СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ результатов использования новых технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии, ставшие гарантом качества  образования в период внедрения ФГОС второго поколения, помогают педагогу прогнозировать результат  личностного развития учащихся с различными возможностями в их учебной и музыкально-исполнительской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ результатов использования новых технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности»

Самоанализ

результатов использования новых образовательных технологий,

электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

педагога дополнительного образования

государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 п.г.т. Суходол Структурного подразделения "Поиск"

муниципального района Сергиевский Самарской области

Верещагиной Марины Евгеньевны

Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений. Особая роль в реализации этих задач отводится сфере дополнительного образования детей, предметам художественно-эстетического цикла и урокам музыки в частности.  

Один из главных приоритетов и цель работы детского музыкального объединения «Шестиструнная гитара» - воспитание и развитие средствами искусства духовно-богатой, гармоничной личности с устойчивой потребностью в познании и творчестве, в стремлении максимально реализовать себя, самоопределиться социально, профессионально. В числе первоочередных задач – развитие творческих способностей (музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения) каждого ребёнка посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности.

Современные технологии, ставшие гарантом качества образования в период внедрения ФГОС второго поколения, помогают педагогу прогнозировать результат личностного развития учащихся с различными возможностями в их учебной и исполнительской деятельности. Использование современных образовательных технологий (СОТ) в объединении «Шестиструнная гитара» даёт возможность прогнозировать положительные изменения не только в развитии музыкально-исполнительских и вокальных способностей учащихся, но и в развитии эмоциональной сферы ребёнка, его воображения, интуиции, образного и ассоциативного мышления, способности к сопереживанию и творческой деятельности.

Процесс обучения игре на музыкальном инструменте сам по себе носит деятельностный практико-ориентированный характер и выстраивается в соответствии с основными положениями современной стратегии образования, включающими в себя компетентностно-ориентированный подход и личностно-ориентированную направленность. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества, способствующая формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Применение данной образовательной технологии на занятиях в объединении «Шестиструнная гитара» позволяет решить целый ряд проблем и оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Разновозрастные дети, более талантливые и менее одарённые, сосуществующие в одном творческом коллективе, учатся вместе работать, творить и всегда готовы прийти друг другу на помощь. Менее способные дети тянутся за более сильными и талантливыми, что обеспечивает дополнительную мотивацию учащихся к музыкально-творческой деятельности. Более взрослые и музыкально-одарённые ребята с удовольствием участвуют в роли экспертов при проверке домашнего задания у детей младшего школьного возраста, в роли педагога – при объяснении нового материал, в роли инструкторов - при подготовке концертных программ и выступлений, ориентированных на разные аудитории. В результате занятий, организованных в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве, технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, существенно миминизируется дефицит времени на подготовку наиболее успешных и талантливых детей. Как следствие – год от года увеличивается количество обучающихся, становящихся лауреатами разноуровневых творческих конкурсов исполнительского мастерства.

Учёт индивидуальных психо-физических особенностей и анатомо-физиологических возможностей исполнительского аппарата разновозрастных детей, занимающихся в объединении «Шестиструнная гитара», имеет огромное значение при прогнозировании ожидаемого образовательного результата.

Технология дифференцированного обучения позволяет организовать образовательный процесс в объединении с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: общего развития, типа нервной системы и эмоциональности, музыкальных способностей и возможностей, интересов и склонностей. Для учащихся с ярко выраженными умственными и музыкальными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов, педагогом разработаны компетентно-ориентированные задания теоретической и практико-ориентированной направленности, отличающиеся повышенной сложностью. Их выполнение в качестве домашней и самостоятельной работы позволяет учащимся выйти на более высокий исполнительский уровень, добиваться побед в областных и всероссийских творческих конкурсах. Работа с педагогически запущенными детьми, так называемыми трудными подростками, или детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на принципах взаимодоверия и создании предельно комфортных условий для каждого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Практико-ориентированные задания для таких детей, отличаются доступностью и простотой в воспроизведении, исполнительский репертуар подбирается с учётом их музыкальных способностей и возможностей.

Развитию интеллектуального, творческого потенциала личности учащегося с достаточным уровнем коммуникативных умений способствует использование в объединении «Шестиструнная гитара» методики коллективных творческих дел. Этапы КТД - целеполагание, планирование и реализация замысла, (например, при подготовке учащимися тематической концертной программы), создают условия для формирования и развития активности, инициативности всех субъектов коллективной деятельности. Поскольку и общая концепция выступления, и выбор соответствующего репертуара, репетиционные занятия и сценическое воплощение задуманного - большой общий труд, плодом которого является творческая самореализация всех участников деятельностно-творческого процесса.

Использование в образовательном процессе игровых технологий обеспечивает «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивает их на более детализированное восприятие изучаемых произведений. Музыкальные игры, используемые на занятиях в объединении «Шестиструнная гитара» открывают детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Очень интересна для детей младшего школьного возраста "Игра в моряков". Один, из хорошо поющих детей - капитан. Он набирает веселую команду. Кто верно повторит его задания (спеть фразу), идет в команду. С младшими школьниками используется импровизация с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: «На красавицу Ягу, наглядеться не могу». У каждого ученика складывается свой образ сказочного персонажа. В ходе задания при выполнении упражнения «Паук и мухи» дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того, петь выразительно, передавая характер песни.

