СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ учителя

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ учителя»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1













МАТЕРИАЛЫ

ПОРТФОЛИО И САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МБОУ ЖЕРДЕВСКОЙ СОШ №1

МАГАС МАРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1















САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя истории и обществознания

Магас Марины Сергеевны
















2014г.




Система образования в настоящее время переживает сложный период: начался переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. С 2011 – 2012 учебного года школы Тамбовской области, в том числе начальные классы МБОУ Жердевской СОШ №1, начали работу по новым образовательным стандартам. В перспективе – переход на стандарты второго поколения средней и старшей школы. Отсюда возникает необходимость подготовки учителей-предметников к работе по новым стандартам. Школа работает над темой: «Совершенствование качества образования через освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного». Целями деятельности нашего образовательного учреждения является:

  • повышение качества образования через инновационную деятельность учителя, формирование у обучающихся высокой учебной мотивации, совершенствование работы с одарёнными детьми;

  • воспитание и развитие творческой, физически и нравственно здоровой личности, вооружённой научными знаниями, способной к реализации и самоопределению в обществе, формирование человека с толерантным сознанием, человека-гражданина и патриота, обладающего ключевыми компетенциями через развитие познавательных интересов школьников, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности воспитанников, ориентацию обучающихся на вечные ценности, создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребёнка в информационном пространстве школы.

Инновационная деятельность учителя предполагает освоение и совершенствование новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного. Реализация этих подходов осуществляется посредством использования на уроках и во внеурочной деятельности новых технологий. Исходя из этого, я определила свою методическую тему – «Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания». Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Поэтому возникает необходимость использования на уроках тех технологий, которые позволяют осуществлять системно-деятельностный подход. В соответствии с этим основными направлениями моей деятельности являются:

  • интенсификация процесса обучения за счёт применения современных образовательных технологий;

  • формирование информационно-образовательной среды предмета;

  • индивидуализация обучения;

  • обеспечение деятельностного подхода;

  • формирование самостоятельно мыслящей личности, умеющей применять полученные в результате познавательной деятельности знания в жизни.

В межаттестационный период в связи с происходившими в системе образования изменениями мне приходилось решать различные проблемы: подготовка к переходу на профильное обучение, внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация работы с одарёнными детьми, подготовка к переходу на новые стандарты.

В течение последних лет школа осуществляла работу по программе развития «Реализация непрерывного образования в школе». Результатом реализации программы развития явился переход на предпрофильное и профильное обучение, в результате чего к учителю стали предъявляться новые требования. Прохождение в 2006 – 2007 учебном году курсов профессиональной переподготовки «Профильное обучение на старшей степени общего образования (история, обществознание, экономика, право)» позволило подготовиться к осуществлению обучения и начать в 2011 – 2012 учебном году работу в социально-гуманитарном классе. Для работы в профильном классе мною составлены рабочие программы по обществознанию, экономике и праву.

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость активного использования в школе информационно-коммуникационных технологий. Профессионализм современного учителя, наряду с предметно-методической и психолого-педагогической, включает в себя ИКТ-компетенцию. За прошедший после последней аттестации период мною было пройдено обучение в творческой группе «Учитель. Педагог. Мастер» портала «Сеть творческих учителей» (в количестве 72 часов) позволило приобрести и усовершенствовать навыки работы в программах Power Point и MS Movie Maker, что помогает в организации учебного процесса, в том числе дистанционного и сделать уроки более наглядными, динамичными, насыщенными.

Однако использование компьютера на уроке для создания наглядности сегодня уже является недостаточным. Учителю стали доступны интерактивные средства обучения, одним из которых является интерактивная доска. В нашей школе это средство появилось несколько лет назад. Участие в работе творческой группы учителей – предметников МБОУ Жердевской СОШ №1 по теме «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе школы» позволило начать работу по внедрению интерактивной доски в учебный процесс. Творческой группой учителей-предметников был подготовлен школьный семинар «Теория и практика проведения традиционных уроков с применением ИКТ», где мною были продемонстрированы возможности применения интерактивной доски на уроках истории. Полученные в результате участия в Мастер-классе навыки помогли подготовить систему уроков и провести открытый урок с использованием интерактивной доски на районном семинаре на тему: «Применение компетентностного, системно-деятельностного и ресурсного подходов на уроках».

Применение информационно-коммуникационных технологий на новом уровне предполагает использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Прохождение в 2011 – 2012 учебном году курсов « Организация дистанционного образования», « Педагогические технологии формирования и оценки метапредметных, предметных и личностных компетенций», « Проектирование внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС» позволило приобрести знания и умения для подготовки и проведения уроков на новом качественном уровне.

После прохождения курсов ТОИПКРО по программе «Организация дистанционного образования» в 2011-2012 и 2012-2013 г.г. являлась муниципальным координатором дистанционного обучения в рамках проекта

« Телешкола» в Жердевском районе, в 2013-2014уч. году выполняю функции тьютора МБОУ Жердевской СОШ №1 по реализации дистанционного образования. К участию в проекте были привлечены обучающиеся старшего звена МБОУ Жердевской СОШ №1, МБОУ Жердевской СОШ №2, М.Горьковского филиала Туголуковской СОШ. Старшеклассники занимались по программам профильного обучения по предметам история, общество-

знание, английский язык, подготовкой к ГИА и ЕГЭ.

