СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование – необходимое условие успешного перехода на новое содержание обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование – необходимое условие успешного перехода на новое содержание обучения в УНПО. 

Просмотр содержимого документа
«Самообразование – необходимое условие успешного перехода на новое содержание обучения»

Рязанский областной институт развития образования


















Л.И. БАЛАБАНОВА




Самообразование – необходимое условие успешного перехода на новое содержание обучения в УНПО

(методические рекомендации)























Рязань 2007


ББК

Балабанова Л.И. Самообразование необходимое условие успешного перехода на новое содержание обучения в УНПО: Метод. реком. /Ряз. обл. ин-т развития образования.-Рязань, 2007.- с.


В настоящих методических рекомендациях излагаются основные вопросы самообразования по совершенствованию методического мастерства.


Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы мастеров производственного обучения, преподавателей, руководителей и других работников учреждений образования по совершенствованию своего методического мастерства и повышению уровня методической работы в училище.







Печатается по решению научно-методического отдела Рязанского областного института развития образования.






Рецензенты: Кудинова Л.В., проректор РИРО по ПО, отличник ПТО;

Цыбизова А.В., зам. директора по УПР ПЛ№4 г.Рязани.














ББК

© Рязанский областной

институт развития

образования, 2007










Содержание


  1. Введение

  2. Из истории самообразования

  3. Самообразование как социально- педагогическая проблема

  4. Мотивация самообразования

  5. Основные принципы самообразовательной работы

  6. Содержательный аспект самообразования педагогов

  7. Формы самообразования

  8. Планирование самообразования

  9. Работа над темой

  10. Руководство самообразованием

  11. Самообразование и информационно-компьютерные технологии

  12. В помощь педагогическим работникам

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

  1. Литература


























Введение


«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ системы НПО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

В системе начального профессионального образования наряду с действующими формами повышения квалификации придается большое значение самообразованию педагогических работников. Оно особенно необходимо преподавателю, мастеру п/о в силу специфики их интеллектуального труда. Для них самообразование – жизненная необходимость. Систематическая и планомерная работа над совершенствованием своих знаний и умений является необходимым условием успешного перехода на новое содержание обучения в профессиональных учебных заведениях.

В настоящих методических рекомендациях излагаются основные вопросы самообразования по совершенствованию методического мастерства.

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы мастеров производственного обучения, преподавателей, руководителей и других работников учреждений образования по совершенствованию своего методического мастерства и повышению уровня методической работы в профессиональном училище.



Из истории


Самообразование получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области самообразования.

  В дореволюционной России самообразование было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся техническим прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой интеллигенции.

Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали самообразованию трудящихся: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863—64 в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование»; в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для С.», проводила письменные консультации; облегчённые программы для широкого круга занимающихся С. выпускал Отдел для содействия С. в Петербурге (с 1894). Значительную роль в С. играли различные общественные курсы и университеты для народа (см., например, Шанявского университет). Однако широкого размаха в то время самообразование достигнуть не могло, так как этого не допускал господствовавший в России социальный строй.

  Особое место занимало политическое С. передовых рабочих, принявшее в конце 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в которых изучались основы марксизма, актуальные политические и экономические вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революционные пропагандисты, главным образом социал-демократы. Во многих случаях для политического С. использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня политической сознательности и общеобразовательных знаний.

 Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XX в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.

После Октябрьской революции 1917 самообразование стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистической партии, государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. п.). Принципиально новыми, характерными для социалистического общества чертами С. являются: сближение общественных и личных интересов в направлении и целях С., обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономическими, политическими и культурными задачами, стоящими перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов С.: непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами; практически оба вида С., как правило, находятся в единстве. Система С. изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний.

С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.

В 20-е — начале 30-х гг. в связи с острым недостатком педагогических кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты «на дому».

В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В развитом социалистическом обществе С. направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для С. Ведущими в системе С. становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы в народных университетах, на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С. способствует деятельность организаций общества «Знание», разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисленные научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С., а также радиовещание и телевидение.

 В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.


  Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960; Рубакин Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.

  Г. В. Антонов.


Народные библиотеки и читальни, общедоступные бесплатные просветительские учреждения в дореволюционной России, предназначенные для широких трудовых слоев населения (рабочих, крестьян, ремесленников и др.). Учреждались и содержались земствами, городскими думами, культурно-просветительскими обществами, кооперативными организациями, крестьянскими общинами и отдельными лицами. Первая Н. б. была открыта Петербургским комитетом грамотности в 1861 в с. Вязовка Саратовской губернии.

Царское правительство тормозило развитие Н. б., устанавливая множество ограничений в их работе. В 1890 были изданы «Правила о бесплатных народных читальнях»; фонды Н. б. должны были составляться в соответствии с каталогами, утвержденными министерством народного просвещения. По свидетельству современников, в Н. б. могла попасть 1/10 часть всей выходящей в России литературы, разрешенной для приобретения платными публичными библиотеками. В Н. б. не допускались произведения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих др.

Революционная социал-демократия использовала Н. б. для политического просвещения и воспитания народных масс, организуя подпольные фонды марксистской литературы. Под влиянием Революции 1905—07 правительство вынуждено было отменить «Правила» 1890. Н. б. были уравнены в правах с платными публичными библиотеками.

   Лит.: Стаханов С., Народная библиотека-читальня и ее посетители, М., 1900; Звягинцев Е., Правовое положение народных библиотек за 50 лет, М., 1916.