Музыкально-ритмические упражнения как и работа со скороговорками, направленная на формирование артикуляционного аппарата и вокальной дикции исполнителя, также содержат элемент игры, поэтому всегда интересны детям любого возраста.

Сегодня перед системой дополнительного образования стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. Самые элементарные рекомендации в области музыкотерапии сводятся, в сущности, к достаточно простым советам, суть которых в том, что для успокоения детям необходимо дать прослушать тихую и спокойную музыку, а для того, чтобы активизировать его, - веселую и громкую.

Вокальное творчество детей является одним из ярких и наиболее активных проявлений музыкотерапии. В процессе пения сольного или ансамблевого укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Слушание музыки, исполнение песен участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Использование музыкотерапии в образовательном процессе способствует развитию коммуникативной функции у детей с трудностями социальной адаптации.

Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях позволяет включать детей в активную учебную деятельность, направленную на развитие познавательных способностей, дает педагогу возможность более глубоко осветить теоретический материал.  Наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности.    

При изучении нового материала в работе объединения «Шестиструнная гитара» используются мультимедийные презентации, слайды, что позволяет иллюстрировать рассказ педагога разнообразными наглядными средствами. Видеоряд используется и как средство эмоциональной разгрузки. 

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.        В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Кроме формирования коммуникативной компетенции у воспитанников, педагог ставит своей целью - приобретение  обучающимися практических навыков  в работе с компьютерными  программами: умения настраивать гитару по тюнеру (AP Guitar Tuner v. 1.02), пользоваться электронным справочником по аккордам (Guitar Calculator Pro, Accords), уметь переводить аккорды в другую тональность (Adaptation), создавать аккомпанимирующие гитарные партии (Rhythm n Chords 2.6 Pro, Guitar Pattern Library) и.д.

С целью трансляции опыта в данной сфере и стремлении к новым образовательным результатам учащихся, педагог самостоятельно изучил следующие программы: RA Chord Hunter, предназначеная для показа аккордов на грифе гитары по введенным пользователем данным (основной тон аккорда и тип аккорда), включающая в себя настройщик для гитары, транспозитор (как визуальный, прямо в тексте песни так и в виде таблицы), возможность прослушивания аккордов в тексте песни, построение дробных (слэш) аккордов, копирование схемы аккорда как в графическом так и в текстовом виде; программы-редакторы для нот, табулатур (Power Tab Editor 1.7 и Guitar Pro), позволяющия создавать, редактировать, записывать, прослушивать, импортировать и экспортировать табулатуры); Adaptation - программа для транспонирования нот и аккордов.


Накопленный опыт работы распостраняется через участие в дистанционных Всероссийских педагогических конференциях, публикации в социальной сети работников образования «VIDEOUROKI.NET», размешение авторского методического материала и ЭОР в виде презентаций на персональном сайте multiurok.ru/acousticguitar/. Обращение к подобным ресурсам способствует повышению педагогического мастерства, обмену опытом, решению технических вопросов, обсуждению в он-лайн сообществе методических материалов и актуальных вопросов в системе дополнительного образования.

Оформление основной документации детского объединения ведется в электронном формате. Это составление образовательной программы, календарно-тематическое планирование, план-работы педагога, разработка конкурсов, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или  на электронных носителях, можно легко найти и,  при необходимости, исправить или доработать.

Использование современных технологий в образовательном процессе объединения «Шестиструнная гитара», даёт свои результаты, а именно:

- здоровьесберегающие технологии позволили снизить уровень тревожности и общей невротизаци учащихся.

- игровые технологии делают занятия в творческом коллективе более продуктивными и эмоционально – насыщенными, что позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, активизировать познавательный интерес юных гитаристов к музыкальной деятельности.

- использование технологии обучения в сотрудничестве сохраняет позитивный эмоциональный настрой учащихся, укрепляет их желание учиться и творить вместе, формирует стойкие дружественные связи в коллективе, что способствует развитию учебно-познавательной и коммуникативной компетенции воспитанников объединения.

- технология разноуровневой дифференциации дает возможность повысить уровень теоретических знаний и практических умений в овладении инструментом каждого ребёнка, независимо от возраста и музыкальных способностей, что в свою очередь способствует формированию и развитию компетенции личностного самосовершенствования каждого участника образовательного процесса. Подтверждением этого является растущее год от года количество детей, задействованных в концертно-исполнительской деятельности, творческих конкурсах, и выход учащихся на областной и всероссийский уровень достижений.

- в коллективно-творческой деятельности дети испытывают радость от работы в коллективе и гордость от общего успеха, что создаёт дополнительный психологический комфорт на занятиях в объединении и способствует развитию коммуникативной и социально-трудовой компетенции учащихся.

- применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях в объединении способствует развитию учебно-познавательной и информационной компетенции, формирует навыки деятельности каждого ребёнка по поиску, анализу, отбору необходимой для занятий музыкой информации, с дальнейшим её преобразованием и сохранением.

Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, помогают сохранить здоровье детей, помогают детям чувствовать себя уверенне и успешнее, прививают чувство коллективизма, повышают результативность обучения.

Применение СОТ на занятиях в объединении «Шестиструнная гитара» актуально, педагогически целесообразно и необходимо: т.к. позволяет реализовать в учебно-творческой деятельности основные концепции системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного обучения, что ведёт к получению нового образовательного результата. Внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс способствует реализации познавательной и творческой активности обучающихся, развитию их творческих способностей, интересов и склонностей, раннему личностному самоопределению и профессиональной ориентации.