Муниципальное методическое объединение старших воспитателей ДОО «Обеспечение качества дошкольного образования в соответствии с обновленным ФГОС ДО и ФОП ДО»
Указ Президента Российской Федерации
«О проведении в Российской Федерации Года семьи»
П Л А Н
основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи
Наиболее значимые федеральные мероприятия
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Торжественное открытие Года семьи в рамках проведения Всероссийского семейного форума
«Родные – Любимые»
I квартал 2024 года
Всероссийский конкурс семей "Это у нас семейное":
Торжественные мероприятия ко Дню семьи, любви и
в течение 2024 года
• окружные полуфиналы
март- июнь 2024 года
верности
июль 2024 года
• финальный этап
Торжественные мероприятия ко Дню матери
июль 2024 года
ноябрь 2024 года
Торжественные мероприятия ко Дню отца
октябрь 2024 года
П Л А Н
основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи
Культурно-массовые, спортивные, общественные мероприятия
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Выставка "Папа, мама, я - счастливая семья" ко дню физкультурника
III квартал 2024 г.
Всероссийские летние сельские спортивные игры с участием семейных команд
III квартал 2024 года
Семейные спортивные мероприятия в рамках декады спорта и здоровья
I квартал 2024 года
Проведение Всероссийского конкурса детского творчества "Моя семья"
Всероссийский исследовательский конкурс "Семейная память"
в течение 2024 года
в течение 2024 года
11-ый Всероссийский конкурс семейных исследований "Моя родословная"
в течение 2024 года
Всероссийский фестиваль - конкурс "Национальные кухни России: Рецепты счастливой семьи"
в течение 2024 года
Формирование туристических маршрутов "Семейный сельский туризм"
в течение 2024 года
Всероссийский фестиваль семейного творчества "Семья России"
в течение 2024 года
Всероссийский фестиваль семейных любительских театров "Сказка приходит в твой дом"
в течение 2024 года
П Л А Н
основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи
Мероприятия по укреплению ответственного родительства
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Всероссийское родительское собрание "Если дружно, если вместе. Здоровье ребёнка в наших руках"
сентябрь 2024 года
Проведение родительского лектория - "Школа физкультурного образования для родителей"
1 раз в квартал 2024 года
Поэтапное внедрение в субъектах Российской Федерации программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации
в течение 2024 года
Всероссийская неделя родительской компетентности
IV квартал 2024 года
Всероссийский проект "Открытые родительские собрания"
в течение 2024 года
Воспитание подрастающего поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти
Реализация задач ФОП ДО в части психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию предпосылок математической, естественнонаучной грамотности, в т.ч. развитие инженерного мышления
Использование самообразования как ресурса устранения профессиональных дефицитов педагогов ДОУ
Актуальные направления для деятельности ММО в 2024 – 2025 учебном году
Темы для ММО на 2024 – 2025 гг
Тема семинара на 2024 – 2025 гг, ДОУ
- Преемственность со ступенью начального общего образования, особенности.
2. Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФОП ДО (проведение открытых занятий с детьми по всем направлениям детского развития с целью обмена опытом с коллегами из других детских садов).
Месяц проведения
Подготовка к конкурсу «Воспитатель года 2025» - методический практикум
3. Практическая помощь по демонстрации эффективных активных методов и приемов методической работы с педагогическим коллективом.
Сентябрь 2024
«Нейрооборудование в работе с детьми» д/с «Светлячок» ст. Евсино
4. Формы и методы организации работы с педагогами ДОУ, в формате методического тренинга.
Октябрь 2024
Нейропсихологические упражнения в работе с дошкольниками д/с «Колокольчик»
5. Консультации по новым технологиям.
Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира д/с «Теремок» КСМ
Профилактика эмоционального выгорания, через сплочения педагогического коллектива д/с «Журавлик» ст. Евсино
6. Реализация ФОП ДО (методическое оснащение образовательной деятельности).