Народные дома, клубные учреждения в дореволюционной России. Обычно в Н. д. размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Н. д. создавались на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц. Первые Н. д. были открыты во 2-й половине 80-х гг. 19 в. крупными промышленниками. В конце 19 в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах Н. д. с просветительскими целями (в Петербурге — Литовский Н. д., в Москве — Введенский Н. д., в Харькове и Киеве — Н. д. обществ грамотности и др.). Самодержавие тормозило культурно-просветительную деятельность Н. д., ограничивая театральный репертуар «благонамеренными» пьесами, затрудняя комплектование библиотек (см. Народные библиотеки).

  Большевики широко использовали Н. д. для ведения революционной пропаганды, организации массовых митингов. После Октябрьской революции 1917 на смену Н. д. пришли массовые культурно-просветительские Клубные учреждения.

Шанявского университет, Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Открыт по инициативе и на средства либерального деятеля народного образования генерала А. Л. Шанявского (1837—1905). Законопроект об открытии университета проведён через Государственную думу под натиском демократической общественности в 1908, в том же году в университете начались регулярные занятия. В него принимались лица обоего пола не моложе 16 лет, независимо от национальной принадлежности, религиозных и политических взглядов, от поступавших не требовался диплом о среднем образовании, что содействовало демократическому составу слушателей.

  Имел 2 отделения: на научно-популярном давалось общее среднее образование, на академическом — высшее по естественноисторическим и по общественно-философским группам наук. Большой известностью пользовались действовавшие при университете курсы дошкольного воспитания, библиотечных работников, внешкольного образования. В университете работали крупные учёные, оставившие правительственные учебные заведения вследствие своих прогрессивных настроений, — П. Н. Лебедев, Ю. В. Готье, А. Н. Реформатский, П. П. Блонский и др. В 1912 в университете училось свыше 3600 студентов. Закрыт в конце 1918 в связи с реорганизацией системы народного образования.

   Лит.: Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Исторический очерк, М., 1914; Отчет Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского, 1908—1916, М., [1909—16].

Народные университеты, 1) в СССР — общественные учебные организации, способствующие самообразованию, культурному развитию и повышению профессионального уровня трудящихся. После Октябрьской революции 1917 Н. у. возникали как одна из многочисленных форм общеобразовательной и культурно-просветительской работы. На 8-м съезде РКП (б) (1919) в Программу партии был включен пункт о всесторонней государственной помощи Н. у. как одной из форм внешкольного образования, «самообразования и саморазвития рабочих и крестьян».

На новой основе Н. у. стали создаваться в конце 50-х гг. в условиях развитого социалистического общества, научно-технической революции и культурного прогресса, когда встала задача организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности строителя коммунизма.

Первыми Н. у. нового типа явились университеты культуры. Место Н. у. в общей системе народного образования закреплено в ст. 12 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). В соответствии с потребностями общественного развития, интересами и запросами трудящихся в системе Н. у. происходит процесс дифференциации обучения: только по основным отраслям знаний (общественно-политические, естественнонаучные, экономические, сельскохозяйственные, научно-технические, педагогические, медицинские, правовые и др.) и культуры (музыка, кино, изобразительное искусство и др.) насчитывается более 50 профилей.

В 1973 работало около 29 тыс. Н. у., в которых обучалось 7 млн. чел. (в том числе рабочие составляли 31% слушателей, служащие — 34%, колхозники — 13%); преподавательскую работу вели на общественных началах свыше 508 тыс. учёных и специалистов. Обучение в Н. у. бесплатное, без отрыва от производства. Базой их работы являются школы, высшие и средние специальные учебные заведения, клубные учреждения, производственные помещения предприятий, колхозов и совхозов. Учредителями Н. у. выступают Всесоюзное общество «Знание», ВЦСПС, комсомол, министерства просвещения, культуры, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, творческие союзы. Особая роль принадлежит Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, организовавшему «Н. у. миллионов».

  Лит.: Сборник документов о развитии народных университетов в СССР, М., 1971; Вторая всесоюзная научно-методическая конференция по проблемам развития народных университетов, [в. 1—3], М., 1971—1972; Дубровина Л. В., Народные университеты, М., 1963.

  2) В Западной Европе, США (с середины 19 в.) и дореволюционной России (с конца 19 в.) под названием «Н. у.» функционировали разнообразные учреждения, имевшие целью распространение элементарных общеобразовательных и профессиональных знаний среди трудящихся в интересах развития капиталистического производства. Первые Н. у. появились в Дании в 40-х гг. (Foike höj skolen).  Л. В. Дубровина, А. Ф. Диденко.

«Знание» Всесоюзное общество, в СССР добровольная общественная организация, призванная вести распространение политических и научных знаний, способствовать коммунистическому воспитанию трудящихся. Учреждено в 1947 как Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, с 1963 — «Знание». Руководящий орган общества — Правление, избираемое на всесоюзных съездах сроком на 4 г. Первым председателем Правления был академик С. И. Вавилов, с 1966 Правление возглавляет академик И. И. Артоболевский.

  Общество организует по всем отраслям знания публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические вечера, устные журналы, народные чтения, творческие отчёты учёных в производственных коллективах, беседы, научные консультации, участвует в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании научных и научно-популярных фильмов.

  Ю. К. Фишевский.



Самообразование как социально-педагогическая проблема


В последние годы самообразование рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.

С философской точки зрения, самообразование — это процесс познания, подчиненный основным закономерностям теории познания, результатом которого выступают новые знания, интегральным, структурирующим компонентом которого является рефлексия.

Самообразовательная познавательная деятельность определяется как объективно-субъективная форма проявления активного отношения личности к познанию, которое направлено на овладение новыми знаниями, умениями, навыками, на углубление и совершенствование имеющихся, на развитие умственных сил и способностей, на преобразование интеллектуального уровня.

