Самоанализ урока по русскому языку.
Учитель: Вилкова Татьяна Анатольевна
Урок русского языка был проведён в 1 «А» классе 17.05.2017года.
В классе 30 учеников, из них высокий уровень обученности у 8 учащихся, выше среднего у 9 учащихся в, средний уровень обученности у 7 учащихся , низкий уровень обученности у 6 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Перенос слов». Урок по теме « Слово и слог» четвертый.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учащихся 1 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели: познакомить с правилами переноса слов; ввести алгоритм действий при переносе слов; научить объяснять выбор правила переноса.
Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Задачи:
1)Обрабатывание навыков переноса слов;
2)Обеспечение усвоения образовательных стандартов;
3)Развитие сотрудничества учитель – ученик;
4)Осуществлять оперативный контроль процесса обучения.
Формируемые УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (комментарий учителя, ответы учащихся);
• наглядные (презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной, групповой работы);
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Вид обучения: проблемный.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: Презентация, карточки с заданиями, графические модели, таблица «Перенос слов», карточки для игры.
Урок построен в соответствии с ФГОС, соблюдены все этапы урока.
I. Самоопределение к деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
- организовать актуализацию умений переносить слова;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Формируемые УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
На данном этапе вспомнили умение определять количество гласных в слове, умение делить слово на слоги. Для проверки знаний была проведена работа в парах с взаимопроверкой. Продолжая актуализацию знаний, делили слова для переноса. Это помогло поднять мотивацию к изучению русского языка «Все получается, все понятно». Затем было задание разделить слова для переноса, неподчиняющиеся изученным правилам.
III. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
При делении слов для переноса у учащихся получились разные результаты. Они зафиксировали во внешней речи причину затруднения, определили, что им не хватило знаний для переноса данных слов. Сформулировали учебную задачу как тему урока. Составили план действий, выбрали способ и средства её реализации.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
Формируемые УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Работая в группах по плану, провели исследовательскую работу с графическими моделями, определяя способ действия. Затем вывели новые правила переноса слов. Сформулированное правило было представлено в речевой форме. Сравнив свои выводы по таблице, убедились, что были правы.
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
Формируемые УУД:
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение работать в группах. (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Затем составили алгоритм для переноса слов.
Физкультмунутка для глаз.
Снятие зрительного напряжения.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Формируемые УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
На данном этапе учитель организует игру «Живые буквы», а учащиеся учатся применять новые знания в типовых заданиях, проговаривая свои действия вслух.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Формируемые УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Выполняют самостоятельную работу и проверяют ее, сравнивая с эталоном. Каждый проверяет сам себя – насколько он сам понял, как переносить слова. Самостоятельная работа не в качестве оценки. Подводят итог выполнения самостоятельной работы.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к решению уравнений на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Формируемые УУД:
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Учащимся было предложено записать предложение, в котором они должны были применить правила переноса слов.
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Делая выводы, ребята могли доказать, что достигли поставленной цели.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности. Получают позитивный настрой от урока.
Учащиеся на уроке были достаточно активны, работоспособны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый был по- своему успешен.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. На каждом этапе урока была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения, мог воспользоваться помощью со стороны одноклассника или учителя. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Я считаю, что цели урока достигнуты.