«Эффективные педагогические практики по формированию основ финансово-экономической грамотности» Родничок Линево
Январь 2025
1. «Современные игровые формы в работе с детьми по изучению ПДД» д/с «Красная шапочка»
Апрель 2025
2. «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста» д/с «Жаворонок»
3. «Современные подходы к организации нравственно патриотического воспитания детей дошкольного возраста» д/с «Огонек»
4. «Родительские собрания, как форма работы с родителями» Завьялово
Решение задач ФОП ДО в контексте психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
Сущность взаимодействия педагога с семьями воспитанников
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – качественно и эффективно организованное общение
Просвещение = информирование
Сотрудничество = общение на равных
Партнерство = взаимно выгодные отношения
Поддержка = помощь в преодолении трудностей
ФОП ДО
Задачи взаимодействия
2. Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей
1. Информирование родителей относительно целей ДО, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, об образовательной программе, реализуемой в ДОО
5. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс
4. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями… для решения образовательных задач
3. Способствование развитию ответственного и осознанного родительству как базовой основы благополучия семьи
РОДИТЕЛЬСТВО
ОТВЕТСТВЕННОЕ
ОСОЗНАННОЕ
Подход, в котором родители сознательно присутствуют и в полной мере ощущают каждый момент, проводимый вместе с детьми. Это активное присутствие и участие в жизни ребенка без суда и навязывания собственных ожиданий. Это намеренное включение в пространство ребенка, в его мысли, переживания и эмоции.
Социальный феномен, характеризующий качества родителей, проявляющиеся в отношениях и взаимодействиях родителей и ребенка (забота, уважение, поддержка, сочувствие, сопереживание) , осознанное влияние родителей на процесс сохранения жизни и здоровья ребенка.
Содержание ответственного и осознанного родительства:
4. Самостоятельность ребенка:
формирование у ребенка самостоятельности, активности, инициативности, ответственности (инициативность – главное содержание развития дошкольника)
1. Субъектное общение и адекватное удовлетворение возрастных и общих потребностей ребенка:
- знание и удовлетворение потребностей
- личностно ориентированное безусловное принятие
2. Воспитание:
5. Решение задач развития и психогигиены самого родителя:
- формирование поведения на основе норм и правил
- формирование регуляторных функций
- формирование ценностных ориентаций
- удовлетворение потребностей родителя;
- профилактика эмоциональных нарушений;
- возможности личностного развития
3. Социализация ребенка:
- понимание норм и правил социального взаимодействия формирование просоциальной позиции
- формирование общественной позиции
- позитивное отношение к обществу
6. Совместная деятельность с
ребенком:
- в соответствии с возрастом
- в соответствии с интересами ребенка
- в соответствии с задачами развития
Принципы взаимодействия воспитателей и родителей
- Принцип приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка (ФЗ «Об Образовании в РФ», ст.44).
- Принцип открытости ДОУ для родителей: доступность актуальной информации об особенностях пребывания ребенка в группе; свободный доступ в ДОО, обмен информацией между педагогом и родителями.
- Принцип взаимного доверия, уважения и доброжелательности во взаимоотношениях педагогов и родителей сотрудничества (общение «на равных», позитивное безусловное принятие другого человека, диалог, безоценочный стиль общения, доверительность отношений).
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье, вариативности содержания, форм и методов общения и образования родителей с учетом их запросов и потребностей.
- Принцип возрастосообразности : при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
- изучение и планирование
- изучение и планирование
- просвещение и информирование
- просвещение и информирование
- консультирование
- консультирование
- сотрудничество и поддержка образовательных инициатив родителей
- сотрудничество и поддержка образовательных инициатив родителей
Н аправления взаимодействия с родителями:
Диагностико-аналитическое
Просветительское
Консультационное
Совместная деятельность
Эффективные формы взаимодействия
семьи и детского сада
Диагностико-аналитическое: встречи-знакомства, диагностические беседы,
опросы и анкетирование с использованием ИКТ
Просветительское:
«Школы для родителей», тематические встречи, мастер-классы, родительские конференции, видео-лекции, информационные листы и отчеты дня, выпуск газеты/журнала ДОО, интернет-журналы.
Родительские собрания
Совместная деятельность: образовательные проекты и образовательные события, конкурсы и акции, визиты в группу и маршруты выходного дня, семейный эдьютеймент, праздники и досуги, семейные объединения
Консультационное:
индивидуальные и групповые консультации,
видео-консультации,
онлайн-консультации,
семейные клубы и студии
В фокусе внимания – открытость ДОО и семьи
ТРЕНД № 1. Формирование единого системного сообщества «Детский сад + семья»
ТРЕНД № 2. Детский сад проявляет активность и готовность к сотрудничеству с родителями
ТРЕНД № 3. Профессиональное развитие педагогов во взаимодействии с родителями, в т.ч. совместное обучение педагогов и родителей
Цифровые и дистанционные технологии во взаимодействии педагогов ДОО с родителями как потребность времени
Непосредственное взаимодействие
- эмоционально окрашенная информация, получение адресной информации, наличие обратной связи, можно задать интересующие вопросы и обсудить волнующую проблему
- эмоционально окрашенная информация,
- получение адресной информации, наличие обратной связи,
- можно задать интересующие вопросы и обсудить волнующую проблему
Дистанционное и онлайн взаимодействие
- отсрочено часто по времени, недостаточно эмоционально окрашено и подкреплено, охват большого числа родителей , наглядность и красочность , выстроенность информации, востребованность, по статистике 80% родителей дошкольников – активные пользователи соцсетей.