Самообразование определяется как социальный процесс, связанный с практической деятельностью человека (А.Я. Айзенберг, Н.Ф. Голованова, А.К. Громцева, А.В. Даринский, Б.Ф. Райский и др.), как особая целенаправленная познавательная деятельность, имеющая положительную мотивационную активность и самоорганизованность; характеризуемая проявлением волевых усилий; наличием определенной системы познавательных умений и адекватного уровня самооценки (Л.С. Колесник, Ю.К. Кулютнин, Г.С. Сухобская, О.Д. Полонская и др.).

Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека (А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др.); это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью (К.А. Абульханова-Славская, Н.Д. Брагина, М.А. Киссель, А.М. Матюшкин, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др.).

Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.

Современная образовательная ситуация объективно требует от педагога осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная, общая и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения.

В современных педагогических исследованиях обосновывается комплекс личностных и профессиональных качеств, нормативно характеризующих педагога: высокий профессионализм, любовь к детям, интелигентность, духовная культура; инновационный стиль научно - педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владение индивидуальным стилем педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность (В.А. Сластенин и др.).

Основными задачами самообразования современного педагога должны стать: формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира; активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств.

Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности (Ю.Н. Кулюткин, К.М. Левитин, В.Д. Луганский, Г.С. Сухобская и др.).

Специфика педагогической деятельности такова, что уже педагог-стажер сталкивается с тем, что знания, приобретенные в вузе или среднем специальном учебном заведении, быстро устаревают, а умений для эффективной профессиональной деятельности катастрофически недостает. Многое зависит от того, сформирована ли у него самообразовательная потребность. Педагог должен постоянно учиться и отбирать ту литературу, которая поможет ему в профессиональном становлении.

Проблема самообразования не случайно выбрана темой данных методических рекомендаций.

Ввиду стремительного обновления информации в современном обществе главным становятся не знания как таковые, а способность человека приобретать их самостоятельно.

В XXI веке профшкола должна заниматься не вколачиванием в головы неких непреложных истин, а обучением учащихся работе с информацией, навыкам самостоятельной учебной деятельности. Только тогда выпускники будут востребованы на рынке труда и, соответственно, уверены в завтрашнем дне, социально защищены.

Задача современной профшколы — научить человека учиться — предельно проста и невероятно сложна одновременно. Ведь если не будут непрерывно учиться педагоги, вряд ли у учащихся появится аналогичное желание.
В процессе самообразования мобилизуется активность личности: стимулируются саморазвитие, самоорганизация, самодисциплина.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);

  • во-вторых, управляется самим человеком;

  • в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Сегодня от педагога требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

По мере развития общества самообразование становится социальным явлением и процессом. Оно начинает оказывать непосредственное влияние на труд, быт, структуру свободного времени, условия жизни представителей всех возрастных и социальных групп (Gadamer, H.,-G. 2001). Для информационного (постиндустриального) общества самообразование – это способ самоорганизации. (Андреев А.Л., 2002), средство либерализации всей системы управления образованием (Rado, P., 2001), а в более широком контексте - источник социальных инноваций (ЩуклинаЕ.А., 1999), и, даже, трансформаций (Foley, G., 2001).

В самое ближайшее время, самообразование может стать копромиссной формой учебной деятельности между радикальной (критической)педагогикой (krites –греч.-способность иметь и делать суждения) и дидактической педагогикой (точнее, андрагогикой). В этом видится,один изнаиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами (Ключарев, Г., Огарев Е., 2002).


Мотивация самообразования


Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для анализа причин поведения людей, его направленности и механизмов осуществления. Мотив формируется на основе актуальных потребностей и особенностей ситуации. Мотив, побуждающий деятельность и вместе с тем придающий ей личностный смысл, А.Н. Леонтьев назвал ведущим, или смыслообразующим.

Самообразовательная деятельность может иметь различную мотивацию как социально, так и личностно ориентированную.

Мотивация самообразования обусловлена профессиональными образовательными потребностями: желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, т.е. стать профессионально более успешным.

Самообразование – как одна из форм познавательной деятельности человека возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешний стимул должен вызвать адекватный внутренний побудитель – мотив. “В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но рождает определенное отношение. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве” [3]

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общеучилищному мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества, которые в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе групп, нагрузки и др.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.


Если в комплексе мотивов не присутствует познавательный интерес, то самообразование становится малоэффективным.



Основные принципы

самообразовательной работы


Основные принципы самообразовательной работы сводятся к следующему:


1. Комплексный характер. Педагог углубляет знания, умения и навыки в различных сферах профессиональной деятельности (в области общей культуры, психологии, педагогики, методики обучения), и одновременно работает над коррекцией личностных качеств, осмысливает индивидуальный стиль деятельности.

Реализация этого принципа позволяет решать проблемы обучения и воспитания на научно-педагогическом уровне.

2. Непрерывность, систематичность, планомерность и последова тельность. Только на основе этого принципа можно добиться повышения уровня педагогического мастерства. Даже небольшой перерыв в профессиональной деятельности, в процессе накопления новых знаний, укрепления умений и навыков, как правило, снижает результаты труда. Другая особенность самообразования заключается в том, что этот процесс требует планомерной работы и осуществляется она на протяжении всей профессиональной деятельности.

3. Единство и взаимосвязь самообразования и самовоспитания. В настоящее время система повышения квалификации претерпела существенные изменения: значительно расширены курсы педагогики, психологии, методики обучения и т.д. Сегодня при отборе учебного материала ставится задача освободиться от дублирования, от рассмотрения мелких вопросов. Главное внимание уделяется наиболее важным, принципиальным проблемам.

