СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Саморазрушающее поведение у подростков.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока – использование современных развивающих технологий с позиции системно-деятельностного подхода. Главной задачей на этом уроке является не дать объем знаний, а научить детей анализировать свои желания и поступки. Усвоение содержания обучения происходит не путем передачи ученику некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Так ученик из объекта становится субъектом учебной деятельности. В совместной форме сотрудничества взрослого и школьника совершаются как познавательные процессы, так и социализация личности.

Просмотр содержимого документа
«Саморазрушающее поведение у подростков.»

Цель данного урока – использование современных развивающих технологий с позиции системно-деятельностного подхода. Главной задачей на этом уроке является не дать объем знаний, а научить детей анализировать свои желания и поступки. Усвоение содержания обучения происходит не путем передачи ученику некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Так ученик из объекта становится субъектом учебной деятельности. В совместной форме сотрудничества взрослого и школьника совершаются как познавательные процессы, так и социализация личности.


Технологическая карта урока

Класс: 9

Учебный предмет: ОБЖ.

Дата: _________

Урок № ____
Тема урока: саморазрушающее поведение у подростков.

Цели урока:

Образовательная: актуализация знаний о здоровом образе жизни, последствиях вредных привычек, полученные ранее, формирование умений находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях и понимание значимости своего здоровья для дальнейшей полноценной жизни.

Развивающая: развитие внимания, коммуникативных навыков, критической оценки собственным действиям.

Воспитательная: воспитание интереса к ЗОЖ и негативного отношения к вредным привычкам.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых

способов действия.

Содержательная цель: открытие  учащимися новых способов взаимодействия с обществом, формирование умения находить правильные решения с учетом жизненной ситуации, развитие критического мышления учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса к ЗОЖ и негативного отношения к вредным привычкам.

Оборудование: презентация, карточки с ситуациями, социальный ролик.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Планируемые результаты:

Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации через здоровые привычки, развитие самооценки.

Метапредметные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, анализ и синтез жизненных ситуаций, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей.

Предметные: сформированность привычки к ЗОЖ, анализировать поступки и принимать решения с учетом жизненной ситуации.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап. Мотивации

Цель этапа: 

- мотивировать к изучению темы; 
- актуализировать знания

Прием «Афоризм»

Сенека говорил: «Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться».

- Как вы думаете, ребята, что хотел нам сказать римский философ?

- Перечислите факторы, которые делают нашу жизнь короче.

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие задачи стоят перед нами на уроке?













Отвечают на поставленные вопросы.






Формулируют тему урока.


Формулируют задачи урока.


Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Познаватель-ные:

- построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи.

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    
актуализация знаний через пробное учебное действие.

Прием «Ассоциативный ряд».

- Как вы думаете, какие компоненты формируют здоровье? Перечислите их, составив кластер.



Сформулируйте определение понятию «здоровье», основываясь на ассоциации, которые вы записали в кластер.

А теперь давайте сравним то определение, которое получилось у нас, с тем, что дает ВОЗ: «Здоровье - это не только отсутствие болезни и немощи, а состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Если с физическим благополучием все понятно, то как вы понимаете слова «психическое и социальное благополучие».

В одном из журналов была опубликована любопытная табличка, показывавшая результаты международного опроса сопоставимых по возрасту и социальному статусу групп лиц из разных стран Европы. Всем опрашиваемым предлагали дать оценку своего здоровья.

по представленным результатам доля людей, оценивающих свое здоровье как хорошее, составила в разных странах:

Норвегия – 81 %,

Нидерланды –78 %,

Финляндия – 69 %,

Италия – 62 %,

Португалия – 41 %,

Латвия – 29 %,

Россия – 22 %,

Украина – 8 %.

Как вы думаете, что мешает человеку чувствовать себя здоровым?




Составляют кластер, который будет дополняться в ходе ответов других участников беседы.

Формулируют, записывают в тетрадь определение.




Сравнивают запись в тетради и на презентации.











Отвечают на поставленный вопрос.





Изучают предложенные данные.




























Отвечают на поставленный вопрос, перечисляя и вредные привычки.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуника-тивные:

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирова-ние собственного мнения (позиции).

Познаватель-ные:

-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач.

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Целью данного этапа является обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Прием «Ролевая игра».

Итак, мы с вами перечислили вредные привычки, влияющие на здоровье человека. Давайте с вами проведем небольшую ролевую игру, темой которой будет «Можем ли мы сказать НЕТ!»