- отсрочено часто по времени, недостаточно эмоционально окрашено и подкреплено,
- охват большого числа родителей ,
- наглядность и красочность ,
- выстроенность информации,
- востребованность,
- по статистике 80% родителей дошкольников – активные пользователи соцсетей.
Цифровое взаимодействие удобно для создания и размещения
справочной, ознакомительной, аналитической информации
Цифровые и дистанционные технологии во взаимодействии педагогов ДОО с родителями
Пути и формы применения цифровых технологий
Где используем:
Ресурсы:
- Сайт
- Социальные сети
- Создание каналов
- Электронная почта
- Групповые чаты
- Телеконференции и встречи
https://supa.ru/
https://flyvi.io/ru
https://wilda.ru/
Что используем:
https://desygner.com/ru/
- Инфографика
- Информационные статьи
- Электронные книги
- Подкасты
- Видеоинформация….
https://heyteaser.ru/
Российские ресурсы
Не требуют специальных навыков
Готовые шаблоны
Работа с видео
Наличие бесплатного контента или пробного периода
Наличие корпоративных тарифов
Возможность работать командой
Доступ к стоковым видео и фото материалам
Образовательная работа с детьми дошкольного возраста по формированию предпосылок математической, естественнонаучной грамотности, в т.ч. развитию инженерного мышления
Инженерное мышление
системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями.
(Энциклопедия профессионального образования)
Особенности:
а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств;
б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем;
в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- умение сравнивать по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и т. д.
- умения ориентироваться в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку.
- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности
- формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования
( п. 19. Познавательное развитие )
Инструменты
Программируемые игрушки
Педагогические технологии
ТРИЗ
проектная деятельность
Программные системы (ПиктоМир, Котобот)
Игровая
Интерактивные панели
Экспериментально-исследовательская
Программируемые конструкторы
Развивающее обучение
Конструктивные навыки
Работа со схемами и чертежами
Развитие
Блоки Дьенеша
Палочки Кюизенера
Способы и приемы моделирования
Игры Никитина
Анализ построек
Игры Воскобовича
Самообразование как ресурс устранения профессиональных дефицитов педагогов ДОУ
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетентности
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Цели самообразования:
- повышение профессиональной компетенции;
- расширение педагогических и психологических знаний;
- углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышение общего культурного уровня.
Способы самообразования
Этапы самообразования
1. Чего хочу? (интерес) - определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?) - формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
2. Как достигну? (план) - отбор действий (Что надо сделать?) - установка их последовательности (В какой последовательности?) - определение сроков (Когда?)
3. Что делаю? –работа по созданию ППРС, ОД и воспитательных мероприятий: С помощью чего? Как получается?
4. Что получилось? Что не получилось и почему? (Анализ) - подбор методик анализа - проведение анализа - выводы
5. Что дальше делать? (Планирование на будущее) - задачи на будущее
Алгоритм работы над темой самообразования
- Выбор темы на основе проблемного анализа.
- Определение цели и задач.
- Проектирование результата работы.
- Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).
- Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.
- Выбор источников самообразования.
- Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях.
- Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Как выбрать тему для самообразования
Критерии, которые влияют на выбор темы:
- особенности вашего опыта работы;
- личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
- повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем дошкольном учреждении;
- актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
- доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, должны быть ресурсы на реализацию программы;
- измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.
Документы и материалы по самообразованию
- План по самообразованию (на весь период работы над темой).
- Банк информационно-методических материалов:
- список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);
- список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;
- библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);
- медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.
- Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).
- Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).
- Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.
- Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы, аналитические справки).
План работы над темой самообразования
№
1
Направление, содержание деятельности
Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы.
Сроки
2
3
Отметка о выполнении
Составление списка литературы по теме
Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме
4
Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности
5
Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности
6
7
Мониторинг педагогической деятельности
Подготовка выступлений на ...
8
9
Участие в ...
10
Систематизация материалов по теме
Создание ...
11
Формирование банка...
