СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная деятельность как один из видов работы студентов колледжа на основе фгос

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная деятельность как один из видов работы студентов колледжа на основе фгос»

Шишхова Залинет Рашидовна

Преподаватель математики и

информатики

ГБПОУ РА «Адыгейский едагогический

колледж им. Х.Андрухаева»


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ФГОС


«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».

К.Д. Ушинский

Увеличение производительности занятия –ключевая задача преподавателя. Триумф ее заключения во многом находится в зависимости от способа изучения, позволяющей вооружить студентов основательными и крепкими познаниями, выучиться работать с вниманием и автономно. Мне видется, собственно, что составление самостоятельности студентов на занятиях и в частности, на занятиях математики и информатики, в сформировавшихся критериях образования (переход на новые ФГОС), приобретает особенную актуальность, а одним из наиглавнейших способов изучения делается способ «самостоятельная работа». При этом, организация системы самостоятельных работ студентов в согласовании с выдвигаемыми целями и особенностям учебного материала считается не нетяжелым делом для преподавателя. Независимая работа студентов на занятиях всякий раз задумывается преподавателем, протекает под его управлением и контролем. В следствие этого данный способ, в большей степени, считается определенным видом целенаправленной общей работы преподавателя и студентов.

В педагогической литературе существует множество трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы. Так, например, по определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий.

При использовании способа самостоятельной работы преподаватель заставляет студентов автономно мыслить, не дает готовых решений, а может помочь студентам в поиске правильных ответов на установленные задачи. «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению» (К.Д. Ушинский).

Самостоятельная работа создает у студентов ряд умений и навыков, важных при переходе на новые стандарты обучения, а как раз:

- отбирать нужную информацию;

- исследовать различные источники информации;

- конспектировать; оформлять схемы, таблицы, диаграммы;

- разбирать и сравнивать факты;

- давать собственную оценку по изучаемой проблеме.

Собственно, что же должен делать студент самостоятельно? Прежде всего - самостоятельно мыслить, испытывать в этом потребность, способность ориентироваться в новой ситуации, формулировать вопрос и найти способ его решения.

Самостоятельная работа позволяет вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки студентов, развивать творческое мышление. В конечном счете, наряду с другими способами изучения, самостоятельная работа содействует осовремениванию урока. Методисты практики выделяют 3 ведущих типа на подобии познавательной работы и в соответствии с этим 3 типа самостоятельной работы:

  1. репродуктивный (копирующие);

  2. частично поисковый (эвристические);

  3. исследовательские.

Задачи первого типа влекут за собой требование выполнять определенные действия на модели или осуществлять, как говорится, близкую передачу знаний. Такая самостоятельная работа в этих случаях служит целям лучшего понимания нового и фиксации изучаемого материала в памяти.

Например, на занятиях по математике некоторые темы требуют решения множества однотипных примеров для лучшего усвоения материала. Как показывает практика, студентам нравится такой метод.

Самостоятельная работа отчасти-поискового характера побуждает студентов к полностью сознательной работе. Задания этого типа предоставляют студентам возможность найти путь и метод решения конкретной задачи на основании существующих познаний.

Например, изучение операций с файлами и папками считается у преподавателей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что студенты совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Для того, чтобы заинтересовать студентов, теорию можно представить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и провести небольшую игру «Поиск клада». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет записку-информацию о том, в каком файле спрятан клад, а затем прячут его в любой папке. Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого студенты меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание.

Также очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. «Как измерить количество информации» – вместо унылого «Единицы измерения информации», «Что такое алгоритм» – вместо обычного «Понятие алгоритма», «Учимся считать на компьютере» – вместо «Электронные таблицы» и др.

Научные самостоятельные работы предполагают собой небольшие ученические исследования, в результате которых студенты получают новые знания или узнают новый способ действия. Изучения начинаются с вопроса. Вопрос вызывает трудности. Появляется цель деятельности, планируется план, в котором имеются несколько вариантов путей решения. Выбирается впоследствии исследования оптимальный вариант действия, он выполняется и затем делается вывод. Данная схема имеет возможность видоизменятся зависимо от содержания изучаемого вопроса, от источника знаний. В процессе выполнения таких работ проявляется творчество обучающихся.

Исследовательский метод ориентирован на самостоятельную работу. Когда использую исследовательский метод я не даю студентам готовых знаний, а организую самостоятельную, поисковую, творческую деятельность студентов, которые находят новые способы, методы решения задачи

Например, на занятиях по математике даю каждому студенту задание по теме «Текстовые задачи», решить разными способами одну и ту же задачу и произвести проверку. Работа с книгой: подобрать несколько текстовых задач и учебников математики. Перед изучением темы «Многогранники и тела вращения» даю задание изготовить макеты этих геометрических фигур. Студенты с интересом выполняют эту работу. А когда начинаем изучение данной темы студенты знают основные понятия и с интересом слушают и учувствуют в объяснении нового материала.

На занятия по информатике при изучении темы «Компьютерные презентации» даю задание создать в программе Microsoft PowerPoint растущее дерево. Студенты продумывают как растет дерево на каждом этапе начиная с семечка. Естественно не все справляются, некоторым бывает необходима помощь.

Так же здесь можно выделить трудности и проблемы, которые могут возникать у студентов:

  • он требует больше затраты времени, чем при сообщении готовых знаний;

  • уровень знаний студентов разный, поэтому некоторые студенты решают поставленные задачи быстрее остальных и ему не терпеться сообщить другим;

  • если некоторые не могут выполнить, пропадает интерес и перестают работать.

Поэтому исследовательский метод следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приёмов. Прежде всего нужно помочь студентам, которые не справились с поставленной задачей

Также использую метод проектов как один из видов самостоятельной деятельности. В течении нескольких занятий студенты самостоятельно разрабатывают свой проект. Я в свою очередь оказываю консультативные услуги. При такой организации ясно прослеживается способность студентов мобилизовать свои интеллектуальные и волевые качества. Некоторым студентам, оказывается, достаточно сложно проектировать собственную деятельность и последовательно выполнять протяженную во времени работу. Как правило, студенты получают большое удовлетворение от конечных результатов своей деятельности.

Таким образом участие в самостоятельной деятельности формирует у учащихся познавательный интерес, создает положительную мотивацию к обучению, развивает интеллектуальную сферу личности, формирует умения и навыки в определенной деятельности.