Самоанализ урока учителя истории и обществознания Самариной Н.Г. по теме: «Крымская война 1853-1856 гг.» в 9 «Г» классе. 30.11.19.
Число обучающихся по списку: 27
Предмет: История России.
Тип урока: урок-презентация (комбинированный)
Характеристика урока с позиции его места в курсе. Тема урока имеет место в программе по Истории в разделе «Правление Николая I» и предусмотрена в тематическом планировании в количестве двух часов.
Цели урока:
- изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
- показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила
внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей
модернизации;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной,
мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков
в труднейших условиях осажденного Севастополя;
- развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,
устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по истории.
2. Совершенствовать умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, работать по карте, с документами, использовать творческий подход в изучении истории.
3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, расширять кругозор в процессе повторения изученных тем в течении года.
4. При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
- достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
- опираясь на ведущие характеристики возраста учащихся в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию, умение осуществлять поиск информации в источнике) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно: Технологии Развития Критического Мышления.
Новые термины и даты: Крымская война (1853-1856), Синопское сражение - 18 ноября 1853 г., оборона Севастополя - сентябрь1854 г.-август 1855 г.
Методы и приемы: устный опрос обучающихся, беседа, демонстрация, практические методы, метод свободного выбора, метод обратной связи.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Педагогические методы:
Словесные: рассказ, беседа
Наглядные: иллюстрация, демонстрация
Практические: упражнения стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности , контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Эвристические
Интерактивные
Формы и методы контроля используемые на уроке
Формы контроля на уроке: индивидуальный и фронтальный
Типы контроля: внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль, самоконтроль учащихся.
Форма контроля: устный опрос
Оборудование: индивидуальные тесты, компьютер, проектор, карта «Крымская война»,сообщения учащихся.
Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Синопская победа российского флота», «Корнилов В.А.» ,»Нахимов П.С.», «Тотлебен Э.И.», «Истомин В.И.», Пирогов Н.И.», «Кошка П.М.»
Используемые на уроке средства обучения: компьютер, экран, презентация по теме, опорные конспекты, карточки с заданиями для групп.
План урока:
Опрос домашнего задания (10 минут)
Изучение нового материала (25 минут)
Закрепление нового материала (5 минут)
Домашнее задание(2 минуты)
Подведение итогов урока (3 минуты)
Ход урока:
Опрос домашнего задания: Фронтальный опрос. Кавказская война 1817-1864. Причины, ход, основные этапы, Личности-участники войны. Итоги и следствие.
Изучение нового материала
Основная причина войны:
обострение соперничества держав на
Ближнем Востоке и Балканах, вызванное ослаблением Турции.
Повод к войне:
вопрос о «святых местах» в Палестине.
Россия потребовала признать русского царя покровителем всех православных в Турции.
Начальный этап война (слайд 23,24,25 – карта, портрет Нахимова, Синопское сражение 18 ноября 1853г. ), сообщение ученика о Синопской битве.
Вступление в войну Англии и Франции.
В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну.
Нанесли удары на Россию со всех сторон: на Черном море, на Балтике, на Баренцевом море, на Белом море, на Тихом океане - на Петропавловск-Камчатский.
В сентябре 1854 г. армия союзников высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь.
Героическая оборона Севастополя – 1854-1855гг. (слайд 26)
Работа с документами: (слайд 27)
Герои Крымской войны - сообщение учащихся(слайды 29-34) (10 минут)
Парижский мир 1856 год. (слайд 36)
Причины поражения России: (слайд 37)
Значение войны: (слайд 38)
Закрепление нового материала.(слайд 39) (5 минут)
Подведение итогов урока (оценки) (3 минуты)
Для достижения цели урока применялись как традиционные методы и приемы: беседа, работа с текстом учебника, проблемные ситуации, так и инновационные методы: информационно-коммуникативные технологии (презентация, Интернет ресурсы), практический метод обучения с элементами технологии проблемного обучения. Считаю урок прошел успешно, цели были достигнуты. Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и, в конечном итоге, их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом. При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный, компетентностно-ориентированный подход в обучении. Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностноориентированных заданий способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса, а также для формирования у обучающихся личностных универсальных учебных действий. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Учитель истории и обществознания: Самарина Н.Г.