СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоконтроль в процессе формирования орфографической зоркости.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоконтроль в процессе формирования орфографической зоркости.»

Самоконтроль в процессе формирования орфографической зоркости.


Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии. Как показывает практика обучения, школьники очень часто просто не видят, не умеют обнаружить ошибку в написанном ими тексте. Причина прежде всего в том, что действие самоконтроля выполняется ими формально («Зачем проверять, если ошибки все равно “прячутся”?!»). Чтобы сделать самопроверку действенной, необходимо с начала обучения сосредоточить внимание детей на двух ключевых моментах:

  • что проверять, то есть иметь перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения;

  • как проверять, то есть иметь набор необходимых операций.

Рассмотрим наиболее эффективные приемы формирования орфографического самоконтроля.


Выделение орфограмм зелёной пастой.

Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.






Орфографическое проговаривание.

Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.


Сличение с эталоном.

Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков при обучении написанию букв, цифр (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке таблицы сложения (реши, а потом проверь себя по таблице), при работе со словарными словами (проверка по орфографическому словарю).


Специально организованное списывание.

Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. Алгоритм «Порядок действий при списывании» для учащихся предлагается в учебнике.                        

Работа по инструкции, алгоритму.

Одним из приемов обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Рекомендуется использовать карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результат.



Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма проговариваю; определяю орфограмму; вспоминаю правило; применяю его; пишу; проверяю. Комментирование может быть двух видов:

  • подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишу и).

  • свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).


Какографические упражнения.

Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки.

Какографические упражнения помогают выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как инструмент речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы в полной мере реализовать обучающий потенциал заданий, направленных на нахождение и исправление специально предъявленных ошибок, и не нарушить при этом принципа “не навреди”? Такие условия выявлены и сформулированы Т.В. Корешковой. Назовем самые важные:

  • Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место – перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и преимущественно после прочного усвоения этих правил для обучения самоконтролю.

  • Корректурные упражнения должны выполняться в системе:

    • начинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические;

    •  начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.

  • Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.

  •  Необходимо обеспечить обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причем способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).

  •  Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем – предложения и тексты.

  •  Предъявляемый материал не должен превышать 8–12 отдельных слов или текст в 25–30 слов, на которые должно приходиться не более 4–6 ошибок, причем их не следует концентрировать в конце текста.

  •  Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля.





Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

  • Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов: Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

  • Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще неизученные.

К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании предложений самостоятельно, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте. Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях, либо подчеркивать отдельные буквы карандашом.

Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.


Диктанты. На уроках русского языка часто используем различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

  • Предупредительный;

  • Объяснительный;

  • Диктант с обоснованием;

  • Диктант с постукиванием;

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

  • Диктант «Проверяю себя»;

Главное достоинство этого вида диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы даем им возможность писать без ошибок, предупреждать их. Это один из вариантов письма «с дырками».

  • Самодиктант;

Это вид диктанта, при котором:

- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом; -проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

  • Взаимодиктант;

Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

-в парах с взаимопроверкой при использовании образца;

-одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; После записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

  • Зрительный диктант;

Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.

  • Знаковый диктант;

Этот вид диктантов позволяет экономить время. Их можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

-неправильная буква зачёркнута;

-подчёркнуто слово с ошибкой;

-подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;

-подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;

-на полях поставлен знак ошибки.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля. Данные приемы по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении – тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, побуждают интерес к занятиям. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!