СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самопознание и самооценка

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация разработана для детей дошкольнтков, и работы в этой сфере самопознания и самооценки с ними

Просмотр содержимого документа
«Самопознание и самооценка»

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста

 Самосознание - это осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу. Человек не рождается с готовым самосознанием самосознание является продуктом развития человека развивается в процессе собственной активной деятельности ребёнка, на основе взаимодействий с окружающими .

Самосознание - это осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу. Человек не рождается с готовым самосознанием самосознание является продуктом развития человека развивается в процессе собственной активной деятельности ребёнка, на основе взаимодействий с окружающими .

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребёнка. Первые признаки возникновения : начинает выделять себя, своё тело из окружающего пространства ( к концу 1 года жизни ) Дальнейшее развитие - осознание своих желаний, мотивов своих действий Следующая ступень - отделение себя от своих действий. Развитие самосознания Ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было закреплено ( на 3 году жизни ) Возникает в результате выполнения ребёнком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы ( кормление куклы не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой, могут использовать палочку )

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребёнка. Первые признаки возникновения : начинает выделять себя, своё тело из окружающего пространства ( к концу 1 года жизни ) Дальнейшее развитие - осознание своих желаний, мотивов своих действий Следующая ступень - отделение себя от своих действий.

Развитие самосознания Ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было закреплено ( на 3 году жизни ) Возникает в результате выполнения ребёнком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы ( кормление куклы не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой, могут использовать палочку )

Действуя с предметами, ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, чаще действует без помощи взрослого ( самостоятельное действие, часто отличное от желания взрослого ) Я « играюсь », я « одеваюсь », я « ем » и всё чаще я « сам »

Действуя с предметами, ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, чаще действует без помощи взрослого ( самостоятельное действие, часто отличное от желания взрослого ) Я « играюсь », я « одеваюсь », я « ем » и всё чаще я « сам »

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребёнка как личности имеет самооценка. Решающее значение в развитии самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребёнка со взрослыми.

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребёнка как личности имеет самооценка. Решающее значение в развитии самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребёнка со взрослыми.

Самооценка как один из компонентов  Я-концепции. Я - концепция это описание черт своей личности и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.  Образ-Я это представление о себе и отношение к себе: довольства и недовольства. П оведенческ ий компонент-  это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов. Компоненты Я-концепции Образ-Я Самооценка Поведенческий

Самооценка как один из компонентов Я-концепции.

  • Я - концепция это описание черт своей личности и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
  • Образ-Я это представление о себе и отношение к себе: довольства и недовольства.
  • П оведенческ ий компонент- это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
  • Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов.

Компоненты Я-концепции

Образ-Я

Самооценка

Поведенческий

Виды самооценки: Актуальная (оценка себя в настоящем). Ретроспективная (оценка себя в прошлом). Прогностическая (оценка себя в будущем). Адекватная (достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств). Неадекватная (представление личности о себе далеко от реального). Заниженная - ведет к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Завышенная - у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. актуальная прогностическая ретроспективная самооценка заниженная адекватная завышенная неадекватная

Виды самооценки:

  • Актуальная (оценка себя в настоящем).
  • Ретроспективная (оценка себя в прошлом).
  • Прогностическая (оценка себя в будущем).
  • Адекватная (достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств).
  • Неадекватная (представление личности о себе далеко от реального).
  • Заниженная - ведет к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои задатки и способности.
  • Завышенная - у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих.

актуальная

прогностическая

ретроспективная

самооценка

заниженная

адекватная

завышенная

неадекватная

Механизмы формирования самооценки. Идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Индивидуализация - это стремление индивида выделиться из числа других, сформировать свою собственную внутреннюю позицию относительно других людей и себя , осознать свою собственную целостность .. Рефлексия -это самоанализ и самонаблюдение за собственным поведением в деятельности и общении , по средством которых человек стремится получить наиболее полные знания о себе, что позвол ит ему контролировать себя, осуществлять самооценку, имеющую огромное значение для самовоспитания и саморегулирования. индивидуализация рефлексия идентификация

Механизмы формирования самооценки.

  • Идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.
  • Индивидуализация - это стремление индивида выделиться из числа других, сформировать свою собственную внутреннюю позицию относительно других людей и себя , осознать свою собственную целостность ..
  • Рефлексия -это самоанализ и самонаблюдение за собственным поведением в деятельности и общении , по средством которых человек стремится получить наиболее полные знания о себе, что позвол ит ему контролировать себя, осуществлять самооценку, имеющую огромное значение для самовоспитания и саморегулирования.