Наиболее остро в данный момент стоит проблема перехода на новые образовательные стандарты. Получить необходимую информацию, подготовиться к осуществлению перехода помогает участие в мероприятиях, организуемых ТОИПКРО. Итогом данной работы являются участие в областных научно-практических конференциях и публикации материалов в сети Интернет.

В настоящее время проводится работа по созданию новой программы развития школы. Являясь членом рабочей группы, занимаюсь вопросами выявления и работы с одарёнными детьми. С 2011 – 2012 учебного года являюсь участником творческой группы учителей-предметников, работающей по проблеме «Работа с одарёнными детьми».

В результате организованной в школе работы мои ученики активно участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня, интеллектуальных играх и турнирах « Весенний бриз», « ШРеК», « История государства Российского», « Достижения XX века», где занимают призовые места.

С прошлого учебного года в школе работает объединение дополнительного образования « Эрудит», в котором я занимаюсь с детьми разного возраста. Школьные команды «дУмки», « Знайки»,» ОРТ», « Clever» в течение двух лет являются победителями и призерами зональных и областных чемпионатов среди школьных команд Тамбовской области по интеллектуальным играм « Весенний бриз». Мой ученик Нечипорук Станислав в 2012 году занял второе место в научно-практической конференции, посвященной 200-летию победы России в войне 1812 года. Ученица 9 класса Марченко Ирина является лауреатом Всероссийского конкурса « познание и творчество» в номинации : « 70 лет Сталинградской битве». Участниками Всероссийских конкурсов являются также и другие мои ученики.

Моя программа работы с одаренными детьми была оценена на IX Всероссийском конкурсе педагогов « Образовательный потенциал России», где заняла II место в номинации « Опыт работы с одаренными детьми».

В 2011 году я стала победителем областного конкурса « Народный учитель Тамбовской области».

В 2010-2011 учебном году как учитель истории подготовила нескольких участников школьного конкурса «Ученик года», представивших на конкурс свои проекты по истории, обществознанию, проблемам школы.

Я работаю в общеобразовательной школе, поэтому в одном классе обычно есть как мотивированные на учебную деятельность учащиеся (к сожалению, меньшая часть), так и немотивированные. Поэтому, организуя свою деятельность, стараюсь учитывать образовательные потребности всех категорий детей, подбираю для них индивидуальные домашние задания и задания на уроке. Учащимся, которые проявляют больший интерес к другим предметам, предлагаю задания, связанные с их интересами, таким образом осуществляя межпредметную интеграцию с предметами не только гуманитарного, но и естественно-научного и математического циклов. Нередко предлагаю несколько вариантов домашнего задания, а учащиеся выбирают то, которое им интереснее.

Задача современной школы – подготовить выпускника, который умеет самостоятельно извлекать, обрабатывать и использовать информацию, применять свои знания в жизни. Как известно, учащиеся сегодня испытывают сильные перегрузки, поэтому я стараюсь организовать классную и домашнюю деятельность учащихся так, чтобы эффективно использовать время на уроке и вне его. Я понимаю, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Для этого широко использую индивидуальные задания, работу в группах, разноуровневые задания. Эффективно организовать работу на уроке помогает использование современных технологий.

Моя цель как учителя – научить детей выступать перед аудиторией. В этом хорошую помощь оказывает приём ТРИЗ «Подготовка к докладу» или методика обучения диалогу. Результатом систематического использования этого приёма на уроках стало свободное выступление учащихся 7 – 10 классов перед большой аудиторией на различных конференциях школьного и районного уровня.

Эффективно организовать работу, особенно во время болезни детей, карантина, морозов и при подготовке к ГИА и ЕГЭ помогают элементы кейс-технологии.

Конечно, велика сегодня роль информационно-коммуникационных технологий. Использование на уроке презентаций, электронных схем и таблиц, интерактивных тестов позволяет значительно сэкономить время на уроке для выполнения более сложных заданий. А размещение показанной на уроке презентации на портале «Дневник.ру» даёт возможность учащимся дома при необходимости ещё раз обратиться к материалу урока, а тем, кто по какой-либо причине пропустил урок – получить информацию в полном объёме.

Применение современных образовательных технологий позволяет по-новому организовать работу на уроке. Свою роль вижу в организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в результате которой учащиеся сами оценивают свою готовность, обнаруживают незнание, находят причины затруднений и строят проекты по их устранению. Осуществлять новые задачи позволяют технология проблемного обучения

и проектный метод. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятель­ность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умени­ями и развитие мыслительных способностей. Проектная деятельность делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют. Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новое в виде знаний, умений, проявлений личности. Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования: возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы; этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний; этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это ещё раз подтверждает мнение многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры». Анализ показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-
исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов:
организационно-подготовительного, технологического, презентационного. На уроках я стараюсь использовать различные формы работы: работу в парах, в группах постоянного и сменного состава.