4. Осуществление руководства самообразованием педагогов. Предлагается для качественного обновления системы повышения квалификации работников эти функции выполнить институту. Ученые этого института осуществляют руководство и контроль за самообразованием, прежде всего они организуют работу комиссий по аттестации педагогов, проводят консультации, разрабатывают темы рефератов, написанные рефераты оценивают.


Разумеется, в процессе самообразования важная роль принадлежит самому педагогу. Он должен знать не только конечную цель, но и средства ее достижения.


Содержательный аспект

самообразования педагогов


Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. .

Содержательный аспект самообразования педагога определяется как многокомпонентная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. Оно выполняет разные функции: дополняет, уточняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование; компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности; помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования (И.О. Ганченко).

Профессиональное самообразование педагога рассматривается (Н.В. Кузьмина, М.В. Николаева, Г.С. Сухобская и др.) и как вид творческой педагогической деятельности, в процессе которой педагог так же, как и в своей практической деятельности, решает определенные педагогические задачи, которые аналитически вычленяются из общей функциональной системы профессионально-педагогической деятельности для специального изучения. По своему характеру эти задачи являются исследовательскими, и в их основе лежит педагогическая проблема творческого преобразования учебно-воспитательного процесса.

Содержание самообразования образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований, высокоэффективное, творческое решение профессионально-педагогических задач с опорой на рекомендации науки и эффективной педагогической практики.

Более конкретно содержание процесса самообразования педагога определяется программами. Они включают довольно подробные вопросы, подлежащие самостоятельному изучению, а также вопросы, касающиеся способов деятельности, заданий, тестов для самоконтроля.

Система психолого-педагогических наук относится к числу специальных, непосредственно связанных с работой педагога, мастера НПО. Эта система включает педагогику, психологию, методику обучения. Для профессиональной деятельности важно, чтобы педагог владел основным содержанием этих наук. Педагогу нужно преодолеть трудности психологического и терминологического характера. Известно, что абсолютное большинство мастеров п/о систематически не изучали эти дисциплины. Они постигали их опытным путем, допуская в работе много педагогических ошибок. Стихийно формируется и индивидуальный стиль деятельности педагога.

Знание педагогом наиболее эффективных методов обучения и воспитания учащихся, внедрение их в практику работы — главное направление методического самообразования. Осуществляется оно на двух уровнях: научно-теоретическом и практическом. Игнорирование любого из этих уровней приводит к односторонности и ограниченности обучения. Научно-теоретический уровень позволяет педагогу увидеть перспективные цели обучения и воспитания учащихся. Тесно связанный с ним практический уpовень дает возможность эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, начиная от общего осознания целей, форм и методов обучения и воспитания до подготовки к проведению конкретного урока.

Составляющие процесса самообразования педагога:
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в ОУ, городе, области и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
• …

Основные направления самообразовательной деятельности педагога:


Самообразовательная деятельность педагога в первую очередь должна быть направлена на тщательное изучение вопросов, которые имеют непосредственное отношение к выполняемым работником функций.

Важнейшими направлениями самообразователь­ной работы по предмету могут быть:

изучение новых программ, учебни­ков и учебных пособий, уяснение их особенностей и требований;

изуче­ние дополнительного нового материала;

изучение нормативных, правовых и документов и материалов, а также методических рекомендаций, представляющих профессиональный интерес;

рефлексия и анализ собственной деятельности;

накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;

создание «портфолио» лучших сценариев урока, интересных приемов и находок на уроке;

создание собственных средств наглядности;

самостоятельное проведение исследований;

Постоянная работа над методической темой

Разработка диагностических процедур, заданий и тестов, текстов проверочных работ и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседования с администрацией;

Индивидуальная работа с наставником;

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя ПТС;

Разработка собственной программы самообразования;

Разработка авторских программ и содержания материалов для дополнительного образования;

Представление опыта работы на страницах отраслевых периодических изданий, методических журналов;

Создание собственной базы интересных приемов и находок на уроке.


Формы самообразования


Педагогическая теория и практика рассматривают следу­ющие формы самообразования.

Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Коллективная (групповая) — участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, в работе методических секций и комиссий, научно-практичес­ких конференциях, педагогических чтениях и т. д. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогов. Организовывается чаще всего руководством ОУ, РИРО и , к сожалению, часто является единственным стимулом к самообразованию педагогов.

Планирование самообразования.


Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы руководителей и ин­женерно-педагогических работников профессионального учебного заведения.

Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утвер­ждению и контролированию вышестоящими органами.

Практика показывает, что такой план особенно необходим практиче­ским работникам и, в первую очередь, — начинающим педа­гогам.

В личных творческих планах учитываются особеннос­ти каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации.

План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного препо­давателя или мастера производственного обучения. В плане конкретно указывается что, когда и с какой целью необходи­мо изучить, усвоить, осуществить, исполнить и разработать в процессе самообразования.

Плана может быть два: перспективный и оперативный (индивидуальный).

Педагог должен сам выбрать вопросы для углубленного изучения той или иной проблемы в соответствии с поставленными целями.

Поскольку педагог должен знать не только свой предмет, профессию и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. это должно быть учтено в плане.

План самообразования составляется с учетом перспективных и ближайших целей и задач.

Направления самообразования педагога.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподаватель и мастер п/о должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать.

  • Перечислим основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
    • Профессиональное (предмет преподавания), прфессия
    • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
    • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
    • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
    • правовое
    • эстетическое (гуманитарное)
    • историческое
    • иностранные языки
    • политическое
    • информационно-компьютерные технологии
    • охрана здоровья
    • интересы и хобби
    ...
    Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.


