Просмотр содержимого документа
«Самопознание и самооценка»
Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста
Самосознание - это осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу. Человек не рождается с готовым самосознанием самосознание является продуктом развития человека развивается в процессе собственной активной деятельности ребёнка, на основе взаимодействий с окружающими .
Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребёнка. Первые признаки возникновения : начинает выделять себя, своё тело из окружающего пространства ( к концу 1 года жизни ) Дальнейшее развитие - осознание своих желаний, мотивов своих действий Следующая ступень - отделение себя от своих действий.
Развитие самосознания Ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было закреплено ( на 3 году жизни ) Возникает в результате выполнения ребёнком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы ( кормление куклы не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой, могут использовать палочку )
Действуя с предметами, ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, чаще действует без помощи взрослого ( самостоятельное действие, часто отличное от желания взрослого ) Я « играюсь », я « одеваюсь », я « ем » и всё чаще я « сам »
Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребёнка как личности имеет самооценка. Решающее значение в развитии самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребёнка со взрослыми.
Самооценка как один из компонентов Я-концепции.
- Я - концепция это описание черт своей личности и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
- Образ-Я это представление о себе и отношение к себе: довольства и недовольства.
- П оведенческ ий компонент- это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
- Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов.
Компоненты Я-концепции
Образ-Я
Самооценка
Поведенческий
Виды самооценки:
- Актуальная (оценка себя в настоящем).
- Ретроспективная (оценка себя в прошлом).
- Прогностическая (оценка себя в будущем).
- Адекватная (достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств).
- Неадекватная (представление личности о себе далеко от реального).
- Заниженная - ведет к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои задатки и способности.
- Завышенная - у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих.
актуальная
прогностическая
ретроспективная
самооценка
заниженная
адекватная
завышенная
неадекватная
Механизмы формирования самооценки.
- Идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.
- Индивидуализация - это стремление индивида выделиться из числа других, сформировать свою собственную внутреннюю позицию относительно других людей и себя , осознать свою собственную целостность ..
- Рефлексия -это самоанализ и самонаблюдение за собственным поведением в деятельности и общении , по средством которых человек стремится получить наиболее полные знания о себе, что позвол ит ему контролировать себя, осуществлять самооценку, имеющую огромное значение для самовоспитания и саморегулирования.
индивидуализация
рефлексия
идентификация
Факторы, влияющие на развитие самооценки.
- Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.
- Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.
- С опоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
- В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.
- На самооценку личности также влияют ее индивидуальные особенности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность.
Факторы, влияющие на формирование низкой или высокой самооценки у ребенка.
- Условия формирования низкой самооценки:
- Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение , требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умени е подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
- Е сли родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение .
- К онфликтные отношения между родителями.
- Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.
- Условия формирования высокой самооценки:
- В ысокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью , где царит атмосфера взаимного доверия.
- Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
- Предъявление к ребенку я сн ой и разумн ой систем ы требований .
- Проявление заинтересованност и родителей в результатах учебы ребенка, з нание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе
Особенности развития самооценки в младенческом возрасте. (1-2м.-1г.)
- Общение со взрослыми, в особенности с матерью - необходимое условие развития самооценки в этот период.
- Взрослые - главный источником информации для ребенка ( как о себе, т ак и о других).
- Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание.
- Взрослый, выделяя ребенка из окружающего мира как нечто ценное, важное, значимое для себя, формируют у малыша ощущение своей важности, положительное отношение к другим людям и положительное самоощущение, что в дальнейшем поможет сформировать и положительную самооценку.
- Оценивая поступки ребенка, взрослые вырабатывают у него определенное эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности.
- От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни ребенка во многом зависит будущий характер самооценки взрослого.
Особенности развития самооценки в период раннего детства (1-3г.)
- Ведущим фактором развития самосознания и самооценки в этот период продолжает оставаться взаимоотношение ребенка со взрослым.
- Поскольку еще не складывается собственная, устойчивая самооценка, ребенок стихийно принимает отношение к себе взрослого, и, таким образом, истоком первоначальной самооценки его личности является «на веру» принятое отношение взрослого.
- Познание себя, своего «Я» происходит через телесные чувствования, визуальный образ своего отражения в зеркале.
- Первоначальная самооценка ребенка , сформированная в этот период, влияет на процесс дальнейшего ее становления в более поздние этапы развития его личности.
Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте (3-7л.)
- Самооценка становится достаточно устойчивой, более или менее объективно отражающей реальное состояние развития ребенка.
- Содержание самооценки ребенка составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотносит свои поступки с требованиями взрослых.
- Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Ч ем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.
- Дошкольнику оценить себя гораздо труднее, чем сверстника.. Самооценка дошкольника очень эмоциональна.
- К 7 годам самооценка у ребенка из общей становится дифференцированной.
На основе особенностей развития самооценки сделаны выводы:
- На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.
- Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.
- В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.
- В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.
- В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.