САМООБРАЗОВАНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ
Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя.
По определению А. В. Луначарского, учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование. Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина «самообразование». Так,
Г. М. Коджаспирова считает, что «под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».
Нельзя передать свои мысли и чувства другому человеку, но можно возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности, в том числе и к самообразованию. В этом отношении помощь руководителей школы учителю окажется необходимой и своевременной.
В работе заместителя директора школы можно выделить два взаимосвязанных момента:
Главная цель зам. директора – развитие личности педагога и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности.
Системообразующий стержень работы зам. директора по повышению квалификации с педагогическими кадрами – руководство самообразованием учителей.
На первый взгляд кажется неуместным вмешательство администрации школы в самообразовательный процесс, но практика показывает, что грамотное и тактичное участие руководителей не только благоприятно, но и необходимо, ибо обогащает учителей интеллектуальными умениями, укрепляет веру в свои силы, обеспечивает более быстрые темпы развития и устойчивые положительные результаты труда. Вместе с тем достигается единое понимание задачи самообразования как возможно более полного развития человека. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.
Миссия заместителя директора школы состоит в том, чтобы формировать у учителя устойчивую потребность в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:
Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях – получение высшего образования или второй специальности в системе очного, заочного, вечернего образования.
Повышение квалификации и переподготовка кадров: в институтах развития образования, информационно-методических службах, лекториях и прочих опорных центрах системы образования, на курсах повышения квалификации, на семинарах по месту работы или в других школах, в предметно-методических объединениях, на кафедрах, научно-практических конференциях.
Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации;
вычислительной и оргтехники;
библиотек;
музеев, выставок, театров, клубов;
экскурсионных походов;
научных, технических, художественных, спортивных обществ;
исследований, экспериментов, творческих дел и заданий;
общения с учеными, интересными людьми;
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.
Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ. Их структура и содержание зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
Как правило, учителя определяют для себя на учебный год тему самообразования или проблему научного исследования. В программе (плане) предусматривается подбор литературы, поиск адресов передового педагогического опыта; затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение курсов и др. Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа, в том числе и опытно-экспериментальная, по теме исследования. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования.
Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, а также доклады: выступления на совещаниях, научно-практических конференциях, на встречах «круглого стола», «мастер–класса» и т. п. Большой интерес вызывают разработки новых учебных планов и курсов, в том числе интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов. Пользуются спросом брошюры и другого рода публикации из опыта работы педагогов.
Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности (потребностям, мотивам, интересам, установкам), причем в структуре отношений «образование – самообразование» главную роль играет последнее.
Участие зам. директора является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, зам. директора самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы каждого заместителя директора должны становиться достоянием других членов администрации, да и самих учителей, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача заместителя директора школы не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Важно не только вооружить учителя знаниями, но и помочь ему овладеть способами деятельности и самостоятельного решения возникающих проблем. Для этого целесообразно сознавать и использовать педагогические ситуации, убеждающие в непреходящей ценности постоянного послебазового образования.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности, интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобразования ее в действия. Иными словами, необходимо научить школьников самообучению и самообразованию. Для этого требуется развивать такие качества ума, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи, выполнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отрабатываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, участвовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний (схем, таблиц, документов, учебника, хрестоматии, аудиовизуальных средств и т. д.)? За счет чего будут формироваться навыки составления тезисов, опорных конспектов, рецензий и т. п.? Как будет осуществляться мониторинг?
Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена – разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди сверстников, у старшеклассников – профессионально–ориентированные интересы. Организуя самостоятельную работу школьников, учитель должен прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность продемонстрировать свои наработки учащимся, учителям, родителям. Выход самообразовательной работы может быть в виде сообщений, докладов, рефератов, участия в конкурсах, выставках, интеллектуальных играх («КВН», «Дебаты», «Брейн-ринг» и т. п.), выпусков устных и письменных альманахов, рукописных или печатных сборников творческих работ. Для старшеклассников особую роль в этой связи играет школьное НОУ. Занятия в секциях НОУ дают не только дополнительные знания, но и интересный круг общения, возможность формирования положительной Я-концепции, самоактуализации личности, позволяют приобщиться к научно-исследовательскому поиску, культуре самообразования.
От уровня познавательной активности, сформированности интеллектуальных умений, степени развития мыслительных процессов, нравственно-волевой и мотивационной сфер зависит и уровень самообразования людей. В связи с этим можно выделить несколько стадий:
высокую – систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;
среднюю – ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;
низкую – спонтанное (внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры.
Уровень самообразования влияет и на результаты деятельности в целом. Относительно педагогов в качестве оценочных параметров целесообразно использовать требования тарифно-квалификационных характеристик, в основу которых положены компетентность, профессионализм, продуктивность деятельности. Интересны, на наш взгляд, критерии, предложенные Г. М. Коджаспировой: познавательная активность, педагогическая направленность, уровень мастерства, сформированность рефлексии, проявления творчества и новаторства, владение технологией самообразования, позитивная Я-концепция. Заместитель директора по методической работе, учитывая выработанные критерии оценки самообразовательной деятельности, направляет этот процесс, делает его более эффективным.
6