Возможные разделы плана.

I.                     Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

II.                   Разработка программно-методического обеспечения.

III.                  Самообобщение опыта.

IV.                Участие в методических объединениях ОУ, областных объединениях, мастер-классах.

V.                  Обучение на курсах, семинарах учреждений повышения квалификации.

VI.                Руководство методическим образованием других педагогов.

  1. Работа в составе органов управления ОУ.


№ п/п

Разделы плана

Задачи и содержание деятельности

Сроки выполнения работ

Форма представления результатов работы

Результаты работы (где, кем и когда заслушивается)

1

2

3

4

5

6


Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).

Результатом самообразования являются
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• самостоя­тельные разработки (методические рекомендации, частные методики, дидактические материалы, материалы педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хра­нятся в педагогическом кабинете профтехучилища.

• изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)







Например:

№ п/п

Разделы плана

Задачи и содержание деятельности

Сроки выполнения работ

Форма представления результатов работы

Результаты работы (где, кем и когда заслушивается)

1

Изучение психолого-педагогической и методической, профессиональной литературы.




Устно:

Цикл лекций по методике преподавания Доклад

Презентация


Письменно:

Реферат

Научная статья

Методические рекомендации

Программа стажировки педагогов


Практически:

Апробация новых подходов

Открытые уроки


Др. формы:

Стендовый доклад

Видеоматериалы





Предметная цикловая комиссия


Методическое объединение


Педсовет


Творческий отчет


Конкурс творческих работ


Практический семинар


Методическая конференция


Научно-практическая конференция


Научно-методический журнал


Банк передового педагогического опыта


2

Разработка программно-методического обеспечения.




3

Самообобщение опыта.

Анализ собственной деятельности



4

Участие в методических школьных, межшкольных и районных  объединениях, мастер-классах.



5

Обучение на курсах, семинарах учреждений повышения квалификации.



6

Руководство методическим образованием других учителей.



7

Работа в составе органов управления школой.











Работа над темой.


Самообразовательная деятельность педагога предполагает работу над индивидуальной методической темой. Её выбор часто начинается с определения педагогом проблем в своей профессиональной деятельности и, соответственно, направления её совершенствования.

В основе самообразовательной деятельности лежит работа над методической темой или это авторская педагогическая разработка.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, профессии, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. (Например: "Использование наглядности на уроках математики"). Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.

Исследовательская тема приводит к появлению нового качества, когда педагог переходит на новую систему деятельности.

Тема исследования предполагает:

  • наличие проблемы;

  • поиск инструментария;

  • диагностику (конкретная группа, конкретный учащейся);

  • формулировку гипотезы (что произойдет, если изменю…);

  • моделирование новых уроков (запуск эксперимента);

  • повторную диагностику (что изменилось).


И методическую тему, и исследовательскую тему можно рассматривать как творческую тему (но здесь присутствуют разные уровни творчества).

С понятием творческая тема связано понятие авторская разработка, т.е. письменный результат проделанной творческой работы.

Результатом работы над методической темой может быть реферат, выступление, доклад, открытый урок и т.д.

Исследовательская тема может быть представлена в виде методических рекомендаций, статьи, выступления на конференции, авторской программы учебного предмета, спецкурса и т.д.


Тема, над которой может работать педагог.
• Дифференцированное обучение …..(конкретному предмету, профессии)

• Интегрированные уроки литературы
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории
• Игровые моменты на уроках технологии
• Развитие культуры речи на уроках литературы
• Использование системы опорного конспектирования на уроках материаловедения
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков ( конкретный предмет) по теме «…..»
• Задачи практического содержания на уроках конструирования
• Опережающее обучение
• Формирование исторического мышления на уроках истории

• ….

Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов.


По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Личный план самообразования преподавателя
На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе


Руководство самообразованием.


Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются : директор ПУ, ПЛ, замы по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, методисты РИРО, педагогический коллектив ОУ и конечно, самое главное лицо – сам педагог.

Администрация ОУ и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Педагогический коллектив может рекомендовать методистам РИРО показать лучшие результаты самообразования педагогов за рамками педагогического коллектива ОУ. На основании гласного обсуждения работы педагога будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих педагогов.

Организация самообразовательной деятельности педагогов в условиях работы ОУ можно рекомендовать осуществлять по направлениям и поэтапно.

Нами были определены следующие этапы организации личностно-профессиональной самообразовательной деятельности: диагностический, организационно-практический, индивидуально-творческий, аналитико-оценочный.

1 этап - диагностический изучение и анализ личностно-профессионального развития педагогов, их затруднений в профессиональной деятельности и личностном развитии; включение педагога в работу по самоанализу уровня готовности к самообразованию во взаимосвязи компонентов личностно-профессионального роста (ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, конструктивно-практический, коммуникативный, рефлексивный);

2 этап - организационно-практический - активное овладение системой профессионально-педагогических знаний и умений; разработка групповой и индивидуальной стратегии и тактики личностно-профессионального роста педагога; обеспечение личностной включенности каждого педагога в самообразовательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации, актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности; разработка обучающих программ на основе задач, рассчитанных на определенный уровень самообразовательной деятельности; создание «проекта» личностно-профессионального роста педагога как результат самопознания и самоопределения и как необходимое условие самоорганизации и самореализации.

3 этап индивидуально-творческий - формирование индивидуального опыта самоопределения, самореализации, самоутверждения, самовоспитания; стимулирование личностно-профессионального роста учителей, формирование умений к самообразовательной творческой деятельности учителя как важного компонента его личностно-профессионального роста на высокопродуктивном уровне; реализация активности учителей в образовательно-воспитательном процессе школы; включение учителя в поисковую творческую деятельность, направленную на освоение современных технологий образования; стимулирование и проявление субъектной позиции в личностно-профессиональном саморазвитии учителя.

