Самоанализ
Возможность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может
оставить своим детям и бедный, и богач.
К. Д. Ушинский
Над проблемой трудового воспитания школьников я уже работаю два года.
Труд всегда был основанием для человеческой жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в молодости. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу.
В классической педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.
Трудовое воспитание включает в себя основные его виды: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе. Реализуем его через основные формы организаций труда школьников – разовые поручения, дежурства, субботники, трудовые десанты. Организуя трудовую деятельность стараюсь обеспечить всестороннее развитие воспитанников, помогаю им обрести уверенность в собственных силах, воспитываю ответственность, дисциплинированность и самостоятельность. Хорошо выполненная работа вызывает у ребят ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то полезное, позволяет ощущать себя значимым. Наиболее эффективным методом воспитания в нашем классе является показ и объяснение.
Особое внимание в вопросе трудового воспитания школьников уделяю взаимодействию с родителями и опекунами. Даю рекомендации по созданию условий организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома.
Провели следующие мероприятия:
- участие в субботниках на пришкольной территории,
- организация экологических десантов на территории школы, пришкольной территории,
- организация дежурства,
- библиотечные уроки «Мир профессий»,
- викторина «Угадай профессию»,
- участие в акции «Очистить территорию Симферопольского водохранилища от мусора»,
- классные часы: «Профессии моей семьи», «Школа… А дальше?», «Всякое дело человеком ставиться, человеком и славиться», «Путь в профессию», «В мире профессий»,
- провели встречу по профориентации с представителями Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,
- тренинг по профессиональному самоопределению.
Планируемые мероприятия:
- организация совместной работы с центром занятости населения по трудоустройству несовершеннолетних граждан,
- классные часы, беседы, ученические собрания с привлечением родителей рабочих специальностей «Встреча с интересными людьми»,
- организация экскурсий учащихся на предприятия города с целью ознакомления с рабочими профессиями в рамках курса предпрофильной подготовки, профильной ориентации,
- «Профессии, которые выбирают наши дети» - лекторий для родителей
Ожидаемые результаты:
- потребность школьника в труде, интерес к труду и его трудовая активность,
- наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовности к выбору профессии,
- профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии,
- знание о профессиях, ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей,
- наличие представлений о содержании работы по выбираемой специальности,
- наличие общих трудовых навыков,
- формирование гармонически развитой личности, подготовленной к труду,
- сформированные навыки работы в коллективе, сформированные навыки самообслуживания.
2