12
Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
Ф.И.О. должность ____________________________________ за 20__ - 20__ уч.г.
- Литература, изученная по данной проблеме.
- Основные способы решения поставленных задач.
- Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию.
- Анализ образовательных результатов реализации поставленных целей и задач.
- Анализ методических результатов реализации поставленных целей и задач.
- Профессиональные достижения по теме самообразования (профессиональные конкурсы, выступления, публикации и др.
- Перспективы профессионального развития
№
Форма / Наименование
1.
Уровень / Дата
Конкурс «Воспитатель года»
Результат
Муниципальный, ноябрь 2023
Лауреат
Пример «дорожной карты» профессионального роста педагогического работника
Содержание работы
сроки
Изучение научной методической литературы
результат
Анализ и обобщение теоретических данных
Обзор литературы по теме для педагогических работников ДОО
Внедрение в практику полученных теоретических знаний
Проведение консультаций для педагогических работников ДОО
Ознакомление с передовой практикой дошкольных организаций
Анализ и обобщение практических данных
Открытые образовательные мероприятия
Участие в семинарах, конференциях
Повышение квалификации в ДПО
Диагностика и анализ работы
Публикация материалов
Удостоверения о курсах повышения квалификации
Обмен опытом с коллегами
Участие в профессиональных конкурсах
Обобщение опыта работы по теме самообразования
Размещение информации на сайтах, выступления на МО, семинарах, педагогических мастерских
Педагогический проект, программа…
Пример оформления
индивидуального образовательного маршрута
ФИО (полностью)
Иванова Наталья Ивановна
ОО
МБДОУ д/с
Должность
Воспитатель
1
Профессиональные дефициты/ задачи на предстоящий период
Образовательные задачи
2
Отсутствие опыта работы с видео- и фоторедакторами
3
1.Ознакомиться с перечнем программ видео и фото монтажа (интернет ресурсы)
Действия, мероприятия по реализации образовательных задач
Примерное время, разбитое по этапам (указать дату, месяц, год)
https://smmplanner.com/blog/top-7-prilozhenij-dlya-besplatnoj-videoobrabotki/
4
1.В сети интернет найти, ознакомиться и изучить функции и возможности программ-редакторов
Форма предъявления результата
5
2.Изучить функции программ-редакторов
2. Посетить курсы «Цифровизация дошкольного образования: современные вызовы и тренды» Зандынова О.Б.
3.Научиться пользоваться выбранным видеоредактором
3. Выбрать
Показ видеоролика 06.05.2023
функциональную программу
2. 02.06.-07.06.2023
https://www.canva.com/
4. Создать видеоролик
4. Смонтировать видеоролик
3.01.05.2023
4. 01.05.-05.05.2023
Пример оформления
индивидуального образовательного маршрута
ФИО (полностью)
Иванова Лариса Евгеньевна
Организация
МБДОУ д/с
Должность
Учитель-логопед
Профессиональные дефициты/ задачи на предстоящий период
1
Образовательные задачи
2
Разработка Дорожной карты ребенка с СДВГ
Действия, мероприятия по реализации образовательных задач
3
1.Изучить особенности детей с СДВГ
Примерное время, разбитое по этапам (указать дату, месяц, год)
4
2. Привлечение родителей ребенка с СДВГ к активному участию в планировании Дорожной карты
1.Изучение методической литературы и интернет – ресурсов о детях с СДВГ
1. 25.04.-01.05.2023
3.Обучиться современным подходам к формированию саморегуляции у ребенка с СДВГ
https://www.sdvg-deti.com/
5
Форма предъявления результата
4.Научиться составлять Дорожную карту на ребенка с СДВГ
29.08.2023 презентация дорожной карты на ребенка с СДВГ в рамках педагогической мастерской МБДОУ детский сад № 56 «Теремок»
https://foma.ru/trudnyie-deti-trudnoe-schaste-3-knigi-v-pomoshh-roditelyam.html
2. БРИОП – курсы по графику
2.Прослушать курсы БРИОП «Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВиГ)»
3.Консультация с детским психологом
4.Беседа с родителями ребенка с СДВГ
29.08.2023 консультация для родителей ребенка с СДВГ
3.Июнь 2023
5. Составить дорожную карту
4. 05.05.2023
5. 27.06.-01.07.2023
РЕФЛЕКСИЯ
Информация,
полученная на семинаре
не интересна, бесполезна
и в работе мне не пригодиться
Семинар был
полезный для меня
Семинар был интересный
Знания, полученные на семинаре
мне пригодятся в работе