4 этап - аналитико-оценочный - анализ и оценка готовности реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности, педагогическая рефлексия содержания и технологий самообразовательной деятельности и ее результатов, выраженных в личностно-профессиональном росте. В процессе самоаттестации и аттестации осуществляется апробация методов и приемов самоанализа:

осуществляются самоанализ проведенных уроков и внеклассных дел;

самохарактеристика общепедагогических умений и профессионально-личностных качеств;

анализируется характер самоконтроля в педагогическом общении и др.

В числе проблем, отражающих содержание научно-методического обеспечения самообразования педагогов, можно назвать следующие:

- мониторинг уровня развития педагогической культуры педагогов;

- определение проблемы инновационной работы педагогов в соответствии с их возможностями, интересами и проблемой ОУ;

- организация работы проблемных групп педагогов, участвующих в исследовательской деятельности;

- организация работы творческих мастерских педагогов с ориентацией на проблему развития ОУ;

- проведение самоанализа деятельности педагога за год, рефлексия своего опыта;

- организация учебы молодых специалистов в творческих мастерских педагогов по проблемам использования технологий личностно-ориентированного образования;

- обмен опытом использования личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания и др.

Мы солидарны с учеными (Н.В. Кузьмина, М.В. Николаева и др.), которые отмечают, что педагоги начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри ОУ организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива, сами инновационные методы становятся стимулятором в области самообразования, а продукт самообразовательной деятельности педагога становится средством воздействия на учащихся.

Большое значение в организации работы по самообразо­ванию должен иметь педагогический (методический) кабинет училища.



Самообразование и информационно-компьютерные технологии.

С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются и расширяются возможности самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации.

Самообразование становится эффективной, когда педагоги имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у педагога есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернет.

Преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.

А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

Открываются новые способы самореализации перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий

• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива ОУ.
• Проект веб-страницы ОУ.
• База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.


Самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества на современном этапе является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших педагогических папках и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Где взять компьютер?

Педагог может иметь компьютер у себя дома. Подключение к Интернет сейчас происходит по достаточно гибким тарифным планам и становится доступным для большинства пользователей.

Педагог может посещать небольшой компьютерный центр в ОУ (2-3 компьютера).

Педагог может периодически посещать компьютерные центры общественного доступа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Литература для самообразования.


  1. Ананьев Б. Основы современного человекознания. – СПб.:Питер, 2000.

  2. Ананьев Б. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2000.

  3. Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. - М., 1980.

  4. Бабанский Ю.Н. Педагогика. - М., 1994.

  5. Бандура А. Теории личности. – М., 1997.

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб., 1999.

  7. Вейнингер О. Пол и характер. – М., 1997.

  8. Габай Т.В. Учебная деятельность. - М., 1995.

  9. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2000.

  10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1999.

  11. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М., 1981.

  12. Осорина М. Секретный мир детей в пространство взрослых. – СПб.:Питер, 1999.

  13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.:Питер, 2000.

  14. Рубинштейн С. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 1999.

  15. Фрейд З. Психология “Я” и защитные механизмы. – М., 1993.

  16. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

  17. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981.

  18. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

  19. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

  20. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М., 1991.

  21. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.

  22. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.

  23. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999.

  24. Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. -М., 1980.

  25. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2000.

  26. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

  27. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996.

  28. Немов Р. Психология. - М., 2001.

Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1997.

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

  3. Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981.

  4. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М., 1982.

  5. Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. – Киев, 1985.

  6. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.

  7. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М., 1982.

  8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

  9. Управление современной школой: Пособие для директора школы/Под ред. М.М. Поташника. – М., 1992.

  10. Шамова Т.И. Активизация учения школьника. – М., 1982.

  11. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М., 1997

  12. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

  13. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968

  14. Казанская В.Г. Взаимоотношение преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., 1990

  15. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989

  16. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001

  17. Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. М., 1975

  18. Юцявичене Т. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989

  19. Бабанский Ю.К, «Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс» - М., 1997.

  20. Дидактика средней школы / Под. ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.

  21. Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса» - М., 1989.

  22. Зинков Л.В. «Развитие школьников в процессе обучения» - М., 1967.

  23. Зотов Ю.Б. «Организация современного урока» - М., 1984.

  24. Каптерев П.Ф., «Педагогический процесс// Изб. пед. соч. М., 1982.

  25. Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности» - М., 1980.

  26. Махмутов М.И. «Современный урок» - 2-е издание – М., 1985.

Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1995.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М., 1977.

  2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика.- М., 1997.

  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

  4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.

  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие.- М., 1985.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.

  8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.

  9. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике.- Рига. 1995.

  10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М., 1982.

  11. Кларин М.В. Педагогическая технология.- М., 1989.

  12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981.

  13. Лозанов Т. Суггестология и суггестонедия.- София, 1978.

  14. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственные развития.- М., 1989.

  15. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград, 1991.

  16. Немов Р.С. Психология: В 3-х т.- М.: Просвещение, 1995.

  17. Подласый И.П. Педагогика.- М., Владас, 1999.

  18. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инновации в образовании

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающую из ее основного смысла, сущности и значения.

В научной литературе слово «нововведения» определяется как целенаправленное изменение, вызывающее переход системы из одного состояния в другое.

Можно выделить следующие уровни новизны:

• построение известного в другом виде;

• повторение известного с несущественными изменениями;

• уточнение, конкретизация уже известного;

• дополнение уже известного существенными элементами;

• создание качественно нового объекта.