Различные элементы современных технологий помогают повысить уровень познавательного интереса обучающихся. Особенно привлекательными для школьников уроки с элементами исследования, уроки и внеклассные мероприятия с использованием технологии “Дебаты”.

Работа над формированием у обучающихся высокой учебной мотивации способствует тому, что в классах, в которых я работаю, несмотря на невысокий уровень знаний большинства учащихся, прослеживается динамика качества знаний на протяжении трёх лет, а на итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА обучающиеся показывают качество знаний выше среднеобластных показателей. Способствуют этому разноуровневые, посильные для выполнения слабыми учащимися задания; задания, учитывающие интересы школьников, применение на уроках интерактивных средсв обучения, нестандартные уроки.

В урочной и внеурочной деятельности, используя современные образовательные технологии, стараюсь формировать у обучающихся учебные, интеллектуальные, общекультурные, социальные и информационно-коммуникационные компетенции.

Оценивая деятельность учащихся на уроке, учитываю возможности ребёнка. Наряду с традиционной оценкой использую приемы формирующего оценивания: самооценка и взаимооценка, лист самооценки. Во время проверки проектных работ итоговая оценка выставляется с учётом самооценки и оценки одноклассниками. Кроме того, использую контроль по методике Симонова.

Введение новых образовательных стандартов предполагает новую форму оценивания, поэтому в ближайших планах – изучение новых методов оценивания и создание системы оценивания общеучебных умений и навыков.

Отношения с учащимися строю на основе само- и взаимоуважения. Стараюсь учитывать интересы учащихся, их мнение. Создаю на уроке ситуацию успеха. Атмосфера на уроках доброжелательная, учащиеся всегда готовы прийти на помощь однокласснику, объяснить, помочь в выполнении задания.

Для того чтобы достичь высоких результатов работы, необходимо тесное сотрудничество школы с семьёй, поэтому налажена система осуществления связи с родителями: выступаю на общешкольных родительских собраниях, посещаю родительские собрания в классах, в которых работаю. Помимо традиционных форм работы с родителями (анкетирование, посещение учащихся на дому, индивидуальные беседы и консультации для родителей), информацию об успехах и неудачах детей, рекомендации довожу до сведения родителей через электронную почту и портал «Дневник.ру».

Отношения с коллегами складываются на основе взаимоуважения и сотрудничества. Учителя нашей школы с готовностью делятся опытом своей работы, я, в свою очередь, тоже стараюсь помогать коллегам. Ведущаяся совместно работа, стремление к единой цели способствуют получению хороших результатов.

Для того чтобы осуществлять свою деятельность в новых условиях, учителю необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Прохождение курсов, организуемых ТОИПКРО, позволяет подготовиться к осуществлению педагогической деятельности в период перехода на ФГОС второго поколения. Прохождение курсов переподготовки «Профильное обучение на старшей степени общего образования(история, обществознание, экономика, право)» способствовало подготовке к работе в профильных классах. К работе по новым требованиям готовили курсы « Педагогические технологии формирования и оценки метапредметных, предметных и личностных компетенций», « Проектирование внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС». Кроме того, стараюсь повышать свой профессиональный уровень самостоятельно, через знакомство с новинками методической литературы, через прохождение различных мастер-классов, организуемых порталом «Сеть творческих учителей». Стимулирует работу выступления на научно-практических конференциях, проведение открытых уроков и посещение уроков коллег, подготовка публикаций по актуальным вопросам.

Несмотря на большие возможности, предоставляемые сегодня педагогам для повышения своей квалификации, на улучшение материально-технической базы школы, что позволяет проводить уроки на более качественном уровне, в своей работе сталкиваюсь с рядом проблем. К сожалению, несмотря на старания учителя сделать урок более наглядным, динамичным, интересным, с использованием всех возможных технических средств и методических приёмов, познавательный интерес учащихся к изучению истории невелик. Учителю приходится противостоять реальной действительности. Дети с каждым годом понимают исторические реалии все меньше, особенно события XX века. Наблюдается крайняя пассивность учащихся.

В связи с этим ставлю перед собой ряд перспективных задач:

  • продолжать работу по подготовке к переходу на новые образовательные стандарты: изучить материалы по оценке образовательных достижений обучающихся в процессе реализации ФГОС; разработать критерии оценивания общеучебных умений и навыков обучающихся;

  • работать над повышением интереса к изучению истории и обществознания учащихся,

  • продолжать работу по использованию электронных образовательных ресурсов, а также освоить сервисы Веб 2.0 для создания собственных электронных ресурсов;

  • повышать самостоятельность учащихся,

  • осуществлять текстоориентированный подход;

  • развивать систему работы с одарёнными детьми.

Применение компетентностного, системно-деятельностного и ресурсного подходов на уроках и во внеурочной деятельности, на мой взгляд, во-первых, сможет повысить мотивацию обучающихся, следствием чего будет повышение качества знаний учащихся и высокие результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА, во-вторых, будет способствовать формированию самостоятельно мыслящей личности, умеющей применять полученные в результате познавательной деятельности знания в жизни.

12