Самоанализ урока
учителя начальных классов МБОУ Дубровской №2 СОШ
Родионовой Татьяны Анатольевны
Класс:2
Предмет: Окружающий мир.
Тема урока: Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: исследовательский, проблемный, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты.
Урок построен с учетом дидактических принципов традиционной системы и психологических особенностей детей данного возраста. При подготовке к уроку я познакомилась с особенностями обучающихся данного класса и учла их при планировании. В частности: речь обучающихся 2 класса еще недостаточно развита, опыта мало, поэтому вопросы, задаваемые ребятам, были четко продуманы и наталкивали детей на правильные размышления и высказывания.
Данный урок соответствует тематическому планированию, опирается на предыдущие уроки раздела «Здоровье и безопасность», является связующим звеном в системе уроков по безопасному поведению детей в окружающей нас жизни и направлен на выработку умения вести себя в экстремальных ситуациях.
Спецификой урока является последовательная работа над формированием исследовательской компетенции обучающихся.
Деятельность на уроке способствовала соблюдению одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся.
Цели: познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Все применяемые методы ведения урока были направлены на мотивацию учащихся на учебную деятельность и на формирование у них универсальных учебных действий.
Планируемые результаты
Предметные УУД: запомнят правила предупреждения пожара, научатся вызывать пожарных по телефону, делать выводы из изученного материала.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать достигнутый результат, уметь точно выражать свои мысли.
Познавательные: характеризовать пожароопасные предметы; моделировать вызов пожарной охраны по телефону, уметь извлекать информацию из иллюстраций; уметь на основе анализа объектов делать выводы; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ; устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; уметь устанавливать рабочие отношения, осуществлять сотрудничество; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств , мыслей, побуждений; уметь слушать и понимать других.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебе; учебно-познавательного интереса к предмету, к новому учебному материалу; способности к самооценке, развитие мотивации к дальнейшему изучению окружающего мира.
Главной задачей является усвоение правил предупреждения пожара и выработка практических действий при чрезвычайной ситуации, которая называется пожар.
Главный метод, используемый на уроке: исследовательский (добывание знаний осуществлялось путем извлечения из предложенных источников необходимой информации, установления причинно-следственных связей).
На этапе определения темы и целей урока использовался проблемный метод. На этапах усвоения и закрепления новых знаний – частично-поисковый.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно – познавательной, практической.
Также на уроке были использованы методы по виду источника информации:
словесные (при актуализации знаний учащихся);
наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);
практические (составление памяток, вызов пожарных).
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационно-коммуникативных технологий, поэтому была создана компьютерная презентация, которая способствовала повышению интереса к данному уроку.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, занимательный материал.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник « Окружающий мир» А.А. Плешаков, (2 часть), телефоны, карточки с заданиями, памятки.
Структура урока соответствует данному типу урока и требованиям ФГОС.
Она включает в себя 5 основных этапов.
1. Организация обучающихся на работу.
Урок начала со знакомства, эмоционального настроя и самоопределения к деятельности, которые способствовали планированию учебного сотрудничества учителя с учащимися. В ходе оргмомента я старалась установить контакт с детьми с целью создания в классе творческой, доброжелательной атмосферы.
2. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. (Этот этап включал в себя постановку проблемы, участие учащихся в определении темы через включение в исследовательскую деятельность, имеющиеся знания, умения, необходимые для решения проблемы. Опирался на жизненный опыт учеников).
Небольшая исследовательская деятельность путем извлечения из предложенного источника («Сказки про Огонек») необходимой информации, позволила определить виды огня и сконцентрировать внимание обучающихся на самом опасном огне (огонь-враг).
3. Организация познавательной деятельности. (Этот этап включал в себя планирование деятельности на уроке, открытие нового знания, присвоение УУД, систему заданий для решения проблемы).
На этом этапе обучающиеся учились вести поисковую и исследовательскую деятельность, использовать приобретенные знания, учились строить рассуждения, извлекать из текста необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, анализировать объект, осуществлять сравнение, выделение общего и различного, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Закрепление и включение в систему знаний. Этот этап включал в себя самостоятельную деятельность, закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания в систему знаний, диагностику (тест), контрольно-оценочную деятельность).
5. Рефлексия учебной деятельности. (Этот этап включал в себя соотнесение цели с планируемыми результатами, достижения планируемых результатов, самооценку деятельности на уроке).
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту. Я считаю, что учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счет реализации личностно-ориентированного обучения, т.е. я уважала мнение и мысли учеников и старалась, чтобы ученики соответственно относились друг к другу. Также этому способствовала смена деятельности учащихся.
На уроке был также реализован компонент «социальное взаимодействие» - каждому ученику на уроке была предоставлена возможность действовать и высказываться. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной и творческой деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексия на протяжении всего урока, повышала ответственность учащихся за результат своего труда, снимала страх перед оценкой.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников. Психологическая атмосфера урока была достаточно легкая, комфортная.
Задание к следующему уроку дано заблаговременно, мотивировано, контролируется понимание задания, даются рекомендации к его выполнению. Одно из заданий творческого характера. Выполнив его, дети больше узнают о профессии пожарного, лучше освоят материал урока.
Считаю, то мне удалось на необходимом уровне решить поставленные задачи урока и получить соответствующие результаты обучения.
Используемые методы и приемы позволили сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия обучающихся.
На заключительном этапе урока были подведены итоги. Была осуществлена рефлексия: учащиеся оценили свое эмоциональное состояние на уроке.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
Я думаю, что урок цели достиг, т.к. целевые ориентиры урока стали для ребят личностно значимыми.