индивидуализация

рефлексия

идентификация

Факторы, влияющие на развитие самооценки. Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым. Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения. С опоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.  В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства. На самооценку личности также влияют ее индивидуальные особенности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность.

Факторы, влияющие на развитие самооценки.

  • Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.
  • Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.
  • С опоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
  • В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.
  • На самооценку личности также влияют ее индивидуальные особенности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность.

Факторы, влияющие на формирование низкой или высокой самооценки у ребенка.

  • Условия формирования низкой самооценки:
  • Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение , требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умени е подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
  • Е сли родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение .
  • К онфликтные отношения между родителями.
  • Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.
  • Условия формирования высокой самооценки:
  • В ысокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью , где царит атмосфера взаимного доверия.
  • Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
  • Предъявление к ребенку я сн ой и разумн ой систем ы требований .
  • Проявление заинтересованност и родителей в результатах учебы ребенка, з нание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе
Особенности развития самооценки в младенческом возрасте. (1-2м.-1г.) Общение со взрослыми, в особенности с матерью - необходимое условие развития самооценки в этот период. Взрослые - главный источником информации для ребенка ( как о себе, т ак и о других).  Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Взрослый, выделяя ребенка из окружающего мира как нечто ценное, важное, значимое для себя, формируют у малыша ощущение своей важности, положительное отношение к другим людям и положительное самоощущение, что в дальнейшем поможет сформировать и положительную самооценку.  Оценивая поступки ребенка, взрослые вырабатывают у него определенное эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности.  От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни ребенка во многом зависит будущий характер самооценки взрослого.

Особенности развития самооценки в младенческом возрасте. (1-2м.-1г.)

  • Общение со взрослыми, в особенности с матерью - необходимое условие развития самооценки в этот период.
  • Взрослые - главный источником информации для ребенка ( как о себе, т ак и о других).
  • Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание.
  • Взрослый, выделяя ребенка из окружающего мира как нечто ценное, важное, значимое для себя, формируют у малыша ощущение своей важности, положительное отношение к другим людям и положительное самоощущение, что в дальнейшем поможет сформировать и положительную самооценку.
  • Оценивая поступки ребенка, взрослые вырабатывают у него определенное эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности.
  • От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни ребенка во многом зависит будущий характер самооценки взрослого.
Особенности развития самооценки в период раннего детства (1-3г.) Ведущим фактором развития самосознания и самооценки в этот период продолжает оставаться взаимоотношение ребенка со взрослым. Поскольку еще не складывается собственная, устойчивая самооценка, ребенок стихийно принимает отношение к себе взрослого, и, таким образом, истоком первоначальной самооценки его личности является «на веру» принятое отношение взрослого.  Познание себя, своего «Я» происходит через телесные чувствования, визуальный образ своего отражения в зеркале. Первоначальная самооценка ребенка , сформированная в этот период, влияет на процесс дальнейшего ее становления в более поздние этапы развития его личности.

Особенности развития самооценки в период раннего детства (1-3г.)

  • Ведущим фактором развития самосознания и самооценки в этот период продолжает оставаться взаимоотношение ребенка со взрослым.
  • Поскольку еще не складывается собственная, устойчивая самооценка, ребенок стихийно принимает отношение к себе взрослого, и, таким образом, истоком первоначальной самооценки его личности является «на веру» принятое отношение взрослого.
  • Познание себя, своего «Я» происходит через телесные чувствования, визуальный образ своего отражения в зеркале.
  • Первоначальная самооценка ребенка , сформированная в этот период, влияет на процесс дальнейшего ее становления в более поздние этапы развития его личности.
Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте (3-7л.) Самооценка становится достаточно устойчивой, более или менее объективно отражающей реальное состояние развития ребенка. Содержание самооценки ребенка составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотносит свои поступки с требованиями взрослых. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Ч ем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Дошкольнику оценить себя гораздо труднее, чем сверстника.. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. К 7 годам самооценка у ребенка из общей становится дифференцированной.

Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте (3-7л.)

  • Самооценка становится достаточно устойчивой, более или менее объективно отражающей реальное состояние развития ребенка.
  • Содержание самооценки ребенка составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотносит свои поступки с требованиями взрослых.
  • Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Ч ем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.
  • Дошкольнику оценить себя гораздо труднее, чем сверстника.. Самооценка дошкольника очень эмоциональна.
  • К 7 годам самооценка у ребенка из общей становится дифференцированной.
На основе особенностей развития самооценки сделаны выводы: На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства. Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка. В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей. В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят. В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.

На основе особенностей развития самооценки сделаны выводы:

  • На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.
  • Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.
  • В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.
  • В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.
  • В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.