Самоанализ урока химии
Класс 8
Тема урока. Химические свойства воды. Применение воды.
Тип урока и его структура. Изучение и первичное закрепление новых знаний и умений. Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходимо актуализировать и интегрировать разрозненные знания учащихся о воде.
Структура урока.
1.Организационный момент. Создать рабочую обстановку на уроке, благоприятную психологическую обстановку. Приветствие. Вступительное слово учителя о пройденном материале (строение и физических свойствах воды).1 мин.
2.Актуализация знаний.
Фронтальная беседа.
Работа с презентацией: состав воды, значение воды, физические свойства воды, охрана воды. 8 мин.
3.Постановка темы, цели, задач.
Создание проблемной ситуации. Ответы подводят к объявлению темы урока. Подготовка к работе на основном этапе.1 мин.
4.Усвоение новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Просмотр видеороликов. Работа с презентацией, учебником. 25 мин.
5.Закрепление понимания изученного. Дидактические игры 5 мин.
Подведение итогов урока
5.Итог урока. Ответ на проблемный вопрос. 3 мин.
6.Рефлексия
Самооценка выполненной работы. 2 мин.
Данный урок пятый в теме. Является продолжением темы о составе и физических свойствах воды. На последующих уроках будут применяться знания о химических свойствах воды при решении расчетных задач и изучении химических свойств оксидов.
В 8 классе – 24 учащихся. Сильных учащихся – 3, слабоуспевающих – 2. При планировании данного урока мною учитывались учебные возможности и индивидуальные способности учащихся. Для учащихся этого класса характерны такие качества, как заинтересованность в углублении знаний, чувство ответственности за результаты обучения, способность самостоятельно мыслить. При планировании урока я опиралась именно на эти особенности учащихся. Чтобы реализовать творческий потенциал учащихся, им дано было опережающее задание.
Дидактическая цель урока.
Образовательная: сформировать знания о химических свойствах воды; формировать первые представления о гидроксидах и Ряде напряжений металлов. Формировать умения составлять уравнения химических реакций, отображающие химические свойства воды.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к воде; продолжить экологическое просвещение школьников; привить заботу к окружающей среде и здоровью.
Развивающая: развить у учащихся умение логически мыслить и анализировать; продолжить формирование самостоятельной работы учащихся с учебником.
Можно отметить, что поставленные цели урока достигнуты. Выбранная дидактическая структура выдержана для реализации поставленной цели, поскольку главная, стержневая задача урока – изучение нового материала темы через самостоятельный поиск, где учитель является координатором и консультантом, ведущая идея получения знаний принадлежит учащимся.
На уроке учащиеся показали насколько могут эффективно включаться в исследовательскую деятельность.
4.На уроке систематизируются знания учащихся о распространении воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширяются знания учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды. Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, видеоролика, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью, работа с книгой), проблемное обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение. Методы и приемы использованные в уроке: исследовательский метод обучения, частично-поисковый методу обучения, метод проблемного изложения, репродуктивный метод обучения, объяснительно-иллюстративный метод обучения, методы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Главный этап урока - усвоение новых знаний и умений. На данном этапе проводилась работа с презентацией: учащиеся работали с рядом активности металлов, записывали в тетради уравнения реакций, определяли типы реакций. Проводилась самопроверка знаний по слайду. Учащиеся просматривали видеоролики о взаимодействии воды: обращали внимание на определение, условия течения реакций. Работали с учебником: давали характеристику применению воды.
Объяснение нового материала я сопровождала работой с презентацией. В ходе объяснения учащимся был поставлен проблемный вопросы по новой теме. Дети высказываются, в диалог «учитель-ученик» вступают, но не очень активно. Важным моментом урока считаю самостоятельную работу учащихся с презентацией: сначала осторожно, затем более уверенно выполняют действия предложенные мной. Желание попробовать свои силы, познать новое и выйти к нужному результату меня как учителя радует. Это снимает напряжение урока и ставит ученика в равное положение на уроке с учителем.
5.Время, отведенное на все этапы урока, было рационально. Между этапами урока были логичные «связки». Проговаривание правильных ответов помогли анализу и ликвидации ошибок при проведении дидактических игр. При подведении итогов урока, дети ответили на проблемный вопрос, поставленный вначале урока, составили синквейн по теме «Вода».
6.На уроке использовалось оборудование ИКТ: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, опорный конспект, видеоролики. Использование данных средств обучения было продуктивным и способствовало реализации целей урока, обеспечило его интерактивность.
7.Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся при выполнении дидактических игр: «Вставь пропущенное слово» ,«Крестики-нолики», «Удивительная цифра». Правильность выполнения задания осуществлялась методом взаимопроверки, затем самопроверки. Регулирование и коррекция знаний организовано на слайдах презентации.
8. Мой урок проходил в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
9. В целом можно сказать, что урок прошел успешно, проведенная рефлексия свидетельствует о том , что учащиеся дали положительную оценку урока , ими было отмечено , что на уроке было достаточно интересно, комфортно, много узнали. План урока и его цели были реализованы полностью. Образовательная среда урока способствовала саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями.
10.В дальнейшем планирую использовать современные технологии на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Учитель химии и биологии Е.Л. Илюхина