Самоанализ работы учителя математики
Гончаровой Светланы Анатольевны
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.
Педагогическая деятельность учителя в последние годы происходит в совершенно новых условиях. Каждый день приходится отвечать на вопросы: зачем учить, чему учить, как учить? Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.
Моё педагогическое кредо – Ученик не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь. А для этого надо создать благоприятные условия для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей.
Следует отметить, что большую роль в активизации мыслительной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. При этом следует учитывать, что цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания, а работа, осуществляемая с использованием средств информационных ресурсов, является движущей силой обучения.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.
Задачи моей работы :
Развивать познавательные интересы на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
Научить приобретать опыт поиска и использования информации по заданной теме;
Развивать математические способности;
Формировать положительную мотивацию к изучению математики;
Формировать всесторонне развитую социально зрелую личность;
Расширить понятие о роли математики в процессе познания человечеством окружающего мира;
Расширить кругозор обучающихся; дать учащимся качественное образование по математике;
Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
Привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
Развивать и укреплять интерес к математике.
Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и ФГОС второго поколения. В рамках данной программы учитель осуществляет свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Как педагог-предметник являюсь проектировщиком и исполнителем данной программы. Основными разделами программы является качество образования и сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых — действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.
Программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. В своей работе использую следующие нормативные документы:
-Закон «Об образовании РФ»;
-Образовательный стандарт образования по математике; ФГОС второго поколения;
-Примерная программа по математике;
-Учебный план школы;
-Федеральный перечень учебников;
-Рабочие учебные программы;
-Тематическое и поурочное планирование.
Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения. Чтобы поддержать положительную мотивацию, использую различные приемы и методы:
а) эмоциональный настрой учащихся на восприятие новой темы;
б) привлечение учащихся к проведению некоторых этапов урока (сообщения, презентации);
в) помощь учителя сильным учащимся и слабоуспевающим по теме (консультирование после урока, предоставление возможности пересдать неусвоенное, дать шанс ученикам для повышения своего результата);
г) организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Опыт работы подсказывает, что чем в более разнообразные виды деятельности включается человек, тем он быстрее добивается результата и сохраняет положительную мотивацию.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. В ходе обучения развиваю умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, устанавливать межпредметные связи. Организуя учебную деятельность учащихся при изучении математики, использую дифференцированный подход. Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе дети обучаются с разной подготовкой, с разным здоровьем и разными индивидуальными способностями. Всегда подчеркиваю хотя бы небольшой на первых порах успех школьника. В состав заданий включаю такие, которые направлены на развитие речи учащихся, умение рассуждать. При выполнении заданий увеличиваю степень самостоятельности: от работы по образцу до полной самостоятельности. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи, регулярно провожу индивидуальные консультации, во время самостоятельной работы – оказываю индивидуальную помощь отдельным учащимся. Работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы, представление презентации по теме или исследовательская работа по теме. Важное значение на своих уроках придаю организации атмосферы доброжелательности и комфорта. Учу детей самостоятельно работать с учебником, выделять главное в прочитанном тексте. Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний. При изучении темы систематически использую текущие проверочные работы, тестовые задания диагностического характера с целью выявления пробелов в знаниях, типичных ошибок, чтобы оперативно помочь учащимся в преодолении трудностей. Здесь использую самоконтроль и взаимоконтроль знаний, затем провожу тестовую или проверочную работу на оценку. Эффективность обучения зависит от содержания проверки получаемых результатов обучения. Для проверки ЗУН я использую текущий, тематический и итоговый контроль, проверяю знания в устной форме – фронтально, групповым способом; письменно - в виде самостоятельных и проверочных работ по вариантам способом самопроверки или взаимопроверки; индивидуально - тесты или контрольные работы по вариантам. Провожу собеседования, практикумы, консультации. Собеседования посвящаются обобщению и систематизации ранее изученного, установлению связи знаний с жизненными фактами. Результатом моей педагогической деятельности является усвоение на среднем или выше среднего уровне программного материала учащимися, имеющими ранее слабый уровень знаний по математике; превращение познавательной деятельности в познавательную потребность. увеличение количества обучающихся со средним уровнем знаний.
В своей педагогической деятельности использую элементы технологий:
развития творческих способностей в процессе обучения математике;
здоровьесберегающих технологий;
разноуровневого обучения;
тестовые технологии;
современные компьютерные технологии и ресурсы Интернета.
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Владею большим набором форм и способом организации учебно-воспитательного процесса. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.
Большое внимание я уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все
качества коммуникативной математической речи . На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям. Таким образом, позволяя ученикам самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
В своей работе я руководствуюсь принципами научной деятельности:
подтверждаемость
наблюдаемость
простота
системность
соответствие
Урок математики имеет свою специфику, содержание урока разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. С этой целью применяются различные типы уроков: урок изучения нового материала, урок применения знаний, урок проверки знаний. В 5-6 классах провожу такие уроки, как урок-соревнование, урок-сказка. В старших классах – уроки-лекции, уроки-зачеты. Несмотря на то, что я остаюсь верна традиционным методам обучения и считаю их применение вполне возможным, стараюсь идти в ногу со временем, изучаю новые педагогические технологии и пытаюсь какие-то новые элементы внедрять на своих уроках. Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизируют деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. Использую в своей работе интернет-материалы, компьютерные презентации, которые делаю сама с помощью программы Power Point, а также уже готовые, размещенные в сети Интернет. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения и экономии времени на уроке, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся (особенно на уроках геометрии);
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока :
Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
При объяснении нового материала;
На уроках обобщения и систематизации материала по изученной теме.
Систему домашних заданий я стою по принципу "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Использую следующие виды инструктажа при задании уроков на дом:
предлагаю выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе;
объясняю способ выполнения задания на двух-трех примерах;
разбираю наиболее трудные элементы домашнего задания
Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий. Я отношусь к категории тех людей, которые с нормальной коммуникабельностью, требовательны, достаточно терпеливы в общении с другими, умеют выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости и раздражительности. Являюсь очень обязательным человеком. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.