Инновационный процесс - это сложное полиструктурное явление, поэтому существует множество подходов и изучению данного явления.

Ряд ученых определяют возможные стурктуры инновационного процесса:

• деятельностную структуру, представляющую совокупность следующих компонентов (мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты);

• субъектную структуру, включающую инновационную деятельность всех субъектов развития школы и учитывающую функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса;

• уровневую структуру, отражающую взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

• содержательную структуру, предполагающую разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, управлении и т.д.;

• структуру жизненного цикла, предполагающую этапность данного процесса;

• управленческую структуру, предполагающую взаимодействие четырех видов управленческих действий (планирование, организация, руководство, контроль;

• организационную структуру, включающую следующие этапы (диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий),


• структуру генезиса инноваций.

Среди закономерностей протекания инновационных процессов выделяются четыре закона:

• закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды;

• закон финальной реализации инновационного процесса;

• закон стереотипизации педагогических инноваций;

• закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций, т.е. повторное возрождение новшества в новых условиях.

Результатами теоретического анализа проблемы инновационных процессов в образовании являются следующие выводы:

• педагогические инновации имеют свою специфику;

• инновации имеют конкретно-историческую характеристику;

• инновационные процессы в образовании позволяют эффективно решать поставленные задачи, отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества;

• инновации, обладая огромным системным эффектом, оказывают положительное влияние на все стороны и компоненты образовательного процесса.



Захарова М.В. Инновации в образовании как путь модернизации образования // Наука образования.- Омск, 2001.- Вып. 19, ч. 1.- С. 44-51








































ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Мы предлагаем методику оценки преподавателем рефлексивных способностей.

Задание для педагога:

Оцените каждое умение по шкале от 1 до 9. Определите свои сильные и слабые стороны. Определите, что необходимо предпринять для развития собственных рефлексивных способностей.

Таблица № 1.

Умения

Баллы

1. 

Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач

123456789

2. 

Умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели

123456789

3. 

Умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг

123456789

4. 

Умение конкретизировать и структурировать проблему

123456789

5. 

Умение раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта

123456789

6. 

Умение найти способы решения задачи

123456789

7. 

Умения тактически мыслить, т.е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации

123456789

8. 

Умение «версионно» мыслить, т.е. мыслить предположениями гипотезами, версиями

123456789

9. 

Умение работать в системе «параллельных целей», создавать «поле возможностей» для педагогического маневра

123456789

10. 

Умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций

123456789

11. 

Умение анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты

123456789

12. 

Умение привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта

123456789

13. 

Умение анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики

123456789

14. 

Умение комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание

123456789

15. 

Умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления

123456789

16. 

Умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения

123456789













ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ.

  1. Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.

  2. Теоретический материал давать небольшими дозами.

  3. Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

  4. Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т. д.

  5. Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.

  6. Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).

  7. Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа: “правильно”, “верно” и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.

  8. Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.

  9. Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей и учителей: исключение повторение учителем темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения), новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока, исключение закрепления пройденного как части урока (создается впечатление самообмана, что все дети усвоили новый материал после закрепления, групповая память всегда равна, она может быть равна 100%, а индивидуальная - ?).

  10. Учет психического состояния детей, в том числе и настроение, выявляется через форму психологической защиты.








ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Мудрые мысли


Плохой педагог - даёт знания Хороший педагог - преподносит истину Гениальный педагог - учит истину находить



Тот, кто обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)

Творческое мышление - это особый тип мышления, который можно развивать, если он есть, и которому нельзя научить, если его нет. (И.Шевелев)

Образованный - это тот, кто знает, где найти то, что он не знает. (Д.Симмел)

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью. (Рудаки)

Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами. (Н.И.Пирогов)

Будем внимательно, добросовестно изучать старое, чтобы еще лучше познать новое. (К.С.Станиславский)

Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам. («Библия», притчи Соломона)

Сколько дурака ни учи, а он все равно все знает. (Л.С.Сухоруков)

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. (А.М.Кашпировский)

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Киплинг)


Вопрос - осознание незнания. (А.Круглов)

Если вопрос задан правильно, ответ будет неожиданным. (А.Подводный)

В плодах познания всегда живет червь сомнения. (А.Е.Васильев)

Учение в молодости - резьба по камню, в старости - черчение на песке. (««Талмуд»»)

Ум надо с самого начала воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а стимулом к самостоятельному умственному труду. (Э.В.Ильенков)

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. (Бернал)

Наглядность - это когда легче раздать шесть яблок трем первоклассникам так, чтобы никому не было обидно, чем просто поделить 6 на 3. (А.Круглов)

Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (апостол Павел)

Какая наука самая необходимая? - Наука забывать ненужное. (Антисфен)

Все, что обдумано зрело, стоит нерушимо и крепко.
То, что решил второпях, будешь менять, и не раз. (Лукиан)


Чему Гансик не учился, того Ганс знать не будет. (Немецкая пословица)

Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. (Л.А.Арцимович)

Учиться - все равно что плыть против течения: остановился - и тебя отнесло назад. (Китайская пословица)

Бездарные люди - обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требует от других совсем невозможного. (В.О.Ключевский)

Мы учимся не для школы, а для жизни. (Латинская пословица)

"Делай как я", - орел учил слона летать. И тот хлопал ушами. (В.Коняхин)

Плавают разными стилями, тонут одним. (Эмиль Кроткий)

Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить. (М.Эбнер-Эшенбах)

Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. (Гете)

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. (Демокрит)

Как легко дать предмету новое название, так трудно изменить его сущность. (Монтескье)