Рассмотрим несколько ситуаций и поразмышляем над ними, как бы мы поступили, а как правильно поступать.

Ситуация 1. Друг протягивает тебе вечером банку энергетика и говорит: «Попробуй! Чего ты боишься? Мамки своей? Так она ничего не узнает! Так и будешь слабаком ходить, ни разу энергетик не пробовал! Фу, ты лох! Тебе что, слабо?»

Ситуация 2. В компании многие курят айкосы и утверждают, что от них нет никакого вреда. Вы согласитесь курить с ними или будете доказывать, что они все-таки вредны? Какие аргументы приведете?

Ситуация 3. Друг предлагает пойти найти закладку и попробовать купленный препарат бесплатно, просто ради интереса: «Да чего ты! От одного раза точно ничего не будет! И это же не тяжелое, привыкания нет, просто кайфанем, расслабимся». Ваш ответ на такое предложение.

Ситуация 4. Друзья пишут в общем чате: «Го играть! мы сегодня планируем резаться всю ночь. Ты с нами?». Ваш ответ товарищам, вы знаете, что завтра у вас выходной. А измените ли вы свое решение, если на следующий день рано вставать?

Всегда ли вы способны сказать: «Нет!». Какие факторы мешают вам отказать, чего вы боитесь?

 












Два участника обыгрывают ситуации. Остальные подключаются к дискуссии.






















































Отвечают на поставленные вопросы.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей.

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- осуществление пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной форме.

Физкультминутка

Целью данного этапа является отдых, снятие напряжение со спины, разрядка

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,


И на место вновь вернулись.

Ходьба на месте.




Поднимать и опускать плечи.




Руки перед грудью, рывки руками.


Прыжки на месте.


Ходьба на месте.



Потягивания — руки вверх и в стороны.

Дети садятся.


                        4 этап  Этап включения изученного в систему знаний.

Целью данного этапа является формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Прием «Слоган».  Объединив детей в группы, прошу создать слоганы:

1. О здоровье.

2. О вреде алкоголя и энергетиков.

3. О вреде курения.

4. О вреде наркотиков.

5. ЗОЖ.


Прием «Реклама».

Продолжим работу в группах. Создайте рекламу, пропагандирующую ЗОЖ, инсценируйте рекламный ролик.


Просмотр социального ролика о вреде, наносимом вредными привычками, организму подростка.

Так ли безобидны айкосы и энергетики, как о них говорят?

Что вы думаете о других вредных привычках?

Как можно сохранить здоровье надолго?

Есть ли рецепт долгой здоровой жизни? Давайте составим его.

Какие меры можно предпринять, чтобы предотвратить распространение вредных привычек среди молодежи. Что должно сделать государство, а что вы сами?

Создают слоганы, согласно заданиям групп.









Создание ролика, его инсценировка.







Учащиеся смотрят ролик.





Отвечают на поставленные вопросы.








Составляют рецепт.

Отвечают на поставленные вопросы.

Личностные:

-формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации.

- структурир.

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Целью данного этапа является самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Прием «Опрос-итог».

- Что такое здоровье?

- Заботимся ли о нем с молодости?

- Какие вредные привычки подрывают здоровье?

- Что мешает подросткам отказаться от предложений попробовать запрещенные вещества и препараты?

- Что вы скажете своему другу, если узнаете, что он курит или пьет, или принимает наркотики?

-Для чего нужны в нашей речи имена прилагательные?

Прием "Незаконченные предложения".

На уроке я испытываю такие чувства, как…..

Я думаю, что уроки ОБЖ проходят……

Больше всего на уроках ОБЖ я люблю….

Мне не очень нравится……

Если бы я был учителем ОБЖ, я бы…

Домашнее задание: создать презентацию «Я умею говорить НЕТ!»

Отвечают на вопросы.















Анализ собственной деятельности.

Личностные:

- формирование самоидентифи-кации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной форме.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Казанцева А. Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости. – М.: Обзор, 2017. – 158 с.

  2. Как легко бросить курить. М. Андреева – СПб.:ООО «Издательство «Тригон», 2007. – 384 с.

  3. Классные часы. 9 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 120 с.

  4. Пинтосевич И. Создавай! Хорошие привычки за 30 дней. – Ростов-на-Дону: Вера, 2016. – 125 с.

  5. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!