Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская школа № 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Самоанализ фрагмента открытого урока по русскому языку.
Тема урока: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных».
| Учитель начальных классов Шайхулова Е. М. |
г. Заинск – 2023 г.
Данный урок по русскому языку является первым в системе уроков по «Имена собственные». С предыдущими уроками данный урок связан целью обучения, теоретическим материалом. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.
Тема урока: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных».
Цель урока: знакомство с правописанием имен собственных.
На уроке решались следующие задачи: закреплять умение различать по вопросам к слова обозначающие предметы; корригировать зрительное восприятие, различные виды внимания, памяти, мышления на основе упражнений в запоминании, воспроизведении, сравнении; развивать каллиграфические навыки письма; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы, задания, которые соответствовали возрастным особенностям ребенка.
Материал урока доступный ученика.
С начала урока у Ярослава возникла неадекватная реакция на присутствующих на уроке учителей. Мальчик постоянно кричал, нервничал, отказывался работать.
После того как учителя ушли Ярослав включился в работу.
Для решения поставленных цели и задач была выбрана следующая структура урока.
Урок начинается с организации начала урока, задача которого – подготовить мальчика к работе на уроке. Я использовала упражнение, направленное на создание положительного эмоционального настроя, включение в деловой ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить ученика к работе на уроке.
Следующий этап – самоопределение к деятельности. Это этап создания проблемной ситуации. На данном этапе совместно с учеником пытались сформулировать тему урока.
Следующий этап – актуализация опорных знаний. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях ученика и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний были предложены проблемные вопросы. Закрепляли умение различать по вопросам к слова обозначающие предметы одновременно выполняя артикуляционную гимнастику.
Пальчиковую гимнастику провели перед письменной работой. Затем минутку каллиграфического письма. Целью данной работы является отработка графического навыка и навыков каллиграфии.
Следующий этап урока – постановка цели и задачи урока. На данном этапе Ярослав самостоятельно смог записать свое имя и узнал, какие слова нужно писать с большой буквы.
Следующий этап урока – усвоение новых знаний. (Этап на котором ученику были даны конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. Пыталась добиться от мальчика восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний). На данном этапе провели развивающую игру «Найди имя» с которой мальчик успешно справился и с помощью учителя все слова записал в тетрадь. В заключении данного этапа провели музыкальную физкультминутку.
Следующий этап урока – проверка понимания нового материала. Ярослав записал в тетрадь: Мама Ульяна, сестра Катя, сын Ярослав, дедушка Коля, собака Жучка. На данном этапе мальчик узнал что фамилии людей и клички животных тоже записываем с большой буквы. Мальчик списал в тетрадь свою фамилию.
Следующий этап урока – подведение итогов урока. Рефлексия. Здесь учила ребенка обобщать и систематизировать полученные сведения, проанализировала, дала оценку успешности достижения цели.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения - проблемности - в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающегося. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья ученика. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз и пальчиков.
Внимание учащегося на уроке было мобилизовано различными способами: через прямое требование; связывая изученный материал с жизнью школьника; с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
Распределение времени было рациональное.
Мне удалось уложиться по времени.
После ухода зам. директора и учителей Ярослав включился в работу активно.
Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.