Для объяснения всякой мысли надобно начинать с азбуки, ибо люди гоняются за одними выводами, тогда как все дело - в основании. (В.Одоевский)

Человек знает намного больше того, что он понимает. (А.Адлер)

Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление. (Г.Спенсер)

Уча других, мы учимся сами. (Сенека)

Специалист - это тот, кто знает очень много об очень малом. (Балтер)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой)

Знания придают человеку вес, а поступки блеск. (Т.Карлейль)

Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет. (Саади)

В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана. (Д.И.Менделеев)

Как много нужно учиться, чтобы хотя бы мало знать. (Монтескье)

Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. (А.Франс)

Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. (Конфуций)

Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти. (Н.А.Добролюбов)

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. (К.Симонов)

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. (Н.А.Рубакин)

Говори не о том, что прочел, а о том, что понял. (Азербайджанская пословица)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

Томас Фуллер


Чего не понимают, тем не владеют. И. Гете


Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого. Д.И. Писарев


Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н.А.Рубакин


Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н.А. Рубакин


В дело воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования. Г. Спенсер


Важнейшая задача цивилизации и научить человека мыслить. Т. Эдисон


















ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Некоторые виды поведения, на которые надо обращать внимание, наблюдая за учеником:

  1. Каких специфических навыков ему не хватает?

  2. Каковы его навыки в письменном и устном языке?

  3. Какие методы он использует для исправления своих ошибок или для понимания новой информации?

  4. Какие методы нуждаются в развитии?

  5. От каких заданий он получает удовольствие?

  6. Что его разочаровывает?

  7. Каким образом он пытается компенсировать свои недостатки?

  8. Если он не пытается, то почему?

  9. Не слишком ли быстро он сдается?

  10. Пытается ли он себя корректировать?

  11. Как долго он выполняет задания?

  12. Как он себя ведет при этом? (например: сидит спокойно, ёрзает, мечтает)

  13. Существует ли различие между его поведением в структурированных учреждениях, таких как классная комната, и в неструктурированных учреждениях, таких как игровая площадка или столовая?

  14. В состоянии ли он следовать школьным правилам?

  15. Что ему помогает давать подходящие ответы?

  16. Как он реагирует на критику и дисциплину?

  17. Как он ладит со своими сверстниками?

  18. Какую роль он играет в группе? (лидер, шут, задира, обособленный, и т.д.)

  19. Какие у него отношения со взрослыми?

  20. Как он организовывает свою парту, уютное местечко, или ящик?

  21. Как он справляется с трудностями?







РИЛОЖЕНИЕ 7

ПАМЯТКА

от Вашего ученика

Не балуйте меня. Я прекрасно знаю, что мне не нужно все то, о чем я прошу. Я просто испытываю Вас.

Не бойтесь быть решительным со мной. Мне это больше нравится. Это дает мне уверенность.

Не давайте мне приобрести плохие привычки. Мне надо знать, что Вы их пресечете в самом начале.

Не давайте мне почувствовать себя меньше, чем я есть на самом деле. Это только заставит меня вести себя глупо, “как большой”.

Не поправляйте меня перед всеми, если Вы можете как-то справиться с этим. Я буду гораздо внимательнее, если Вы поговорите со мной с глазу на глаз.

Не защищайте меня от последствий. Иногда мне надо попробовать болезненный путь.

Не давайте мне почувствовать, что мои ошибки – это грехи. Это нарушает мое чувство ценностей.

Не реагируйте слишком сильно на мои маленькие недомогания. Иногда они обеспечивают мне то внимание, которое мне необходимо.

Не придирайтесь, иначе мне придется, защищая себя, притвориться глухим.

Не давайте опрометчивых обещаний, - я чувствую страшное разочарование, когда обещания не выполняются.

Не забывайте, что я не умею выражать свои мысли так хорошо, как мне бы хотелось. Вот почему я не всегда бываю точен.

Не оценивайте слишком высоко мою честность. От страха я легко лгу.

Не будьте непоследовательны. Это совершенно сбивает меня с толку, и я теряю веру в Вас.

Не отмахивайтесь от моих вопросов. Иначе Вы обнаружите, что я перестал спрашивать и ищу информацию в другом месте.

Не убеждайте меня, что мои страхи - это ерунда. Они до ужаса реальны.

Не полагайте, что Вы идеальны или непогрешимы. Для меня слишком большой шок обнаружить, что Вы – ни то и ни другое.

Не считайте, что извиняться передо мной - это ниже Вашего достоинства. Честное извинение подкупает меня и делает поразительно податливым по отношению к Вам.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Без этого мне не обойтись, так что, пожалуйста, примиритесь с этим.

Автор неизвестен.


Список литературы.


  1. ЩуклинаЕ.А. Технологии самообразования: социологический аспект. Общественные науки и современность, №5, 1999.

  2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд. – Благовещенск, 2001

  3. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М., 1981.

  4. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования. М., 1987. 381 с.

  5. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М., 1978. 175 с.

  6. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 52—60.

  7. Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/

  8. Колочко В.Ч., Галапсинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск, 1999

  9. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд. – Благовещенск, 2001























































Балабанова Лидия Ивановна



Самообразование – необходимое условие успешного перехода на новое содержание обучения в УНПО

Методические рекомендации


Прилож.8 п.66 плана РИРО

Подписано в печать Формат

Объем усл.печ.л. уч.-издл. Тираж экз.

Заказ № Цена договорная.

Издательство Рязанского областного института развития образования, 390023, г.Рязань, ул.Урицкого, д.2а.

Отпечатано в научно-методическом отделе Рязанского областного института развития образования, 390023, г.Рязань, ул.Урицкого, д.2а.




40




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!