Учитель: Попкова И.В.
Школа: МБОУ «Почтовская СОШ»
Урок в 9-ом классе
«Устное сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему».
Тип урока: комбинированный.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС:
1) Организационный этап.
2) Постановка целей урока.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Оборудование, которое использовалось на уроке: компьютер, экран, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения).
Основные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, анализ текста, составление текста сочинения.
Первый этап урока: организационный.
На этом этапе обучающиеся не только проверяют готовность к уроку, но и концентрируются, настраиваются на работу.
Также на этом этапе необходимо обратить внимание учеников на раздаточные материалы, с которыми они будут работать (приложение 1: речевые клише; приложение 2: памятка как работать с сочинением-рассуждением; лист самооценки (ученики начинают заполнять его с начала урока); текст, с которым будут работать ученики на уроке; критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ).
Второй этап: постановка целей урока.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия должны быть сформулированы обучающимися самостоятельно.
Я предложила ученикам вспомнить структуру сочинения-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и просмотреть видеоролик. Тема ролика дает возможность учениками обозначить понятие для сочинения, а небольшой опрос после ролика и эпиграф к уроку - самим обозначить тему и сформулировать цели.
Третий этап: актуализация знаний.
Актуализация знаний — очень важный этап урока, на котором учащиеся воспроизводят имеющиеся знания, умения и навыки. Актуализировать опорные знания — это значит восстановить, оживить в памяти знания, усвоенные учащимися ранее, которые будут необходимы для понимания, осмысления и лучшего усвоения учебного материала.
На этом этапе я предлагаю ученикам вспомнить, как звучит задание 9.3 (сочинение-рассуждение) и поработать над его построением. Обучающиеся восстанавливают структуру сочинения 9.3., вспоминают, как правильно выстраивать последовательность сочинения, как правильно подбирать аргументы и делать вывод.
Четвертый этап: первичное усвоение знаний.
На этом этапе познавательная деятельность направлена на овладение знаниями, умениями и навыками.
Ученикам предлагается разбиться на группы, каждая из которых получает свое задание для определения понятия к сочинению 9.3.
Это работа со словарем Ожегова, словарем синонимов, подбором антонимов и работа с дополнительными источниками информации.
Использование данных структур способствует формированию у обучающихся умения работать в команде, слушать мнение членов команды, развитию наблюдательности и коммуникативных способностей.
Пятый этап: первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Далее обучающиеся работают в парах, читают предложенный текст, в процессе обсуждения выстраивают формулировки сочинения-рассуждения в формате 9.3. (определение, комментарий, подбор аргумента из предложенного текста, подбор аргумента из литературы, вывод-обобщение). Структура данного вида деятельности содержит в себе 4 важных компонента: позиция, обоснование, примеры, следствие.
Работая в группах и парах, ученики выводят тезис (формулировка определения и его комментарий); первый аргумент, за которым обращаются к тексту; второй аргумент (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей, сведения из СМИ).
В течение отведенного времени ученики работают над созданием текста сочинения-рассуждения и читают составленные тексты, затем все вместе формулируют вывод.
Работа в команде позволяет слабым ученикам работать с сильными учениками, учиться у них навыкам создания текста, подбору аргументов, подтверждающих их точку зрения.
Такой вид работы формирует у обучающихся умения грамотно, логично выстраивать свои суждения, приводить аргументы в подтверждение собственного мнения, делать выводы, подтверждающие высказанную позицию. Именно такие мыслительные процессы необходимы при написании сочинения-рассуждения. Такой вид деятельности способствует развитию устной речи обучающихся.
Шестой этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Этот этап позволяет ученикам самостоятельно выявить и прокомментировать ошибки, скорректировать.
Ученики подводят итог работы над целями, что способствует целостности и завершенности занятия в целом. Выводы формулируются обучающимися самостоятельно, являясь результатом деятельности их самих.
С помощью критериев оценивания сочинения-рассуждения 9.3. ученики выявляют недочеты и самостоятельно определяют правильность выполнения задания.
Седьмой этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
рефлексия (подведение итогов занятия).
Ученикам предлагается разноуровневое задание на дом и заполнение листов самооценки, оценивание обсуждается.
С помощью вопросов к уроку проводится рефлексия, что способствует обратной связи с учителем.