4
Качество знаний и успеваемость по Физической культуре
№ | Учебный год | Качество в % | Успеваемость в % |
1. | 2014-2015 | 84,5% | 100% |
2. | 2015-2016 | 90,4 % | 100% |
![]()
Здоровьесберегающее воспитание в школе
1 | Классные часы на тему «Что такое нормы ГТО» | С показом презентаций об истории этого массового спортивного движения, о возрождении традиции сдачи нормативов в России. |
2. | Открытый урок по физической культуре «Быстрее, выше, сильнее» | в школе № 9 был проведен открытый урок по физической культуре «Быстрее, выше, сильнее» для учеников 5А и 5Б классов. Дети соревновались в спортивном мастерстве, выполняли двигательные задания нормативов ГТО. Урок провели учителя физической культуры Тишина Галина Ивановна и Распоркина Ирина Валентиновна |
3 | Всероссийский День бега «Кросс Нации -2015» | Обучающиеся 6А, 9А, 11А классов школы № 9 стали участниками Городского массового пробега в рамках Всероссийского Дня бега «Кросс Нации -2015» в физкультурно-оздоровительном комплексе «Метелица». В вип-забеге приняла участие и заняла призовое III место Тишина Галина Ивановна, учитель физической культуры школы № 9. Среди обучающихся 1998 года рождения Филонова Анастасия, ученица 11А класса, заняла I место. У всех участников забега было хорошее настроение, было много болельщиков. |
4. | Соревнования по футболу, посвященные Дню учителя | прошли соревнования по футболу, посвященные Дню учителя, на школьном стадионе присутствовали болельщики из группы поддержки, классные руководители. Победителем турнира стала команда 7Б класса, ученики 5Б класса заняли II место, на III месте команда 6А класса. Лучшим игроком соревнований признан Зайцев Алексей, ученик 7Б класса, забивший 11 мячей в ворота соперников. |
5 | Городские соревнования по пионерболу, посвященных Дню народного единства. | команды 5Б класса (девочки) и 6А класса (мальчики) школы № 9 приняли участие в городских соревнованиях по пионерболу, посвященных Дню народного единства. Соревнования проходили во Дворце спорта «Авангард». Команда девочек заняла 3 место в подгруппе. |
6 | Неделя физической культуры | в школе № 9 стартовала предметная Неделя физической культуры, которую организуют учителя физкультуры Тишина Галина Ивановна и Распоркина Ирина Валентиновна. Началась предметная неделя с общешкольной физзарядки всех учеников 1 – 11-х классов в спортивном зале перед началом занятий. 27.11 состоялась товарищеская встреча по волейболу между командой педагогов школы № 9 и командой учеников 11А класса. Мероприятие проходило в рамках Недели физкультуры. В упорной борьбе со счетом 3:1 победу одержала команда учителей. Самым спортивным классом по сумме баллов за участие в мероприятиях в рамках Недели физкультуры, признан 9А класс. |
7 | Муниципальный этап открытых Всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья» | две команды учеников «9-1» и «9-2» школы № 9 приняли участие в муниципальном этапе открытых Всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья» среди команд общеобразовательных организаций. Соревнования проводились на базе ДЮШЦ «Маэстро». Команда «9-1» набрала 16 очков и заняла 10-е место в турнирной таблице. Всего в соревнованиях приняли участие 22 команды. |
8 | Флешмоб в рамках Всероссийской акции «Мы готовы к ГТО», | в школе № 9 был организован флешмоб в спортивном зале для учеников 1- 8 классов в рамках Всероссийской акции «Мы готовы к ГТО», посвященной Всемирному дню здоровья. В фойе школы транслировались видеоролики о спорте, здоровом образе жизни. |
9 | Соревнования по спортивному ориентированию в рамках городской молодежной акции «Кислород». | Ребятам были выданы электронные чипы, участники соревнований находили и отмечали чипами контрольные пункты. Все участники справились с заданиями.
|
10 | Президентские состязания | Президентских состязаниях , в которых они сдавали специальные нормативы. Все ребята справились с заданиями. В результате школьники МБОУ СОШ № 9 заняли восьмое место. |